ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-15496/2016 от 25.11.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Сапего О.В. адм. дело 33а–15496/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 25 ноября 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Шилова А.Е., Ефремовой Л.Н.,

с участием прокурора Устиновой Т.А.,

при секретаре Майдановой М.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Гуськова А.В. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 19 октября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Гуськов А.В. (кандидат в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва) обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии города Сызрани Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по Сызранскому одномандатному избирательному округу № 18, участковым избирательным комиссиям избирательных участков № 3741, № 3760, № 3761, № 3762, № 3767, № 3769 о признании недействительными и отмене итогов голосования.

В обоснование заявленных требований указал, что 08.09.2016 г. состоялись выборы депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва.

По мнению административного истца, в день голосования на указанных избирательных участках были нарушены правила составления списков избирателей, порядок голосования и подсчета голосов.

Допущенные нарушения Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» при проведении голосования, не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Ссылаясь на нарушения своих избирательных прав, Гуськов А.В. просил суд признать недействительными и отменить итоги голосования участковых избирательных комиссий избирательных участков № 3741, № 3760, № 3761, № 3762, № 3767, № 3769.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от 19 октября 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Гуськова А.В. отказано.

В апелляционной жалобе Гуськов А.В. просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Гуськов А.В. и его представитель Михайловский А.Л. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.

Представители административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии города Сызрани Самарской области Рыжков А.В. и Коптева А.В. возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Представители участковых избирательных комиссий избирательных участков № 3741, № 3760, № 3761, № 3762, № 3767, № 3769 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителей сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (часть 15).

Избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме (часть 16).

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Законодательной основой регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).

Согласно статье 77 указанного Закона, суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов при таких нарушениях избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, а также основания, по которым суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов установлены в пунктах 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Аналогичная норма предусмотрена статьей 92 Закона Самарской области от 18.04.2016 № 56-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы».

Установлено, что Постановлением Самарской Губернской Думы от 14.06.2016 № 1656 назначены выборы депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва на 18.09.2016 г.

Гуськов А.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва по Сызранскому одномандатному избирательному округу № 18.

18.09.2016 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации и Самарской Губернской Думы.

Решением Территориальной избирательной комиссии от 19.09.2016 № 12/37-4 определены результаты выборов депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва по Сызранскому одномандатному избирательному округу № 18.

Избранным депутатом по Сызранскому одномандатному избирательному округу № 18 признан Симонов В.Ф. (выдвинут Самарским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия»), набравший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании – 9 986 (24,13%).

Решением Территориальной избирательной комиссии города Сызрани Самарской области № 28У76-4 от 19.09.2016 г. установлены итоги голосования, утверждены сводные таблицы и протоколы.

Заявляя требования о признании недействительными и отмене итогов голосования, Гуськов А.В. указал, что на избирательном участке № 3769 были допущены нарушения, так как в списки избирателей по УИК № 3769 по избирательному округу № 18 в качестве избирателей были включены курсанты ВУНЦ ВВС, не достигшие возраста 18 лет.

В силу подпункта 18 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Пунктом 1 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.

Реализуется активное избирательное право граждан по месту их жительства, в пределах сформированного в установленном законом порядке избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено его место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом возможность реализовать активное избирательное право предоставляется гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (пункт 4 статьи 4 названного Федерального закона).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрации (учету) подлежат все избиратели, участники референдума (пункт 1).

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 2).

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части (пункт 3).

В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи (пункт 1 статьи 17 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (пункт 2 статьи 17 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ). Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных этим же Федеральным законом или иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (пункт 4 статьи 17 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона № 67-ФЗ сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения.

Сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.

Статьей 17 части 3 названного закона предусмотрено, что военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву.

Разрешая заявленные Гуськовым А.В. требования, суд установил, что списки избирателей по УИК № 3769 не содержат лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет. При этом в судебном заседании обозревался список избирателей по УИК № 3769.

Кроме того, все избиратели, включенные в списки, имеют регистрацию по месту жительства на территории участковой избирательной комиссии № 3769, а курсанты ВУНЦ ВВС имеют следующий адрес регистрации: Самарская область, г. Сызрань, ул. Маршала Жукова, 1 (адрес высшего военного училища).

Доводы административного истца о том, что курсанты ВУНЦ ВВС не могли быть включены в списки избирателей, поскольку такая возможность прямо не предусмотрена законом субъекта Российской Федерации, суд обоснованно признал несостоятельными, так как военнослужащие обладают активным избирательным правом и голосуют на общих избирательных участках (п. 4 ст. 14 Закона Самарской области от 18.04.2016 № 56-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы»).

Также, суд обоснованно не нашел оснований для признания недействительными и отмене итогов голосования на избирательном участке № 3760, голосование на котором осуществлялось по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Новосибирская, 39, в помещении ГБУ Самарской области «Сызранский пансионат для ветеранов труда (дом-интернат для престарелых инвалидов)».

Избирателями по названному участку являются инвалиды и ветераны труда, постоянно проживающие в Пансионате с соответствующей постоянной регистрацией по месту пребывания по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Новосибирская, 39, что подтверждается списком избирателей, домовой книгой о регистрации проживающих, карточками регистрации.

Вопросы обеспечения и реализации избирательных прав инвалидов при проведении выборов в Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Самарской области от 18.04.2016 № 56-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы».

Кроме того, Центральной Избирательной комиссией Российской Федерации утверждены Рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации (Постановление от 20.05.2015 № 283/1668-6).

В Рекомендациях рассматриваются особенности деятельности избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов применительно к различным категориям инвалидам, которые в том числе могут находиться в организациях социального обслуживания: осуществляющих стационарное социальное обслуживание (дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия, специальный дом-интернат, в том числе для престарелых, психоневрологический интернат, специальный дом для одиноких престарелых, социально-оздоровительный центр, геронтологический центр, геронтопсихиатрический центр, иные организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание); осуществляющих полустационарное социальное обслуживание (социально-реабилитационный центр, реабилитационный центр и т.д.); осуществляющих социальное обслуживание на дому (центр социального обслуживания, в том числе комплексный и для граждан пожилого возраста и инвалидов, специализированная служба социально-медицинского обслуживания и т.д.); предоставляющих срочные социальные услуги (служба срочного социального обслуживания, в том числе экстренной психологической помощи, консультативный центр, иные организации, осуществляющие срочное социальное обслуживание).

Данных свидетельствующих, что ГБУ Самарской области «Сызранский пансионат для ветеранов труда» оказывает платные дополнительные услуги гражданам пожилого возраста, ветеранам, инвалидам, и иным категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а именно, предоставляет услуги по временному пребыванию граждан пожилого возраста и инвалидов, помещаемых в Учреждение по решению родственников, на условиях полной оплаты, на срок от 1 до 6 месяцев; услуги по пребыванию в отделении дневного пансиона; предоставление для проживания комнат повышенной комфортности; услуги по размещению в Учреждении родственников, приезжающих к проживающим в Учреждении гражданам, суду не представлено.

Доводы административного истца о том, что не все граждане, пребывающие в пансионате, имеют регистрацию по месту проживания в указанном учреждении, и, соответственно, активное избирательное право по выборам депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва по Сызранскому одномандатному избирательному округу № 18, так как имеют регистрацию за пределами указанного избирательного округа являются несостоятельными, поскольку основаны на предположениях.

По этим же основаниям суд не нашел оснований к признанию недействительными и отмене итогов голосования на избирательном участке № 3761, где голосование осуществлялось в ГБУЗ Самарской области «Сызранский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)».

Установлено, что голосование в названном учреждении осуществлялось только дееспособными гражданами, имеющими постоянную регистрацию в пансионате по адресу: Самарская область, г. Сызрань ул. Кировоградская, 26, что подтверждается списком избирателей и домовой книгой.

Также, суд правомерно не нашел оснований для признания недействительными и отмене итогов голосования на избирательном участке № 3762 по следующим основаниям.

Голосование на данном избирательном участке осуществлялось в здании ГБОУ СО СОШ № 26. На территории данного избирательного участка находится Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Сызранский кожно-венерологический диспансер», куда был осуществлен выезд с переносными урнами. В голосовании приняли участие девять избирателей на основании заявлений от 13 и 14 сентября 2016 года, поступивших в участковую избирательную комиссию.

При проведении голосования в ГБУЗ СО «Сызранский кожно-венерологический диспансер» присутствовали наблюдатели. Жалоб на нарушение членами участковой избирательной комиссии обязанностей по проверке места регистрации избирателя в соответствии с паспортными данными, с целью определения права голосовать по тому или иному виду избирательному бюллетеню, не поступало, каких-либо нарушений порядка голосования на избирательном участке № 3762, не установлено.

Разрешая требования о признания недействительными и отмене итогов голосования на избирательном участке № 3767, проходившего в клубе войсковой части № 58661-61 по ул. Ерамасова в г. Сызрань, суд правильно указал, что военнослужащие, принимавшие участие в голосовании, в соответствии с Законом Самарской области от 18.04.2016 № 56-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» обладают активным избирательным правом.

Военнослужащие (13 человек), проходящие военную службу по контракту в указанной воинской части, имеют регистрацию по месту жительства по адресу места нахождения воинской части, в связи с чем обладают активным избирательным правом как на выборах в Государственную Думу Российской Федерации, так и на выборах в Самарскую Губернскую Думу, в том числе по одномандатному избирательному округу № 18.

Все остальные избиратели, включенные в список избирателей по избирательному участку № 3767, являются гражданскими лицами, чье место жительства располагается в границах указанного избирательного участка, что подтверждается списком избирателей УИК № 3767.

Кроме того установлено, что ФКУ «Следственный изолятор № 2 ГУФСИН России по Самарской области» включен в границы избирательного участка № 3767, в связи с этим членами УИК № 3767 был организован выезд с переносными урнами на основании поступивших в участковую избирательную комиссию заявлений от избирателей, обладающих активным избирательным правом (не осужденных).

При проведении голосования на территории СИЗО-2, в присутствии наблюдателей, жалоб на нарушение избирательных прав не поступило.

Оспаривая итоги голосования на избирательном участке № 3741, административный истец указал, что на указанном участке использовалось техническое средство подсчета голосов. Пересчет голосов избирателей не производился.

Согласно итоговому протоколу участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3741 от 18.09.2016 г., число избирательных бюллетеней, выданных участковыми избирательными комиссиями избирателям в помещениях для голосования в день голосования, составило 699 шт., тогда как по данным сводной таблицы Территориальной избирательной комиссии города Сызрани Самарской области - 707 шт. Согласно итоговому протоколу УИК избирательного участка № 3741 от 18.09.2016 г., число погашенных избирательных бюллетеней составило 1 240 шт., а по данным ТИК - 1 232 шт.

Вместе с тем, установлено, что административному истцу была выдана копия протокола, датированная 18.09.2016 г. и указано время «22 часа 15 минут, без указания лица, заверившего копию протокола, имеется лишь указание «копия верна». В данном протоколе в строке 3 (число избирательных бюллетеней, выданных участковыми избирательными комиссиями избирателям в помещениях для голосования в день голосования) указано число - 699 шт., а в строке 5 (число погашенных избирательных бюллетеней) - 1 240 (т. 1 л.д. 96).

Однако в данный протокол внесены уточнения, что подтверждается решением № 4 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3741 от 18.09.2016 г., и после указанного решения уточненные цифры были внесены в итоговые протоколы, что не противоречит требованиям действующего избирательного законодательства.

Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией, в том числе при использовании технического средства, определен пунктом 24 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Исходя из требований указанной нормы, участковая избирательная комиссия при выявлении ошибочности данных по строкам, вносимых в средство технического подсчета избирательной комиссией самостоятельно, должна внести соответствующие изменения.

Процедура внесения таких изменений урегулирована п. 32 ст. 78 Закона Самарской области от 18.04.2016 № 56-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы», которая предусмотрена для случая выявления неточности после подписания протокола участковой избирательной комиссией об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную избирательную комиссию.

Установлено, что неточность была выявлена до направления в ТИК протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия участковой избирательной комиссии, составившей протокол и выявившей неточность, не противоречат требованиям закона, поскольку протокол не был направлен в ТИК. Первоначально составленный протокол и выданный административному истцу датирован «18.09.2016 в 22 часов 15 минут», представленный в ТИК - «18.09.2016 в 23 часа 05 минут».

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 39 Постановления от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Таким образом, отмена решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов в судебном порядке возможна при выявлении и подтверждении лишь тех указанных в законе конкретных нарушений, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отказывая в удовлетворении заявленных Гуськовым А.В. требований о признании недействительными и отмене итогов голосования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что при голосовании, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительное волеизъявление избирателей при проведении выборов, которые могут послужить основанием для отмены итогов голосования на избирательных участках № 3741, № 3760, № 3761, № 3762, № 3767, № 3769, не допущено.

Данных свидетельствующих о наличии нарушений, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей при проведении выборов на указанных избирательных участках, материалы дела не содержат.

Доводы апелляционной жалобы Гуськова А.В. о нарушении порядка голосования, порядка составления списков избирателей и установления итогов голосования, повторяют его правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую правильную оценку в решении, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Доводы апелляционной жалобы Гуськова А.В. о необоснованном отказе судом первой инстанции в удовлетворении ходатайств об истребовании списков избирателей и вызове свидетелей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Представленные по делу доказательства являются достаточными для подтверждения факта отсутствия нарушений, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей при проведении выборов.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании закона.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела и неправильном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 19 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гуськова А.В. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи