ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1549/18 от 15.01.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Жолудева Ю.В. Дело № 33а-9/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 15 января 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда

в составе: председательствующего Фомина М.В.,

судей Строчкиной Е.А., Болотовой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Городничей Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 января 2019 года

административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Пятигорска по доверенности Рыбиной Е.В.

на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 6 сентября 2018 года

по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города - курорта Пятигорска, Муниципальному учреждению «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить водоснабжением и газоснабжением земельных участков, обеспечить земельными участками многодетные семьи,

заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.

УСТАНОВИЛА:

прокурор города Пятигорска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, к администрации города Пятигорска о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия.

Требования прокурора мотивированы тем, что прокуратурой города Пятигорска по телевизионному сюжету «Многодетные семьи отправляют в чистое поле», размещенному на Интернет сайте www.stavropolye.tv проведена проверка исполнения администрацией города Пятигорска требований законодательства о социальной защите многодетных семей.

В городе Пятигорске на 01 января 2018 года получают пособия 1676 многодетных семей. Администрацией города Пятигорска принято 1076 решений о постановке на муниципальный учет многодетных семей, имеющих право на бесплатное получение земельного участка в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из указанного числа к настоящему времени земельными участками обеспечено только 259 многодетных семей.

В 2013-2014 годах утверждено 273 схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных в микрорайоне Молодежный. Все материалы выданы многодетным семьям в соответствии с их очередностью для выполнения кадастровых работ в отношении земельных участков и постановки их на государственный кадастровый учет.

Подводящих сетей непосредственно к самим участкам, в том числе водопроводных и канализационных сетей, в микрорайоне Молодежный с. Золотушка не имеется. Ближайшие сети инженерной инфраструктуры расположены в с. Золотушка. Однако мощности существующих сетей недостаточны для обеспечения микрорайона многодетных семей.

Основной причиной не предоставления земельных участков семьям, состоящим на учете, является отсутствие инженерной инфраструктуры к районам индивидуальной жилой застройки для многодетных семей.

В нарушение требований части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией города Пятигорска не обеспечено электро-, тепло-, газо- и водоснабжения территории, в границах предоставляемых многодетным семьям земельных участков.

Согласно информации администрации города Пятигорска предоставление земельных участков многодетным семьям приостановлено в 2015 году вследствие отсутствия инженерной инфраструктуры на территории, подлежащей предоставлению многодетным семьям и отсутствием финансирования строительства указанной инфраструктуры со стороны Правительства Ставропольского края.

Таким образом, по мнению административного истца, обеспечение подлежащих предоставлению многодетным семьям земельных участков инженерной инфраструктурой отнесено федеральным законодательством к вопросам местного значения органа местного самоуправления городского округа.

Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска, выразившееся в необеспечении водоснабжения и газоснабжения в микрорайоне Молодежный в с. Золотушка и в пос. Нижнеподкумский муниципального образования города-курорта Пятигорска; признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Пятигорска, выразившееся в необеспечении земельными участками многодетных семей, состоящих на учете муниципального образования города- курорта Пятигорска на получение земельных участков; возложить обязанность на администрацию муниципального образования города-курорта Пятигорска до 01 января 2019 года обеспечить водоснабжение и газоснабжение в микрорайоне Молодежный в с. Золотушка и в пос. Нижнеподкумский муниципального образования города-курорта Пятигорска, а именно в границах территорий, предназначенных для предоставления многодетным семьям; возложить обязанность на администрацию муниципального образования города-курорта Пятигорска до 01 сентября 2019 года обеспечить земельным участками все 1081 обратившиеся с заявлением о предоставлении земельных участков в орган местного самоуправления многодетные семьи, обладающие установленным законом правом на бесплатное получение земельных участков.

Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 06 сентября 2018 года административное исковое заявление прокурора города Пятигорска удовлетворено частично. Суд постановил решение:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города- курорта Пятигорска, выразившееся в необеспечении водоснабжения и газоснабжения в микрорайоне Молодежный с. Золотушка и в пос. Нижнеподкумский муниципального образования города - курорта Пятигорска.

Обязать администрацию муниципального образования города- курорта Пятигорска в срок до 01 января 2019 года обеспечить водоснабжение и газоснабжение в микрорайоне Молодежный с. Золотушка и в пос. Нижнеподкумский муниципального образования города - курорта Пятигорска, а именно в границах территорий, предназначенных для предоставления многодетным семьям.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурора города Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города - курорта Пятигорска, Муниципальному учреждению «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» - отказать.

С решением суда не согласилась администрация города Пятигорска и подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска прокурору. Полагает, что судом неправильно применены и истолкованы нормы материального права.

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации города Пятигорска по доверенности Кондакова Е.М., поддержавшего апелляционную жалобу и просившего решение суда отменить, а также прокурора отдела по участию прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Ставропольского края Колячкину И.В., полагавшую решение суда законное и обоснованное и просившую оставить его без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено частью 1 статьи 39 КАС РФ.

Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации предусматривает, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 14 Закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 года № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.

Подготовка документов по освоению земельных участков и обеспечению их инженерной инфраструктурой осуществляется на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 03.04.2013 года № 88-рп «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей в Ставропольском крае». Данная дорожная карта рассчитана на период с 2013 по 2015 год.

Согласно подпункту 2 пункта II плана мероприятий («дорожная карта») запланировано проведение мероприятия по подготовке и утверждению муниципальных программ по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых ( предоставленных) для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, срок реализации данного мероприятия - июнь 2013 года, исполнитель - органы местного самоуправления. К июню - декабрю 2015 года запланировано проведение органами местного самоуправления ( по согласованию) строительно- монтажных работ по обеспечению земельных участков, предоставляемых (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей инженерной и транспортной инфраструктурой.

Распоряжением Правительства Ставропольского края № 412-рп от 18 декабря 2015 года утвержден план мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации в Ставропольском крае первого этапа концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. В соответствии с пунктом 8 указанного плана установлен срок проведения мероприятия по обеспечению земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии со статьей 19 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», объектами инженерной и транспортной инфраструктуры - 2017 год. Исполнителями данного мероприятия определены минстрой края, министерство финансов Ставропольского края, органы местного самоуправления (по согласованию).

Распоряжением Правительства Ставропольского края № 280-рп от 05 сентября 2016 года утвержден план мероприятий («дорожная карта») по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, расположенных на территории Ставропольского края, предоставляемых (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, на 2016-2018 годы. Данной дорожной картой определен срок проведения мероприятия органами местного самоуправления ( по согласованию) строительно- монтажных работ по обеспечению земельных участков, предоставляемых ( предоставленных) для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей инженерной и транспортной инфраструктурой - март 2018 года.

Постановлением администрации города Пятигорска от 04 сентября 2017 года № 3732 утверждена муниципальная программа города - курорта Пятигорска «Управление имуществом». В рамках данной программы действует подпрограмма 3 «Обеспечение земельными участками граждан, имеющих трех и более детей». Ответственный исполнитель данной подпрограммы МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска». Задачей подпрограммы является обеспечение земельными участками граждан, имеющих трех и более детей. Сроки реализации подпрограммы 2018-2022 годы. Бюджет города - курорта Пятигорска составляет 0,00 тыс. руб. на период с 2018 по 2022 годы. В рамках основного мероприятия осуществляется обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей.

Судом установлено, что мероприятия по обеспечению земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, органом местного самоуправления города Пятигорска в полном объеме не исполнены, выделение средств из местного бюджета на реализацию данной подпрограммы до 2022 года не предусмотрено.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о допущенном административным ответчиком незаконном бездействии по не обеспечению водоснабжения и газоснабжения в микрорайоне Молодежный в с. Золотушка и в пос. Нижнеподкумский.

При этом суд верно исходил из того, что такая обязанность по обеспечению подлежащих предоставлению многодетным семьям земельных участков инженерной инфраструктурой отнесено федеральным законодательством к вопросам местного значения органа местного самоуправления городского округа.

Вывод суд о том, что отсутствие бюджетных средств в администрации города Пятигорска не освобождает её от обязанности по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, судебная коллегия находит правильным.

Таким образом, вопреки положениям статьи 226 КАС РФ, обязывающей административного ответчика доказать законность оспариваемого бездействия либо его отсутствие, администрацией города-курорта Пятигорска суду не представлено достаточных достоверных доказательств в опровержение доводов административного искового заявления прокурора.

Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия по необеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой, подлежат удовлетворению.

При рассмотрении настоящего административного дела, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального закона.

Доводы апелляционной жалобы администрации города Пятигорска аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения и надлежащей оценки последних и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 6 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: