ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1533/19 от 02.07.2019 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Уенкова О.Г. Дело № 33а-1533/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,

судей Луковкиной Е.О., Степановой Л.А.

при секретаре Солдатенковой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мудровой Е.В.

дело апелляционному представлению прокурора Ленинского района города Иваново и по апелляционной жалобе Администрации города Иваново на решение Ленинского районного суда города Иваново от 22 марта 2019 года по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района города Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Иваново о признании Регламента Администрации города Иваново и распоряжения недействующими, и по административному исковому заявлению Администрации города Иваново к прокуратуре Ленинского района города Иваново о признании незаконным протеста,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинского района г.Иваново, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском к Администрации города Иваново (далее – Администрация),в котором с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) просит признать Регламент Администрации г.Иваново, утверждённый распоряжением Администрации г. Иваново от 29 июня 2018 года № 284-р недействующим с момента его принятия в связи с несоответствием статье 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 11, пунктов 7, 8 статьи 44 Устава города Иваново, принятого решением Ивановской городской Думы от 14 октября 2005 года № 613 в связи с отсутствием факта официального опубликования нормативного правового акта города Иваново; признать распоряжение Администрации г.Иваново от 29 июня 2018 года № 284-р «Об утверждении регламента Администрации города Иванова», недействующим с момента его принятия, в связи с несоответствием статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 11, пунктов 7, 8 статьи 44 Устава города Иваново, принятого решением Ивановской городской Думы от 14 октября 2005 года № 613 в связи с отсутствием факта официального опубликования нормативного правового акта города Иванова.

Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с заданием прокуратуры Ивановской области проведена проверка исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в деятельности Администрации города Иванова.

В ходе проверки, проведенной в соответствии с заданием прокуратуры Ивановской области по исполнению законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в деятельности Администрации, установлено, что распоряжением Администрации от 29 июня 2018 года № 284-р утвержден Регламент Администрации, представленный в ходе проведения проверки и действующий на момент ее проведения.

Распоряжением Администрации города Иванова от 24 июля 2018 г. № 325-р в п. 5.19 Регламента внесены изменения.

По мнению прокуратуры района, оспариваемые Регламент и Распоряжение Администрации города Иваново от 29 июня 2018 года № 284-р «Об утверждении регламента Администрации города Иванова» по форме и содержанию содержат признаки нормативного правового акта, так как представляют собой официальные письменные документы, содержащие юридические нормы, адресованные широкому кругу лиц, рассчитанные на многократную реализацию, а отдельные положения которого, а именно абзац 1 пункта 5.19 Регламента не соответствует и противоречит положениям действующего законодательства, а именно Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Уставу города Иванова и подлежит изменению, поскольку начальник управления правового сопровождения Администрации города Иванова не может осуществлять контроль за деятельностью первых заместителей и заместителей Главы города Иванова и указанные полномочия Главы города Иванова не могут быть переданы нижестоящему должностному лицу.

31 октября 2018 года прокуратурой района принесен протест на абзац 1 пункта 5.19 Регламента, который был рассмотрен 14 ноября 2018 года Администрацией с участием представителей прокуратуры района и был отклонен.

По мнению административного истца, в указанном случае нарушаются права граждан и законные интересы лиц, обратившихся в Администрацию, ввиду лишения их, таким образом, возможности получения ответа на свое обращение за подписью Главы города Иванова, на рассмотрение обращения надлежащим образом, поскольку в соответствии с указанным положением Регламента, фактически начальник управления правового сопровождения Администрации осуществляет контроль, дает оценку действиям должностных лиц Администрации, в то время как указанными полномочиями обладает только Глава города Иванова на основе принципа единоначалия, закрепленного требованиями указанного законодательства, Устава города Иванова.

Администрация города Иваново обратилась суд с административным иском к прокуратуре Ленинского района г. Иваново, в котором просит признать требование прокуратуры Ленинского района г.Иваново, содержащееся в Протесте на абзац 1 подпункт 5.19 Регламента Администрации города Иваново, утвержденного распоряжением Администрации города Иваново от 29 июня 2018 года № 284 – р, не соответствующим действующему законодательству.

Иск мотивирован тем, что 06 ноября 2018 в адрес Главы города Иванова поступил протест прокуратуры Ленинского района г. Иваново на абзац 1 подпункта 5.19 Регламента Администрации города Иванова, утвержденного распоряжением Администрации города Иванова от 29 июня 2018 года № 284-р, поскольку указанный пункт противоречит Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу города Иванова и подлежит изменению, ввиду отсутствия у начальника управления правового сопровождения администрации города полномочий осуществлять контроль за деятельностью первых заместителей и заместителей главы Администрации, в то время как функции управления правового сопровождения администрации города по даче правовой оценки ответам, действиям/бездействию заместителей главы на предмет их соответствия действующему законодательству полностью согласуются с целями создания и основными задачами управления правового сопровождения администрации города.

Определением Ленинского районного суда г. Иваново от 18 февраля 2019 года административные дела по иску прокурора Ленинского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Иваново о признании Регламента Администрации города Иваново и Распоряжения недействующими, по иску Администрации города Иваново к прокуратуре Ленинского района г. Иваново о признании требований, изложенных в Протесте, незаконными объединены для совместного рассмотрения на основании части 1 статьи 136 КАС РФ.

Решением Ленинского районного суда г.Иваново от 22 марта 2019 года административные исковые требования прокурора Ленинского района и Администрации г. Иваново оставлены без удовлетворения.

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района и апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных ими требований в связи с неправильным применением судом норм материального права неправильным определением обстоятельств, имеющих значения для дела

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Гурьева Е.А. поддержала доводы, изложенные в апелляционном представлении и просила их удовлетворить, возражая против удовлетворения апелляционной жалобы Администрации города Иваново по основаниям, изложенным в письменных возражения, представитель Администрации, Главы Администрации Шарыпова В.Н. - Борисова Н.А., заинтересованное лицо Денисов Л.А. поддержали доводы апелляционной жалобы и просили ее удовлетворить, указав на отсутствие правовых оснований для удовлетворения апелляционного представления прокурора, ссылаясь на доводы письменных возражений.

В судебное заседание не явились административный ответчик Глава Администрации г. Иваново Шарыпов В.Н., заинтересованное лицо Красильникова А.А., о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.

При таких обстоятельствах в соответствии со ст.150 и ч.1 ст.307 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что Распоряжением Администрации города Иваново от 29 июня 2018 года № 284-р утвержден Регламент Администрации города Иваново, регулирующий, в том числе, вопросы подготовки и проведения совещаний у главы города Иваново, руководителя аппарата Администрации города Иванова, порядка проведения личных приемов граждан в Администрации города Иванова, порядка работы со служебными документами в Администрации города Иванова, подготовки правовых актов Главы города Иванова и Администрации города Иванова, подготовки приказов руководителя аппарата Администрации города Иванова, подготовки соглашений (договоров), заключаемых Главой города Иваново и Администрацией города Иванова, подготовки доверенностей, выдаваемых Главой города Иванова и Администрацией города Иванова; контроля исполнения правовых актов Главы города Иванова и Администрации города Иванова

Распоряжением Администрации города Иванова от 24 июля 2018 года № 325-р в пункт 5.19 Регламента внесены изменения, а именно: в соответствии с абзацем 1 пункта 5.19 Регламента ответы на обращения, поступившие в Администрацию на имя Главы города Иванова, в которых обжалуются ответы, действия/бездействие заместителей главы Администрации, направляются за подписью начальника управления правового сопровождения администрации города, за исключением случаев, установленных абзацем вторым настоящего пункта.

31 октября 2018 в адрес Главы города Иванова принесен протест прокуратурой Ленинского района г. Иваново на абзац 1 подпункта 5.19 Регламента Администрации города Иваново, утвержденного распоряжением Администрации города Иваново от 29 июня 2018 года № 284-р, который мотивирован тем, что абзац 1 пункта 5.19 Регламента противоречит Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу города Иванова и подлежит изменению, поскольку начальник управления правового сопровождения администрации города не может осуществлять контроль за деятельностью первых заместителей и заместителей главы Администрации города Иванова. При этом содержится вывод о том, что указанные полномочия не могут быть переданы нижестоящему должностному лицу и содержится требование о приведении абзаца 1 подпункта 5.19 Регламента в соответствие требованиям федерального законодательства.

Протест был рассмотрен 14 ноября 2018 года Администрацией с участием представителей прокуратуры района, оснований для удовлетворения указанного протеста прокуратуры района не установлено, в связи с чем протест был отклонён.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые акты органа местного самоуправления не обладают признаками нормативного правового акта, в связи с чем не предусмотрено их официальное опубликование.

Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пропуска срока на обращение в суд с административным иском, содержащим указанные требования.

В апелляционном представлении прокурор оспаривает указанные выводы суда первой инстанции, указывая, что оспариваемые акты являются нормативными правовыми актами.

Судебная коллегия с указанными доводами жалобы согласиться не может по следующим основаниям.

Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вопросами, регулируемыми Регламентом являются: вопросы подготовки и проведения совещаний у главы города Иваново, руководителя аппарата Администрации города Иванова, подготовки и проведения совещаний у Главы города Иванова, порядка проведения личных приемов граждан в Администрации города Иванова, порядка работы со служебными документами в Администрации города Иванова, подготовки правовых актов Главы города Иванова и Администрации города Иванова, подготовки приказов руководителя аппарата Администрации города Иванова, подготовки соглашений (договоров), заключаемых Главой города Иваново и Администрацией города Иванова, подготовки доверенностей, выдаваемых Главой города Иванова и Администрацией города Иванова; контроля исполнения правовых актов Главы города Иванова и Администрации города Иванова.

Как обоснованно указанно судом первой инстанции, Регламент является муниципальным правовым актом, принятым в соответствии с установленными полномочиями органом местного самоуправления.

Анализ содержания Регламента применительно к положениям вышеуказанного пункта разъяснений высшей судебного органа свидетельствует о том, что оспариваемый Регламент фактически издан в целях организации работы администрации города Иванова и направлен на разрешение внутриорганизационных вопросов, который распространяет свое действие на чётко определенный круг лиц – заместителей Главы Администрации города Иваново, руководителей структурных подразделений Администрации города Иванова, сотрудников Администрации города Иванова, в отношении которых он издан, и чьи права и обязанности соответственно затрагивает.

Упомянутый Регламент, по мнению судебной коллегии, не обладает признаком публичности, поскольку он не распространяет своего действия на неопределённый круг лиц, не направлен и на урегулирование общественных отношений и который не определяет правил поведения, обязательных для граждан и неопределенного круга лиц.

Распоряжение Администрации города Иваново от 29 июня 2018 года № 284-р об утверждении Регламента также не является нормативным правовым актом.

Приведенные обстоятельства в совокупности с положениями закона свидетельствуют об отсутствии правовых поводов для вывода о том, что оспариваемые акты органа местного самоуправления обладают признаками нормативного правового акта и являются таковыми.

Доводы апелляционного представления об обратном основаны на неверном толковании положений закона и разъяснений высшего судебного органа и не свидетельствуют о необоснованности выводов суда первой инстанции в указанной части.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, с учетом того, что оспариваемые акты не являются нормативными правовыми актами, объединение дел в одно производство судьей первой инстанции не противоречит ст.212 КАС РФ и находится в полном соответствии со ст.136 КАС РФ, поскольку такое объединение способствовало правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований.

Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о пропуске прокурором срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Отказывая в удовлетворении иска прокурору по мотиву пропуска установленного законом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, суд первой инстанции указал о том, что срок на обращение в суд с упомянутым иском подлежит исчислению с даты получения сотрудником прокуратуры объяснений начальника Управления правового сопровождения Администрации г. Иваново Денисова Л.А. – 19 октября 2018 года.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку, как следует из пояснений прокурора в ходе рассмотрения апелляционного представления, о нарушении прав неопределенного круга лиц положениями оспариваемых актов, административному истцу стало известно в день окончания проверки и принесения протеста – 31 октября 2018 года, где приведены окончательные выводы исполняющим обязанности прокурора Ленинского района города Иваново относительно несоответствия оспариваемого пункта акта органа местного самоуправления положениям закона.

При этом судебная коллегия учитывает правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 14-П от 05 марта 2019 года, согласно которой день получения истцом (заявителем) информации о тех или иных действиях и день получения им сведений о нарушении этими действиями его прав могут не совпадать. При таком несовпадении для исчисления исковой давности имеет значение именно осведомленность истца (заявителя) о негативных для него последствиях, вызванных поведением нарушителя.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в совокупности с пояснениями, данными лицами, участвующими в деле, при рассмотрении апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении прокурором срока на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании актов органа местного самоуправления, поскольку итоговые выводы о наличии условий, свидетельствующих о незаконности оспариваемых положений акта, сформулированы исполняющим обязанности прокурора в тексте протеста, датированного 31 октября 2018 года, при этом сведения, полученные сотрудником прокуратуры 19 октября 2018 года в ходе взятия объяснения с начальника правового Управления Денисова Л.А., не могут быть однозначно расценены как данные, однозначно и достоверно указывающие на нарушение прав неопределенного круга лиц, а с соответствующим иском прокурор обратился 24 января 2019 года, то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока.

Утверждения в апелляционном представлении о том, что суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам главы 22 КАС РФ без процессуального оформления, в связи с чем прокурор был лишен возможности реализации принадлежащих ему прав как административного истца, в том числе по даче пояснений относительно пропуска срока на обращение в суд судебной коллегией отклоняются, поскольку при рассмотрении административного дела по существу судом первой инстанции имел место спорный вопрос относительно правовой природы оспариваемых нормативных правовых актов, а переход к рассмотрению дела по правилам главы 22 КАС РФ положениями процессуального закона не запрещен.

Учитывая, что судебная коллегия пришла к выводу о соблюдении прокурором срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, оснований для вывода о нарушении прав административного истца по указанным доводам представления не имеется.

По существу заявленных прокурором требований судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 36 упомянутого Федерального закона).

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1 статьи 37 упомянутого Федерального закона).

Глава города Иванова является высшим должностным лицом города Иванова, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения города Иванова и возглавляет Администрацию города Иванова (Устав города Иваново, принятого решением Ивановской городской Думы от 14 октября 2005 года № 613).

В силу пунктов 7, 8 статьи 44 Устава города Иваново, принятого решением Ивановской городской Думы от 14 октября 2005 года № 613, Глава города Иваново организует проверку деятельности структурных подразделений Администрации города Иваново в соответствии с Федеральными законами, законами Ивановской области, и Уставом, принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам.

На основании пункта 6.1.4 Решения Ивановской городской Думы от 30 марта 2006 года № 85 «Об утверждении положения об Администрации города Иваново» заместители главы Администрации города Иваново подчиняются Главе города Иваново и осуществляют свои полномочия в соответствии с распоряжением Администрации города Иваново о распределении обязанностей между Главой города Иваново и заместителями Главы Администрации города Иваново, а также на основании трудового договора, заключаемого с ним Главой города Иваново, в соответствии с актом о назначении на должность.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33), одновременно возлагает обязанность на государственные органы и органы местного самоуправления по его реализации и защите (статья 2, пункт «б» статьи 72).

Принципы правового регулирования отношений, связанных с реализацией права граждан на обращение, определены Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», являющихся, по своей сути, юридической гарантией конституционного права граждан на обращение.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статья 12 упомянутого Федерального закона).

Распоряжением Администрации города Иваново от 29 июня 2018 года № 284-р утвержден Регламент Администрации города Иваново

Распоряжением Администрации города Иванова от 24 июля 2018 года № 325-р в п. 5.19 Регламента внесены изменения, а именно: в соответствии с абзацем 1 пункта 5.19 Регламента ответы на обращения, поступившие в Администрацию на имя Главы города Иванова, в которых обжалуются ответы, действия/бездействие заместителей главы Администрации, направляются за подписью начальника управления правового сопровождения администрации города, за исключением случаев, установленных абзацем вторым настоящего пункта.

Компетенция управления правового сопровождения администрации города Иваново установлена распоряжением Администрации города Иваново от 24 июня 2010 года № 268 р «Об утверждении положения об управлении правового сопровождения администрации города и его структуры», из которого следует, что Управление в своей деятельности подотчетно и непосредственно подчинено Главе города Иваново; одной из его задач является правовое обеспечение деятельности Главы города Иваново и Администрации города Иваново.

Таким образом, осуществляя правовое обеспечение деятельности Главы города Иваново и Администрации города Иванова, начальник Управления правового сопровождения не является в силу положений пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в совокупности с положениями Устава города Иванова, Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уполномоченным лицом на подписание ответов на обращения, являясь, в том числе, в силу положения об управлении правового сопровождения администрации города и его структуре нижестоящим должностным лицом к руководящему составу Администрации города Иваново, что свидетельствует о незаконности возложения на начальника Управления осуществления контроля за деятельностью заместителей Главы города Иванова, а также направления за своей подписью ответов в случае подачи жалобы на их действия/бездействие непосредственно Главе Администрации города Иваново, положением абзаца 1 пункта 5.19 Регламента.

Факт правового закрепления указанных полномочий начальника Управления, подменяющих по своей природе полномочия Главы города Иваново, может повлечь нарушение прав граждан на получение ответа на свое обращение уполномоченным на то лицом, в том числе за подписью Главы города Иваново.

Несоответствие положений абзаца 1 пункта 5.19 Регламента в действующей редакции вышеизложенным требованиям Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу города Иваново однозначно свидетельствует о его незаконности, в связи с чем требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению.

В связи с тем, что оспариваемые Регламент и распоряжение не являются нормативными правовыми актами, административные исковые требования прокурора о признании их недействующими в связи с отсутствием факта официального опубликования не подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что требования прокурора о признании несоответствующим закону упомянутого пункта Регламента заявлены в редакции от 29 июня 2018 года, в то время как распоряжением от 24 июля 2018 года в Регламент внесены изменения, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, учитывая, что положения Регламента оспариваются в действующей редакции.

Отказывая в удовлетворении требований Администрации о признании не соответствующим действующему законодательству требования прокуратуры Ленинского района г.Иваново, содержащегося в Протесте на абзац 1 подпункт 5.19 Регламента Администрации города Иваново, утвержденного распоряжением Администрации города Иваново от 29 июня 2018 года № 284 – р, суд первой инстанции обоснованно исходил из его законности и обоснованности.

Учитывая приведенные обстоятельства, установленные судебной коллегией и послужившие основанием для частичного удовлетворения требований прокурора о признании незаконным абзаца 1 пункта 5.19 Регламента, достаточных оснований для вывода о несоответствии требования прокурора, изложенного в протесте, не имеется.

Утверждения автора апелляционной жалобы о том, что организация Управлением подготовки соответствующих ответов позволяет Главе города Иваново непредвзято и всесторонне оценить действия подчиненных, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку по смыслу пункта 5.19 Регламента упомянутые в жалобе ответы на обращения направляются Главе города Иваново лишь в случаях, если по итогам проверки начальником Управления правового сопровождения будут выявлены факты нарушения действующего законодательства и составлено заключения, в то время как в случае не выявления, по мнению начальника Управления, таких нарушений законодательства, соответствующий ответ составляется и подписывается последним, что препятствует его проверке и оценке Главой города Иваново.

Довод Администрации города, что в Администрации сложился такой порядок, что все обращения граждан направляются Главе города, не влечет за собой признание протеста прокуратуры незаконным и отказ в удовлетворении административного иска прокурора, поскольку из смысла абзаца 1 п.5.19 Регламента следует, что начальник правового Управления наделен полномочиями самостоятельно, то есть без направления обращения Главе города, давать ответы, при этом оценивая действия (бездействие) заместителей Главы города.

В целом доводы апелляционной жалобы Администрации были предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении. Данные доводы выводов суда не опровергают, о нарушении судом правовых норм действующего законодательства при разрешении требований Администрации не свидетельствуют, на правильность вынесенного судебного акта не влияют и не являются основанием для его отмены в указанной части.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда города Иваново от 22 марта 2019 года в части отказа прокурору Ленинского района города Иваново, действующему в интересах неопределенного круга лиц, в удовлетворении исковых требований к Администрации города Иваново, отменить.

В отмененной части вынести новое решение, которым административные исковые требования прокурора Ленинского района города Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Иваново о признании Регламента Администрации города Иваново, утвержденного распоряжением Администрации города Иваново от 29 июня 2018 года, распоряжения Администрации города Иваново от 29 июня 2018 года №284-р «Об утверждении регламента Администрации г.Иваново» недействующими удовлетворить частично.

Признать незаконным абзац 1 пункта 5.19 Регламента Администрации города Иваново, утвержденного распоряжением Администрации города Иваново от 29 июня 2018 года №284-р «Об утверждении регламента Администрации г.Иваново», в действующей редакции.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурору Ленинского района города Иваново, действующему в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Иваново отказать.

В остальной части решение Ленинского районного суда города Иваново от 22 марта 2019 года оставить без изменения.

Апелляционное представление прокурора Ленинского района города Иваново удовлетворить частично.

Апелляционную жалобу Администрации города Иваново оставить без удовлетворения.

Председательствующий Мудрова Е.В.

Судьи Луковкина Е.О.

Степанова Л.А.