ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1528 от 23.04.2019 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 33а-1528 судья Рудник И.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 апреля 2019 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе: председательствующего Юрковой Т.А.,

судей Башкирова А.А., Щербаковой Н.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Новомосковск на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 24 января 2019 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования город Новомосковск о признании незаконным решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия

установила:

административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Новомосковск, ссылаясь на то, что решением администрации муниципального образования город Новомосковск от 13.09.2018 № 5483-оп/03-16 на основании пп. 4 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ ему отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного на землях населенных пунктов, по адресу: <...>, площадью 600 кв.м, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет, в связи с тем, что ООО «Новомосковский городской водоканал» отказал в выдаче технических условий подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

Ссылаясь на письмо Министерства экономического развития РФ от 30.06.2015 № Д23и-3009, считает данный отказ незаконным, поскольку в случае отсутствия возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, предоставляет мотивированный отказ в выдаче таких условий. При этом данное обстоятельство не является препятствием для проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Заключение о невозможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является соблюдением условий, предусмотренных пп. 4 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ.

Просит признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Новомосковск в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером <...>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>. Обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск провести аукцион на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности ФИО2, которая уточнила заявленные требования и просила признать незаконным решение администрации муниципального образования город Новомосковск об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>. Обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка. Пояснила, что ФИО1 категорически не согласен выносить подземный водовод Д-350 мм ООО «НГВ» за пределы своих земельных участков за свой счет.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что мотивированного отказа в выдаче технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения получено не было. Из ответа ООО «Новомосковский городской водоканал» следует, что они не могут выдать технические условия подключения предполагаемого к строительству объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, что соответствует пп. 4 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ об отсутствии сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Следовательно, такой земельный участок не может быть предметом аукциона.

Представитель заинтересованного лица ООО «Новомосковский городской водоканал» (далее по тексту ООО «НГВ») в лице генерального директора ФИО4 просил рассматривать административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО5 разрешение требований оставил на усмотрение суда. Указал, что в ответ на обращение ФИО1 в 2011 году в ООО «НГВ» по вопросу выдачи технических условий на водоотведение принадлежащих ему на праве собственности жилых домов № <...> и № <...> по <...>, ему был дан ответ о необходимости выноса инженерно-технических сетей (центрального водовода Д-350 мм) за пределы территории его застроек с соблюдением зон санитарной охраны. В 2018 году администрация муниципального образования город Новомосковск обратилась в ООО «НГВ» по вопросу предоставления технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, который является смежным с земельными участками, по которым проходят подземные инженерно-технические сети ООО «НГВ». В ответ на обращение письмом от 06.07.2018 года ООО «НГВ» сообщило, что владельцем двух земельных участков по адресу: <...> ФИО1 не выполнены в полном объеме ранее выданные технические условия № 33 и № 34 от 04.05.2011 года в части выноса за пределы принадлежащих ему земельных участков центрального водовода Д-350 мм. Поскольку указанный центральный водовод Д-350 мм проходит по огороженной территории землевладений, что препятствует обществу его эксплуатации, ООО «НГВ» не может выдать технические условия подключения предполагаемого к строительству объекта к сетям инженерно-технического обеспечения до выполнения работ по выносу водовода Д-350 мм за пределы земельных участков по вышеуказанному адресу. Пояснить, каким образом ФИО1 были предоставлены земельные участки, по которым проходит подземный центральный водовод Д-350 мм не может, однако для его выноса за пределы земельных участков ФИО1 требуются значительные затраты.

Исходя из положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца ФИО1

Новомосковским городским судом Тульской области от 24 января 2019 года постановлено:

административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования город Новомосковск об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>.

Обязать администрацию муниципального образования город Новомосковск повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования город Новомосковск просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства дела и применен процессуальный закон.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец ФИО1, представитель заинтересованного лица ООО «Новомосковский городской водоканал» не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили.

С учетом положений ст.ст. 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности ФИО3, представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.03.2018 ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования город Новомосковск с заявлением, в котором на основании статьи 39.18 Земельного кодекса РФ просил предоставить в аренду сроком на 20 лет земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <...>, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.

Письмом от 04.04.2018 года администрация муниципального образования город Новомосковск сообщила ФИО1, что в соответствии с пунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ информация о предоставлении земельного участка опубликована в газете «Вестник муниципального образования город Новомосковск» № 13 (69) от 04.04.2018, размещена на официальном сайте администрации www.nmosk.ru, а также на сайте www.torgi.gov.ru.

На опубликованное по заявлению ФИО1 извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № <...> для индивидуального жилищного строительства в период публикации поступило заявление иного лица о проведении аукциона по предоставлению в аренду вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, которое было рассмотрено администрацией как второе заявление на испрашиваемый земельный участок.

Учитывая подачу иным гражданином заявления о намерении участвовать в аукционе, с учетом положений подпункта 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ, ФИО1 было отказано в предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона на основании постановления администрации муниципального образования город Новомосковск от 07.05.2018 № 1462.

25.06.2018 с целью проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, администрацией муниципального образования город Новомосковск направлены запросы в ООО «Новомосковский городской водоканал», ООО «Компания коммунальной сферы», ООО «ПромЭнергоСбыт», ОАО «Газпром газораспределение Тула» о предоставлении технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение), либо предоставлении мотивированного отказа в выдаче технических условий.

На запрос администрации муниципального образования город Новомосковск ООО «НГВ» сообщило о невозможности выдачи технических условий подключения предполагаемого к строительству объекта на земельном участке с кадастровым номером <...>, по адресу: <...>, к сетям инженерно-технического обеспечения до выполнения работ по выносу водовода Д-350 мм за пределы земельных участков, принадлежащих ФИО1 по адресу: <...>, на территории которых проходит водовод Д-350 мм, что препятствует его эксплуатации.

Решением администрации муниципального образования город Новомосковск от 13.09.2018 № 5483-оп/03-16 на основании пп. 4 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ ФИО1 отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного на землях населенных пунктов, по адресу: <...>, площадью 600 кв.м, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет, в связи с тем, что ООО «Новомосковский городской водоканал» отказал в выдаче технических условий подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

Несогласие ФИО1 с решением администрации муниципального образования город Новомосковск от 13.09.2018 № 5483-оп/03-16 послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ ФИО1 в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного на землях населенных пунктов, по адресу: <...>, содержащийся в решении администрации муниципального образования город Новомосковск от 13.09.2018 № 5483-оп/03-16, не соответствует пп. 4 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы ФИО1

С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе и гражданам для индивидуального жилищного строительства.

Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).

Пункт 2 статьи 39.18 Кодекса устанавливает требования к извещению. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4). Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7).

Таким образом, наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.

Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).

В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляют в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).

В соответствии с пунктом 7 статьи 48 ГрК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.

Согласно пункту 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении него отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

Таким образом, Земельный кодекс РФ устанавливает невозможность проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора такого земельного участка в случае отсутствия сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а не в случае отсутствия самих технических условий такого подключения.

В этой связи, сам по себе мотивированный отказ в выдаче технических условий наряду с самими техническими условиями (в случае, если такие условия могут быть выданы) также является информацией о технических условиях, в связи с чем получение такого отказа не относится к случаям, при которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что положение подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в части требований об указании в извещении о проведении аукциона сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не обозначает необходимости наличия таких условий для подключения, но является требованием о предоставлении исчерпывающих сведений о возможности застройки участка. В связи с чем заключение о невозможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является соблюдением условий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, предоставление ООО «НГВ» сведений о невозможности выдачи технических условий подключения предполагаемого к строительству объекта на земельном участке с кадастровым номером <...>, по адресу: <...>, к сетям инженерно-технического обеспечения не может служить основанием для отказа в проведении аукциона.

Указание в документации об открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка сведений об отсутствии возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения не нарушает права и законные интересы потенциальных участников аукциона, и не ограничивает конкуренцию, так как до последних данная информация доведена.

Дав оценку исследованным материалам дела, совокупности установленных по делу обстоятельствам, суд первой инстанции, установив несоответствие оспариваемого решения нормам действующего законодательства, нарушение прав и законных интересов административного истца обоснованно пришел к выводу о незаконности решения администрации муниципального образования город Новомосковск об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит не основанными на материалах дела.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новомосковского городского суда Тульской области от 24 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Новомосковск - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи