Судья Черненок Т.В. Дело № 33а-1521/2021
(58RS0018-01-2020-004985-70)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 мая 2021 года судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Окуневой Л.А.
и судей Мартыновой Е.А., Николаевой Л.В.,
при секретаре Макаровой А.А.,
заслушала в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Окуневой Л.А. административное дело № 2а-56/2021 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 25 января 2021 г., которым постановлено:
Административное исковое заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере <данные изъяты> рублей, пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты>.
Взыскать с ФИО1 госпошлину в бюджет муниципального образования город Пенза в размере <данные изъяты>.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения административного ответчика ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы по доверенности ФИО2, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы (далее – ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, также налоговая инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, в связи с чем ему был начислен транспортный налог за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., однако в установленный законом срок данные налоги не были уплачены, в связи с чем ФИО1 были начислены пени и направлено требование № со сроком уплаты до 7 апреля 2020 г. Также административному ответчику были начислены пени в связи с неоплатой и несвоевременной оплатой данных налогов за 2014, 2015, 2016, 2017 годы, соответствующее требование № от 112 июля 2019 г. направлено в адрес ФИО1 с предложением об уплате начисленных сумм в срок до 5 ноября 2019 г. В установленные в требованиях сроки ответчик указанные в требованиях суммы налогов и пени не уплатил. Судебный приказ, выданный мировым судьей по заявлению налоговой инспекции, был отменен 5 июня 2020 г.
По изложенным основаниям Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Пензы просила взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.
В ходе судебного разбирательства административный истец отказался от иска в части требований о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2018 г. в размере <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 25 января 2021 г. данный отказ от иска принят судом, производство по делу в части указанных требований прекращено.
В остальной части районный суд постановил вышеприведенное решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе ФИО1 считает постановленное судебное решение незаконным, противоречащим действующему законодательству, просит его отменить и отказать в иске ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, указав, что данная налоговая инспекция является частной юридической фирмой и не может выполнять функции государственного учреждения, а также использует неверный код валюты, требует перевод налоговых начислений на их личный расчетный счет, который не является расчетным счетом казначейства региона, в который и должны поступать налоги. Также указал, что при расчете транспортного налога налоговая инспекция не должна была руководствоваться ставками, установленными в Пензенском регионе, поскольку они выше, чем это предусмотрено налоговым законодательством, что ухудшает положение налогоплательщиков. Полагает, что при расчете налога должна применяться ставка, действовавшая на момент приобретения имущества, так как закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы. Считает, что направленные в его адрес налоговые уведомления были оформлены с нарушением требований законодательства, при отсутствии подписи и печати.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения о их необоснованности и законности судебного акта.
Административный ответчик ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем на основании части 2 статьи 289 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании статьи 357 НК РФ (здесь и далее приводятся нормы в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Исходя из требований статьи 363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункты 1 и 3).
На территории Пензенской области транспортный налог введен в действие Законом Пензенской области № 397-ЗПО от 18 сентября 2002 г.
В соответствии со статьей 2 данного Закона Пензенской области ставка транспортного налога для автомобиля легкового с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) составляет 45 руб. с каждой лошадиной силы.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено в случае просрочки уплаты налогов с налогоплательщика взыскание пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России.
Согласно пункту 1 и абзацу 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 2007 года по за ФИО1 зарегистрировано транспортное средство - автомобиль легковой <данные изъяты>, 2006 года выпуска, мощностью 165 л.с., государственный регистрационный знак №.
В соответствии с вышеприведенными положениями налогового законодательства налоговый орган осуществил расчет подлежащего уплате административным ответчиком транспортного налога за 2018 год, указав его в налоговом уведомлении № от 25 июля 2019 г., которое направлено административному ответчику заказной почтовой корреспонденцией, что подтверждается списком рассылки заказных писем. В налоговом уведомлении указана сумма налога – <данные изъяты> руб. и срок его уплаты – не позднее 2 декабря 2019 г. (л.д.21-22).
В установленный срок административный ответчик добровольно указанную сумму налога не уплатил, поэтому, выявив недоимку, налоговым органом было оформлено и направлено в адрес ФИО1 заказной почтовой корреспонденцией требование № по состоянию на 13 февраля 2020 г. об уплате в срок до 7 апреля 20207 г. транспортного налога за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб., начисленные на данную недоимку за период с 3 декабря 2019 г. по
12 февраля 2020 г. (л.д.13-14,16).
Также установлено, что налоговая инспекция произвела начисления транспортного налога за 2014, 2015, 2016, 2017 годы, указав их в налоговых уведомлениях № от 16 июня 2015 г. со сроком уплаты не позднее 1 октября 2015 г. (за 2014 год), № от 13 сентября 2016 г. со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2016 г. (за 2015 год), № от 12 октября 2017 г. со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2017 г. (налог за 2016 год), № от 13 августа 2018 г. со сроком уплаты не позднее 3 декабря 2018 г. (за 2017 год) (л.д.23-25).
Однако обязанность по уплате транспортного налога за 2014, 2016 годы административным ответчиком исполнена несвоевременно, за 2015 год налог уплачен не в полном объеме, за 2017 год налог не уплачен.
Недоимка по налогу за 2014 год в размере <данные изъяты> руб. погашена ФИО1 30 января 2018 г.
Транспортный налогу за 2015 год оплачивался частямии недоимка в размере <данные изъяты> руб. была взыскана с ФИО1 судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Пензы от 28 апреля 2017 г. (дело № 2-384/2017).
Недоимка по налогу за 2016 год в размере <данные изъяты> руб. была взыскана с ФИО1 судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Пензы от 10 мая 2018 г. (дело № 2а-418/2018) и уплачена в полном объеме 9 ноября 2018 г.
Недоимка по налогу за 2017 год в размере <данные изъяты> руб. была взыскана с ФИО1 судебным приказом мирового судьи судебного участка
№ 2 Ленинского района г. Пензы от 11 сентября 2019 г. (дело № 2а-1476/2019) и не уплачена.
С учетом неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате налога за 2014-2017 гг. в установленные сроки налоговой инспекцией на основании статьи 75 НК РФ были начислены пени и сформировано требование № по состоянию на 10 июля 2019 г., в соответствии с которым ФИО1 предлагалось уплатить в срок до
5 ноября 2019 г. пени по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., в том числе: в размере <данные изъяты> руб., начисленные за период с 7 октября 2015 г. по 30 января 2018 г. на сумму недоимки <данные изъяты> руб. за 2014 год; в размере <данные изъяты> руб., начисленные за период с 2 декабря 2016 г. по 10 июля 2019 г. на сумму недоимки <данные изъяты> руб. за 2015 год с учетом частичных погашений; в размере <данные изъяты> руб., начисленные за период с 20 декабря 2017 г. по
8 ноября 2018 г. на сумму недоимки <данные изъяты> руб. за 2016 год; в размере <данные изъяты> руб., начисленные за период с 4 февраля 2019 г. по 10 июля 2019 г. на сумму недоимки <данные изъяты> руб. за 2017 год. Двойного начисления пеней не выявлено.
Данное требование было направлено в адрес административного ответчика 25 августа 2019 г. заказной почтовой корреспонденцией, о чем свидетельствует список заказных писем (л.д.17-20).
Поскольку в указанные в требованиях № и № сроки недоимка по налогу и пени не были уплачены, то на основании заявления налоговой инспекции, поданного с соблюдением установленного срока в соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 2, пункта 3 статьи 48 НК РФ, части 2 статьи 286 КАС РФ, мировой судья судебного участка № 2 Ленинского района г. Пензы 22 мая 2020 г. вынес судебный приказ № 2а-808/2020 о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу и пени, который определением и.о.мирового судьи того же судебного участка от 5 июня 2020г. был отменен в связи с поступившими возражениями должника, а потому 26 октября 2020 г., то есть в пределах шестимесячного срока после отмены судебного приказа, ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в районный суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу и пени.
Разрешая спор, определив юридически значимые для дела обстоятельства, проверив порядок и процедуру взыскания налога, пени, сроки направления требований, правильность начисления пеней, сроки обращения административного истца в суд, пришел к выводам о наличии у административного ответчика обязанности по уплате транспортного налога за 2018 год и пеней в общем размере <данные изъяты> руб., начисленных за несвоевременную уплату и неуплату транспортного налога за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годы. Доказательств уплаты налога и пеней в полном объеме за спорный период не представлено.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствующими нормам действующего налогового законодательства, расчет транспортного налога, а также пени обоснован налоговым органом в ходе рассмотрения дела, какие-либо основания для освобождения административного ответчика от налоговой обязанности отсутствуют, в связи с чем у суда имелись правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном взыскании недоимки и пени в пользу налоговой инспекции, которая является частной юридической фирмой и не может выполнять функции государственного учреждения, являются ошибочными и о незаконности решения суда не свидетельствуют.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Положением об Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы, утвержденным руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области 20 марта 2019 г., статьями 30, 31 НК РФ налоговая инспекция, являясь территориальным органом Федеральной налоговой службы, обладает государственными властными полномочиями по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в том числе по взысканию недоимки и пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Исходя из названных положений действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы является надлежащим административным истцом по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ФИО1 обязанности оплачивать не соответствующий Конституции Российской Федерации транспортный налог, законность установления которого не подтверждена административным истцом, и не проверена судом, не являются основанием к отмене решения суда, так как они основаны на ошибочном толковании материального закона.
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года № 451-О, от 23 июня 2009 года № 835-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2391-О и др.).
Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом (статьи 14, 356 НК РФ).
Регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер, предполагается, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации, который при установлении регионального налога, в том числе на основе вытекающего из статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 3 НК РФ требования юридического равенства в налоговых отношениях, реализуемого применительно к одной и той же категории налогоплательщиков с учетом экономического основания данного налога, определяет плательщиков данного налога и элементы налогообложения, а также, если сочтет необходимым, предусматривает налоговые льготы, правила их предоставления, способы исчисления конкретных ставок и т.д. (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П).
В Определении от 14 декабря 2004 г. № 451-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, в отношении транспортных средств - это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (статья 359 Налогового кодекса Российской Федерации). В этом случае налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, определенных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 361 НК РФ установлены базовые ставки транспортного налога.
Законом Пензенской области «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» № 397-ЗПО от 18 сентября 2002г. налоговые ставки установлены в зависимости от мощности двигателя, года выпуска транспортного средства, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Указанные налоговые ставки превышают базовые ставки, определенные в пункте 1 статьи 361 НК РФ
Вместе с тем пунктом 2 статьи 361 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право увеличить (уменьшить) налоговые ставки законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Утверждение административного ответчика в апелляционной жалобе о том, что направленные в его адрес налоговые уведомления были оформлены с нарушением требований законодательства, при отсутствии подписи и печати, основано на ошибочном толковании положений нормативных правовых документов, регулирующих налоговые правоотношения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 НК РФ форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Пунктом 2 приказа Федеральной налоговой службы от 7 сентября 2016 г. № ММВ-7-11/477@ «Об утверждении формы налогового уведомления» предусмотрено формирование налогового уведомления с использованием технических средств в автоматизированном режиме.
При этом требований о проставлении в налоговом уведомлении подписи должностного лица и печати соответствующего налогового органа ни данный приказ, ни Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит.
С учетом изложенного, а также исходя из фактических обстоятельств по делу, у суда имелись законные основания для признания за ФИО1 неисполненной обязанности по уплате транспортного налога в спорный период, что повлекло обоснованное удовлетворение заявленных требований.
Выводы суда мотивированы, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 25 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через Ленинский районный суд г. Пензы в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи