Судья: Захарова Т.О. Дело № 33а-1535/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 февраля 2018 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Шикуля Е.В.,
судей: Медведева С.Ф., Усенко Н.В.
при секретаре: Зайцеве С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Благотворительному фонду «Социальной поддержки ветеранов подразделений специального назначении правоохранительных органов и спецслужб «Дон» о ликвидации юридического лица (некоммерческой организации),
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г.Ростова-на-Дону от 22 января 2014г.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., судебная коллегия по административным делам
установила:
ГУ Министерства юстиции Российской федерации по Ростовской области (далее – ГУ Минюста России по РО) обратилось в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что Благотворительный фонд «Социальной поддержки ветеранов подразделений специального назначении правоохранительных органов и спецслужб «Дон» (далее – фонд, некоммерческая организация) более двух лет не предоставлял в ГУ Минюста России по РО отчет о своей деятельности, а также сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества.
Ссылаясь на изложенное, заявитель просил вынести решение о ликвидации вышеуказанного фонда и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРН).
Решением Советского районного суда г.Ростова-на-Дону от 22.01.2014г. требования удовлетворены в полном объеме: Благотворительный фонд «Социальной поддержки ветеранов подразделений специального назначении правоохранительных органов и спецслужб «Дон», ОГРН <***>, ИНН <***> ликвидирован, сведения о нем исключены из ЕГРЮЛ.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 13.11.2017г. учредителю фонда ФИО1 восстановлен срок для апелляционного обжалования вышеуказанного решения суда.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения районного суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Податель жалобы обращает внимание на то, что решение вынесено с нарушением положений п.3.1.ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», содержащей изъятия в перечне организаций, обязанных предоставлять уполномоченному органу указанную в иске отчетность, под которые подпадает и ответчик.
В заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель ФИО1 по доверенности и ордеру адвокат Могутина Н.В., просила решение суда первой инстанции отменить по доводам апелляционной жалобы.
В отношении надлежащим образом извещенных представителя ГУ Минюста по РО, просившего о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, а также заинтересованных лиц, дело рассмотрено в порядке ч.2 ст. 150 КАС Российской Федерации.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение по правилам ст. 308 КАС Российской Федерации, находит основания, предусмотренные ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены постановленного судебного акта.
Судом первой инстанции было установлено, что Благотворительный фонд «Социальной поддержки ветеранов подразделений специального назначении правоохранительных органов и спецслужб «Дон» зарегистрирован Управлением ФНС России по РО 02.12.2010г. с присвоением ОГРН <***>, ИНН <***>.
В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций ГУ Минюста России по РО фонд внесен за учетным номером 6114010286.
Названная некоммерческая организация на протяжении более двух лет не предоставляла в уполномоченные федеральные органы сведения о своей деятельности, не выполняя тем самым возложенных на нее законом обязанностей, что, по мнению суда, является достаточном основанием для ликвидации юридического лица.
С такими выводами районного суда согласиться нельзя.
Материалами дела подтверждается, что 26.11.2010г. ГУ Минюстом России по РО принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации Благотворительный фонд «Социальной поддержки ветеранов подразделений специального назначении правоохранительных органов и спецслужб «Дон», сведения о которой внесены в ЕГРЮЛ 02.12.2010г. /лд-82т.1/.
В выписке из ЕГРЮЛ учредителями данной некоммерческой организации значатся ФИО2, ФИО3, Порядочный С.А., ФИО1 /лд-25 т.1/.
Согласно Уставу фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на основе добровольных имущественных взносов, направляемых на социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели /лд-15-24т.1/.
Порядок создания и деятельности благотворительных некоммерческих организаций регулируются положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон от 12.01.1996 №7) и Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Федеральный закон от 11.08.1995 №135).
Из содержания ч. 3 ст. 32 – Федерального закона от 12.01.1996 №7 следует, что некоммерческие организации, за исключением указанных в ч.3.1 настоящей статьи обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
Согласно ч. 3.1 того же законоположения некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В силу ч.2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 №135 орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Таким образом, анализ вышеуказанных законоположений свидетельствует о том, что благотворительный некоммерческий фонд, несмотря на отсутствие в составе учредителей иностранных лиц, а также поступлений от иностранных источников, обязан предоставлять уполномоченному контролирующему органу вышеназванные отчеты и сведения.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривалось, что ответчик в течение двух лет не предоставлял в уполномоченный орган по контролю документацию, предусмотренную ч.2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 №135.
Вместе с тем, буквальное толкование положений п.3-4 ст. 61 ГК Российской Федеарции свидетельствует о том, что принудительная ликвидация юридического лица по иску государственного органа, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом, может иметь место в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям.
Из материалов дела не следует и истец не ссылался на то, что деятельность фонда осуществлялась с грубыми нарушениями закона либо противоречила уставным целям.
Относительно неоднократности нарушений закона следует исходить из следующего.
Из содержания ч.1-2 ст. 20 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ следует, что в случае нарушения положений вышеуказанного закона орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, может направить ей предупреждение в письменной форме.
В случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном ГК Российской Федерации ( ч.3 ст. 20 Федерального закона от 11.08.1995 N 135).
Таким образом, системное токование вышеназванных законоположений, приводит к выводу о том, что нарушения в деятельности организации, не носящие характер грубых, не связанные с деятельностью, запрещенной законом, либо осуществляемой с нарушением Конституции Российской Федерации, либо систематически противоречащей уставным целям, могут служить основанием для обращения уполномоченного органа в суд за принудительной ликвидацией благотворительной организации только при наличии неоднократного предупреждения, выносимого контролирующим органом в порядке ч.3 ст. 20 Федерального закона от 11.08.1995 N 135.
Однако и в этом случае неоднократность нарушений в деятельности организации сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такого рода мера носит исключительный характер, что предполагает ее соразмерность допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Объективных данных в подтверждение вынесения в адрес ответчика предупреждений со стороны ГУ Минюста России по РО по факту нарушений законодательства в связи с непредставлением сведений, установленных ч.2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 №135, ч.3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7, материалы дела не содержат, что с учетом обстоятельств рассмотренного дела исключало удовлетворение заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда, как постановленное при неправильном применении материального закона, неверном определении юридически значимых для дела обстоятельств подлежит отмене с вынесением по делу нового - об отказе в удовлетворении иска.
Относительно осуществления поворота исполнения решения суда, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Из имеющейся в деле выписки из ЕГРЮЛ /лд-83-85 т.1/ следует, что 27.03.2014г. в ЕГРЮЛ внесены сведения о ликвидации юридического лица -Благотворительного фонда «Социальной поддержки ветеранов подразделений специального назначении правоохранительных органов и спецслужб «Дон» на основании решения суда от 22.01.2014г. Вместе с тем, ответчик привел доказательства предоставления в налоговый орган налоговой отчетности по налогам на добавленную стоимость, на прибыль за 2014-2016гг. включительно. Движение денежных средств по счету, открытому ответчиком в ЮЗБ ПАО «Сбербанк», производилось вплоть до 29.03.2016г./лд- 110-133 т.1/. С учетом изложенного вопрос о повороте исполнения решения суда целесообразно рассмотреть в отдельном производстве для уточнения необходимых для разрешения данного вопроса обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС Российской Федеарции, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Советского районного суда г.Ростова-на-Дону от 22 января 2014г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Благотворительному фонду «Социальной поддержки ветеранов подразделений специального назначении правоохранительных органов и спецслужб «Дон» о ликвидации юридического лица.
Председательствующий:
Судьи: