Судья Емельянов В.А. | Дело №33а-1550/2020 |
УИД 26RS0012-01-2019-003624-17 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь | 15 декабря 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи | Строчкиной Е.А., |
судей | ФИО1, ФИО2, |
с участием секретаря | Пика А.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФИО3, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 25.09.2020 по административному делу по административному исковому заявлению ФИО4 к ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю о признании незаконными действий по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования, возложении обязанности восстановить запись в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.,
установила:
ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – Управление Росреестра по СК), филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК), впоследствии уточненным в порядке статьи 46 КАС РФ, в котором просила суд признать незаконными действия Управления Росреестра по СК и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером № в части вида разрешенного использования с «под индивидуальный жилой дом» на «под блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками», возложить на Управление Росреестра по СК и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК обязанность восстановить запись в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером № в части вида разрешенного использования под «индивидуальный жилой дом».
Обжалуемым решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 25.09.2020 административные исковые требования ФИО4 удовлетворены частично, признаны незаконными действия Управления Росреестра по СК и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером № в части вида разрешенного использования с «под индивидуальный жилой дом» на «под блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками», на Управление Росреестра по СК и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК возложена обязанность восстановить запись в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка скадастровым номером № в части вида разрешенного использования под «индивидуальный жилой дом». В удовлетворении административных исковых требований ФИО4 к ФИО3 о признании незаконными действий по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования, возложении обязанности восстановить запись в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования отказано.
В апелляционной жалобе ФИО3 просит указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым за недоказанностью административным истцом нарушения прав, свобод и законных интересов, отказать ФИО4 в удовлетворении ее административных исковых требований к Управлению Росреестра по СК и филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК о признании незаконными действий по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования, возложении обязанности восстановить запись в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по СК просит указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать ФИО4 в удовлетворении ее административных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ФИО3 ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Кроме того, указывает, что в административном исковом заявлении не указано, административным истцом не доказано и судом первой инстанции не установлено, в чем именно нарушены права административного истца.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Росреестра по СК ссылается на то, что административный истец не является собственником земельного участка с кадастровым номером № вследствие чего, его права не нарушены. Считает, что административным истцом пропущен установленный процессуальным законом срок на обжалование действий Управления Росреестра по СК, поскольку административному истцу стало известно об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № 21.11.2019 в ходе судебного заседания по гражданскому делу №2-1849/2019. Полагает, что Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Ессентуки Ставропольского края не могло не знать об утверждении Правил землепользования и застройки г.Ессентуки Ставропольского края в новой редакции. Указывает, что резолютивная часть обжалуемого решения суда не содержит нормы закона, на соответствие которому проверены оспариваемые действия Управления Росреестра по СК, что, по мнению заявителя, является нарушением норм процессуального права.
Относительно доводов апелляционных жалоб Администрацией г.Ессентуки Ставропольского края представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав ФИО4, представителя ФИО3 по доверенности ФИО5, представителя Управления Росреестра по СК по доверенности ФИО6, представителя Администрации г.Ессентуки Ставропольского края по доверенности ФИО7, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым №, площадью 504 кв.м, категория – Земли поселений, разрешенное использование – Земельный участок под индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО3, расположен в территориальной зоне Ж-1.
На указанном земельном участке и смежном земельном участке с кадастровым номером №, площадью 49 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, расположен жилой дом, площадью 55,1 кв.м, собственниками которого являются ФИО3 и ФИО4 на праве общей долевой собственности по 1/2 доли в праве.
31.10.2019 ФИО3 подано заявление о внесении изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости в части изменения разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером № Изменения внесены на основании Письма, выданного Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Ессентуки Ставропольского края от 16.10.2019 №3316.
ФИО3 с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в Администрацию г.Ессентуки Ставропольского края не обращалась, решением об изменении основного вида разрешенного использования на условно разрешенный вид, не располагает, в связи с чем, ФИО3, в территориальный орган, осуществляющий кадастровый учет, для проведения кадастрового учета изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид, такое разрешение предоставлено не было. Однако, территориальным органом, осуществляющим кадастровый учет было зарегистрировано изменение основного вида разрешенного использования на условно разрешенный вид использования вышеуказанного земельного участка.
ФИО4, считая, что действиями ФИО3, как заявителя, и Управлением Росреестра по СК по изменению целевого назначения земельного участка, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости об объекте, в сведения о характеристиках объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, в раздел вид разрешенного использования земельного участка с «под индивидуальный жилой дом» на «блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками» нарушены ее права, обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Как следует из текста административного искового заявления ФИО4, 21.11.2019 представителем ФИО3 – ФИО5 в рамках гражданского дела №2-1849/2019, в качестве доказательства по делу, было заявлено ходатайство о приобщении выписки из ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером №, из которой следует, что 12.11.2019 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № был изменен с «под индивидуальный жилой дом» на «под блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками».
Если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 219 КАС РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).
Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, а именно вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом закона от 13.07.2015 №218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом закона от 13.07.2015 №218-ФЗ порядке.
Пунктом 4 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости – при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (части 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Таким образом, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Согласно части 6 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ.
В силу частей 1, 2 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи». Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 Градостроительного кодекса РФ, с учетом положений статьи 39 Градостроительного кодекса РФ.
Частями 1, 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений Градостроительного кодекса РФ проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и другими федеральными законами. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Решением Думы города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 16.10.2019 №92 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края (далее – Правила).
Из таблицы 49.1 статьи 49 Правил следует, что блокированная застройка имеет условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.
Приведенные нормы закона свидетельствуют о том, что изменение одного вида разрешенного использования земельного участка, в частности, основного вида разрешенного использования на условно разрешенный вид осуществляется в порядке, установленном законом, предусматривающем принятие решения главы местной Администрации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ.
Приведенные нормы закона, регулирующие правоотношения в сфере кадастрового учета, предусматривают, что непредставление необходимых для кадастрового учета документов является основанием для приостановления кадастрового учета.
Разрешая спор и частично удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ФИО4 узнала о нарушении ее прав, свобод и законных интересов 21.11.2019, в связи с чем, в установленный законом срок, 26.11.2019 обратилась в суд с административным исковым заявлением, а также, что решение Управления Росреестра по СК о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости об объекте, в сведения о характеристиках объекта недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, в раздел вид разрешенного использования земельного участка с «под индивидуальный жилой дом» на «блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками», в отсутствие необходимых документов для кадастрового учета изменения основного вида разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный вид использования, не может быть признано законным.
Доводы апелляционной жалобы ФИО3 о том, что в административном исковом заявлении не указано, административным истцом не доказано и судом первой инстанции не установлено, в чем именно нарушены права административного истца, являлись предметом проверки судом первой инстанции при вынесении решения, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по СК о том, что административный истец не является собственником земельного участка с кадастровым номером №, вследствие чего, его права не нарушены, административным истцом пропущен установленный процессуальным законом срок на обжалование действий Управления Росреестра по СК, поскольку административному истцу стало известно об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № 21.11.2019 в ходе судебного заседания по гражданскому делу №2-1849/2019, также являлись предметом проверки судом первой инстанции при вынесении решения, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат ссылок на обстоятельства, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и иной оценке установленных по делу обстоятельств, иному толкованию норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 25.09.2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в течение 6 месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.
Председательствующий
Судьи