ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1519 от 20.04.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS040-02-2022-001377-26

Дело № 33а - 1519 судья Стёпина М.В. 2022 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 апреля 2022 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Сергуненко П.А.

рассмотрел без проведения судебного заседания материал по частным жалобам ФИО1 на определение судьи Центрального районного суда г. Твери от 28 февраля 2022 года, которым постановлено:

«Заявление ФИО1 об оспаривании решения прокуратуры Тверской области оставить без движения.

Известить ФИО1 о необходимости исправить недостатки, указанные в настоящем определении, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Разъяснить, что в случае, если административный истец в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается административному истцу со всеми приложенными к нему документами в порядке ст. 129 КАС РФ».

Судья

установил:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился Центральный районный суд <адрес> с заявлением о признании незаконным ответа прокуратуры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судьей Центрального районного суда <адрес> постановлено определение, резолютивная часть которого приведена выше.

09, 10 и ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступили частные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене определения судьи, как постановленного с нарушением норм процессуального права. Указывает на нарушение его права на доступ к правосудию, полагает, что его обращение подлежало рассмотрению в порядке КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.

В суд апелляционной инстанции поступили два ходатайства ФИО1: 1. О приостановлении производства по настоящему делу в связи с обращением заявителя во Второй кассационный суд общей юрисдикции на определение судьи Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

2. Об отложении дела до разрешения его жалобы от ДД.ММ.ГГГГ в Верховному суде Российской Федерации на определение судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ о возврате без рассмотрения кассационной жалобы ФИО1

В связи с отсутствием процессуальных оснований, предусмотренных Главой 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для приостановления производства по настоящему делу, в удовлетворении ходатайства о приостановлении отказать.

В связи с отсутствием процессуальных оснований, предусмотренных ст. 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отложения рассмотрения частной жалобы ФИО1, и поскольку частная жалобы в силу ч. 2 ст. 315 КАС РФ рассматривается без проведения судебного заседания, в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения частной жалобы отказать.

Изучив материалы дела, доводы частных жалоб, проверив законность и обоснованность определения судьи, судья Тверского областного суда приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Вместе с тем право каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции РФ, не означает право выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры (формы) судебной защиты; их особенности применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел согласно Конституции РФ определяются федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Разрешая вопрос о принятии административного искового заявления ФИО1 к производству, судья пришел к выводу, что в административном исковом заявлении не указаны: дата и место рождения административного истца; номера его телефонов, факсов, адреса электронной почты, наименование административного ответчика, место его нахождения, а также сведения о том, какие права, свободы и законные интересы административного истца нарушены оспариваемым решением. Кроме того, административное исковое заявление не содержит просительной части.

В силу ч.3 ст.220 КАС РФ к административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого.

В соответствии с пп.7 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, составляет 300 рублей.

В нарушение указанных норм к административному исковому заявлению не приложен документ об оплате госпошлины.

Учитывая вышеизложенное, административное исковое заявление ФИО1 признано судом первой инстанции не отвечающим положениям ст.ст. 125, 126, 220 КАС РФ, что в силу ст. 130 КАС РФ является основанием к оставлению заявления без движения.

Суд установил срок для устранения указанных в определении недостатков до ДД.ММ.ГГГГ.

Полагаю вышеуказанные выводы судьи суда первой инстанции по существу законными и обоснованными.

Согласно КАС Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании действий должностных лиц (п. 2 ч. 2 ст. 1).

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены в статье 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с требованиями указанной статьи в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса (пункт 1 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Помимо иных сведений, в административном исковом заявлении об оспаривании действий государственных органов должны быть указаны: нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое действие (п. 7 ч. 2 ст. 220).

Судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований ст. 125 и 126 данного Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления или приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения (ч. 1 ст. 130).

Разрешая вопрос о принятии к производству суда заявления ФИО1 судья пришел к правильному выводу, что в нарушение вышеуказанных процессуальных норм в административном исковом заявлении отсутствует указание даты и место рождения административного истца; номера его телефонов, факсов, адреса электронной почты; наименование административного ответчика, место его нахождения, а также сведения о том, какие права, свободы и законные интересы административного истца нарушены оспариваемым решением. Кроме того, административное исковое заявление не содержит просительной части. В связи с тем, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению не был приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, либо заявлено ходатайство об освобождении от уплаты, судьей районного суда обоснованно административное исковое заявление оставлено без движения и по указанному основанию.

Срок, предоставленный судом заявителю для устранения этих обстоятельств, являлся разумным и достаточным. Основания для отмены или изменения судебного акта, указанные в ст. 310 КАС Российской Федерации, отсутствуют.

Вопреки доводам частных жалоб ФИО1, его жалоба на действия должностного лица не содержит сведений о том, что она подлежит рассмотрению в порядке КоАП Российской Федерации, поскольку сформулированные в ней требования с необходимой определенностью позволяют прийти к выводу, что заявитель оспаривал ответ должностного лица прокуратуры в порядке, установленном КАС Российской Федерации.

Принятое процессуальное решение не препятствует защите прав ФИО1 в порядке Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения при соблюдении им соответствующих требований КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Тверского областного суда,

определил:

определение судьи Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, частные жалобы ФИО1 без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья ФИО2