Дело № 33а-1531/2016
Судья Пономарёв Д.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Тамбов 25 апреля 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Уварова В.В.,
судей: Епифановой С.А., Баранова В.В.,
с участием прокурора: Лесняк Е.Н.,
при секретаре: Переплётовой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области (далее - ФКУ «ИК №8») об установлении административного надзора в отношении Грядунов М.В.,
по апелляционной жалобе Грядунов М.В. на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 24 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ФКУ «ИК №8» УФСИН России по Тамбовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Грядунова М.В.
В обоснование заявленных требований Учреждение указало, что Грядунов М.В. 07 декабря 2015 г. осужден Задонским районным судом Липецкой области за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158, ст. 70 УК РФ с назначением наказания в виде 5 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Грядунов М.В. ранее был неоднократно судим за совершение, в том числе, тяжких преступлений, судимости по которым в установленном законом порядке не сняты и не погашены, что в соответствии с п.«а» ч. 3 ст. 18 УК РФ образует особо опасный рецидив преступлений. Осужденный Грядунов М.В. подлежит освобождению из мест лишения свободы 06 мая 2016 года в связи с отбытием срока наказания. За период отбывания наказания Грядунов М.В. зарекомендовал себя следующим образом. Взысканий и поощрений не имеет. Исковых требований и алиментных обязательств не имеет, трудоустроен, к труду относится добросовестно. Характеризуется положительно.
Поскольку Грядунов М.В. осужден за совершение преступления при особо опасном рецидиве преступлений, ФКУ ИК-8 просит установить в отношении него административный надзор сроком на восемь лет со следующими административными ограничениями: запретить посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участвовать в них; запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток (в период с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут); обязательно являться четыре раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства или пребывания.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 24 февраля 2016 года заявление ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области об установлении административного надзора в отношении Грядунова М.В. удовлетворено.
Суд установил в отношении Грядунова М.В. административный надзор сроком на восемь лет в виде следующих административных ограничений:
- обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации один раза в месяц;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 23.00 часов вечера до 06.00 часов утра за исключением случаев, связанных с работой,
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В апелляционной жалобе Грядунов М.В. просит изменить решение суда, снизив срок установленного в отношении него административного надзора до 1 года, в остальной части оставить решение суда без изменения. Считает, что установленный судом срок не является соразмерным содеянному, не соответствует его характеристики, является чрезмерно суровым и несправедливым, а так же не соответствует концепции уголовной политики и гуманистическим идеям современного общества. Обжалуемое решение не достигает предназначенных целей установленного надзора, и направлено на деградацию личности Грядунова М.В., держа его в постоянном страхе перед возможным последующим уголовным наказанием, которое, по сути, является дополнительным и повторным наказанием за совершенное преступление, что противоречит принципам Конституции РФ.
Ссылаясь на ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» автор жалобы полагает, что административный надзор при опасном и особо опасном рецидиве устанавливается на срок от 1 года до 3 лет, но не свыше установленного законодательством РФ для погашения судимости.
В возражениях на апелляционную жалобу Рассказовская межрайонная прокуратура просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что административный надзор, установленный в отношении Грядунова М.В., соответствует требованиям Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», отвечает задачам, определенным ст.2 указанного закона. Установленные решением суда ограничения не препятствуют Грядунову М.В. в соответствии с ч. 2 ст.9 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» по истечению не менее половины установленного срока, при добросовестном поведении обратиться с заявлением в суд о прекращении административного надзора.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК №8 ФСИН России по Тамбовской области и административный ответчик Грядунов М.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего оставить обжалуемое решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения.
Согласно ст.2 ФЗ от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы и имеющими непогашенную судимость, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч.2 ст.3 от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождённого из мест лишения свободы, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что Грядунов М.В. ранее был неоднократно судим за совершение преступлений, в том числе, относящихся к категории тяжких, судимости по которым в установленном порядке не сняты и не погашены, его действия образуют особо опасный рецидив преступлений, поэтому установление в отношении него административного надзора судом по заявлению исправительного учреждения осуществлено с правильным применением указанной нормы Федерального закона.
Срок административного надзора определен судом первой инстанции верно, с учётом положений п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона.
В силу п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции действовавшей после принятия Федерального закона от 23 июля 2013 года №218-ФЗ), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Кроме этого, судом первой инстанции с правильным применением ст. 4 Федерального закона определены и административные ограничения в отношении Грядунова М.В.
Довод Грядунова М.В. о том, что установление административного надзора является дополнительным и повторным наказанием за совершенное преступление, что противоречит принципам Конституции РФ, основан на неправильном толковании закона.
Административный надзор как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (п.1 ст.1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст.2).
Следовательно, административный надзор, установленный в отношении Грядунова М.В., соответствует требованиям и отвечает задачам определенным ст. 2 названного Федерального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грядунов М.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: