№ 33а-151/2019 (33а-9959/2018)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Оренбург 10 января 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Хакимовой О.В.
при секретаре Ершовой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Оренбургской области на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 10 октября 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области к Мансурову Хайдару Рафаиловичу о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Оренбургской области (далее – налоговая инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мансурову Х.Р. о взыскании обязательных платежей, указав, что за указанным налогоплательщиком зарегистрированы транспортные средства: *** (***) государственный номер №, *** государственный номер №, *** государственный номер №, *** государственный номер №.
За 2016 год налоговой инспекцией ответчику был исчислен транспортный налог в размере 114 048 рублей. В адрес Мансурова Х.Р. было направленно налоговое уведомление № 36897013 со срока уплаты налога не позднее 1 декабря 2017 года. Однако налогоплательщиком транспортный налог в установленный срок не уплачен.
Административному ответчику было выставлено требование об уплате транспортного налога № 111115 от 11 декабря 2017 года. Требование налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнено, сумма задолженности не погашена.
Административный истец просил суд взыскать с Мансурова Х.Р. задолженность по транспортному налогу в размере 114 048 рублей, сумму пени в размере 273,66 рублей.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 10 октября 2018 года административное исковое заявление Межрайонной инспекцией ФНС России № 8 по Оренбургской области удовлетворено частично, с Мансурова Х.Р. взыскана сумма задолженности по транспортному налогу в размере 2 122 рубля, пеня в размере 5,25 рублей, сумма государственной пошлины в размере 400 рублей.
С таким решением налоговая инспекция не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налоговой инспекции ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Административный ответчик ФИО2 и его представитель адвокат Газиев А.Я. просили решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьёй 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Как следует из материалов дела и подтверждается карточками учета транспортных средств, ФИО2 является собственником автомобиля ***) г/н №, а также собственником грузовых автомобилей *** г/н № 56 с разрешенной массой 19 130 кг, *** г/н № с разрешенной массой 18 000 кг, *** г/н № с разрешенной массой 18 000 кг.
Данные грузовые автомобили переданы административным ответчиком ООО «***» по договорам безвозмездной аренды № 01/15, № 02/15, № 03/15 от 1 июня 2015 года.
ФИО2 начислен транспортный налог за 2016 год в размере 114 254 рублей, в том числе за автомобиль ***) г/н № – 2 122 рублей, за *** г/н № – 36 414 рубля, за *** г/н № – 41 038 рублей, за *** г/н № – 34 680 рублей. Налогоплательщиком добровольно уплачена сумма налога в размере 206 рублей.
Налоговой инспекцией в адрес ФИО2 направленно налоговое уведомление № 36897013 от 6 августа 2017 года, в котором установлен срок уплаты налога не позднее 1 декабря 2017 года.
В адрес административного ответчика было направлено требование № 11115 по состоянию на 11 декабря 2017 года о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу за 2016 год и начисленной пени в срок до 19 января 2018 года.
В материалы административного дела представлены документы, подтверждающие оплату ООО «*** расходов в 2016 году по возмещению вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами: *** г/н № в сумме 42 770,06 рублей; ***, г/н № 56 в сумме 66 440,86 рублей; ***, г/н № в сумме 59 283,22 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления в части взыскания недоимки и пени по транспортному налогу за 2016 год за грузовые автомобили ***, ***, ***, исходил из того, что административный ответчик на основании статьи 361.1 НК РФ освобожден от уплаты транспортного налога в сумме 111 926 рублей, поскольку за 2016 год арендатором указанных транспортных средств ООО «***» уплачена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в размерах, превышающих размер начисленного транспортного налога в отношении каждого автомобиля.
При этом суд отметил, что статья 361.1 НК РФ не содержит указаний на необходимость внесения таких средств исключительно собственником.
Требования в части взыскания недоимки и пени по транспортному налогу за автомобиль ***), г/н № удовлетворено. С ФИО2 взыскана сумма задолженности по транспортному налогу в размере 2 122 рублей, пеня в размере 5,25 рублей.
С выводами решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании налога с грузовых транспортных средств судебная коллегия не соглашается ввиду следующего.
На основании пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.При этом в Законе № 257-ФЗ не содержится понятие владельца транспортного средства. Вместе с тем в статье 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40-ФЗ) указано, что владелец транспортного средства – собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.
По правилам статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504 утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Правила); этими Правилами установлен порядок взимания и размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами.
Согласно пункту 13 Правил собственник (владелец) транспортного средства вносит плату в соответствии с банковскими реквизитами, полученными им при регистрации в реестре, указывая номер своей расчетной записи.
На основании пункта 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками - организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.
В случае, если при применении налогового вычета, предусмотренного настоящим пунктом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма налога принимается равной нулю.
Сведения из реестра представляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, льгота (вычет) по транспортному налогу предоставляется налогоплательщикам транспортного налога в связи с уплатой ими в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, платы в счет возмещения вреда автомобильным дорогам.
Из системного толкования положений главы 28 НК РФ следует, что воспользоваться правом уменьшения суммы налога на сумму платы за вред автомобильным дорогам могут только плательщики транспортного налога, причем такая плата за вред дорогам должна быть уплачена непосредственно этими налогоплательщиками, а не иными лицами. Если в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных на собственника транспортного средства, плата в счет возмещения вреда дорогам уплачивается иным лицом, то такой собственник транспортного средства не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную иным лицом сумму платы за вред автомобильным дорогам.
Приказом Минтранса России от 10 февраля 2017 года № 46 утвержден Порядок предоставления налоговым органам сведений из реестра системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Порядок). Данный приказ Минтранса России от 10 февраля 2017 года № 46 издан во исполнение статьи 362 НК РФ.
Сведения о внесенной налогоплательщиком сумме платы налоговый орган получает от оператора, обеспечивающего функционирование системы взимания платы. Такая информация используется налоговым органом для расчета транспортного налога и применения соответствующей льготы.
Согласно представленным сведениям из реестра взимания платы в систему «***» плата за спорные транспортные средства поступила от ООО «***», которое также указано владельцем транспортных средств.
При этом приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» была предусмотрена возможность регистрации транспортных средств на собственников, а также иных лиц, владеющих транспортным средством на иных основаниях.
Следовательно, регистрация транспортного средства возможна не только на собственника, но и на иного законного владельца; в этом случае свидетельство о регистрации транспортного средства оформляется на такого владельца.
Однако в рассматриваемой ситуации спорные автомобили зарегистрированы именно на ФИО2, а не на ООО «***». Такие автомобили переданы в аренду ООО «***», которое и совершило платежи в систему «Платон».
В связи с тем, что указанная плата за вред дорогам поступила не от собственника автомобилей ФИО2, то налоговая льгота, предусмотренная статьёй 361.1 НК РФ, на данного налогоплательщика не распространяется.
То обстоятельство, что ФИО2 является учредителем и директором ООО «***», не является основанием для применения в отношении него налоговой льготы, так как в силу пункта 1 статьи 48 и статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО «***» является самостоятельным юридическим лицом.
Согласно пункту 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 3 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований налоговой инспекции о взыскании транспортного налога с принадлежащих ФИО2 грузовых автомобилей в сумме 112132 рублей и пени в сумме 268 рублей 41 копеек, а административное исковое заявление Межрайонной ИФНС № 8 по Оренбургской области удовлетворению в полном объёме.
Соответственно решение суда в части взыскания с административного ответчика государственной пошлины подлежит изменению.
Положениями подпункта 4 пункта 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ предусмотрено, что по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: от суммы 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
Следовательно, с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования город Новотроицк подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 486 рублей 43 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области удовлетворить.
Решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 10 октября 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с ФИО2 недоимки и пени по транспортному налогу за 2016 год, принять новое решение, которым взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 114 048 рублей, пеню в размере 273 рублей 66 копеек.
То же решение в части взыскания государственной пошлины изменить, взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования город Новотроицк государственную пошлину в размере 3 486 рублей 43 копеек.
Председательствующий:
Судьи: