ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-15644/19 от 30.07.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-15644/2019

Судья: Чистякова Т.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании 30 июля 2019 года административное дело №2а-1178/2019, поступившее из Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга с апелляционной жалобой Богровой Р. А. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 марта 2019 года по административному исковому заявлению Богровой Р. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., выслушав представителя административного истца Богровой Р.А. – Белоусова А.Г., представителя административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Санкт-Петербургу – Титова А.Е., Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Богрова Р.А. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором, с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просила признать незаконным и отменить решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу об исключении ООО «ГПКИ Спецавтоматика», ИНН 7815001030 из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований Богрова Р.А. указала, что она осуществляла трудовую деятельность в ООО «ГПКИ Спецавтоматика». Однако заработная плата административному истцу в период с февраля 2016 года по сентябрь 2017 года выплачивалась не в полном объеме. 29 сентября 2017 года трудовой договор с административным истцом расторгнут. Административный истец, намереваясь обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по заработной плате, обратилась к юристу и при подготовке иска выяснилось, что такая возможность отсутствует, в связи с тем, что работодатель 28 декабря 2017 года исключен из ЕГРЮЛ. По мнению истца, решением административного ответчика нарушаются ее права, поскольку Богрова Р.А. не имеет возможности взыскания задолженности по заработной плате.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 марта 2019 года отказано в удовлетворении заявленных Богровой Р.А. требований.

В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.

Представитель административного истца Богровой Р.А. – Белоусов А.Г. в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы жалобы поддержал.

Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Санкт-Петербургу – Титов А.Е. в заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Административный истец Богрова Р.А. в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о месте и времени слушания дела извещалась надлежащим образом, по адресу, указанному в административном иске, доверила представление своих интересов представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем, Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного истца.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «ГПКИ Спецавтоматика» зарегистрировано в качестве юридического лица 16 августа 1993 года, поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Санкт-Петербургу (л.д.27-43).

Согласно записям в трудовой книжке, административный истец осуществляла трудовую деятельность в ООО «ГПКИ Спецавтоматика» с 15 апреля 2014 года, была уволена 29 сентября 2017 года (л.д.15-25).

Из объяснений административного истца следует, что на момент увольнения с ней не произведен полный расчет, имелась задолженность по заработной плате.

МИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу 1 сентября 2017 года вынесено решение № 25939 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «ГПКИ Спецавтоматика» из ЕГРЮЛ (л.д.49).

МИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу в ЕГРЮЛ 28 декабря 2017 года внесена запись ГРН 2177848651473 об исключении юридического лица ООО «ГПКИ Спецавтоматика», в связи с фактическим прекращением деятельности.

Стороной административного ответчика в материалы дела представлена справка №...-С от <дата> об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, выданная Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №... по Санкт-Петербургу (л.д.51).

Также представлена справка №...-О от <дата> о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, из которой следует, что последняя дата предоставления ООО «ГПКИ Спецавтоматика» документов отчетности – <дата> (л.д.50).

Сообщение о принятом <дата> на основании приведенных справок решении регистрирующего органа №... о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ опубликовано <дата> в Вестнике государственной регистрации N 35 (649) 2017 часть 2, при этом выпуск подписан в печать <дата> (л.д.52-56).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что административным ответчиком при рассмотрении дела представлены доказательства, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судебная коллегия считает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 11, пунктов 1, 2, 4 статьи 21.1, пункта 7 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказа Федеральной налоговой службы России от 16 июня 2006 года № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации», Письма Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 7 августа 2006 года № ШТ-6-09/770@ "Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

В Письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 7 августа 2006 года № ШТ-6-09/770@ "Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации" указано следующее. ФНС России является регистрирующим органом в целях применения положений Федерального закона № 129-ФЗ и процедуры, предусмотренные статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ, в том числе принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, а также не исполнивших обязанность, установленную пунктом 3 статьи 26 Федерального закона № 129-ФЗ, опубликование в органах печати этих решений и принятие решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц, должны осуществляться налоговыми органами.

В этой связи в отношении недействующих юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, оригиналы справок о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и справок об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, оформленных в соответствии с Приказом Минфина России от 28 февраля 2006 года № 32н согласно приложению № 1 и № 2 соответственно, направляются территориальными налоговыми органами с сопроводительным письмом в соответствующее управление ФНС России по субъекту Российской Федерации. Управление на основании представленных территориальными налоговыми органами указанных документов в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их получения принимает решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (общественного объединения, политической партии, религиозной организации или иной некоммерческой организации).

Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а также о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса Управления, по которому могут быть направлены заявления, в течение трех дней со дня принятия такого решения направляются Управлениями в редакцию журнала "Вестник государственной регистрации" в электронном виде для опубликования в специальном разделе журнала.

Если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в Управление не поступило заявление от юридического лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении, и (или) от его кредиторов, иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из государственного реестра, структурное подразделение Управления, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года № САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (зарегистрирован в Минюсте РФ 4 июля 2006 года № 8001) установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

Состав сведений, публикуемых в журнале "Вестник государственной регистрации" определен в приложении № 2 к вышеназванному Приказу.

В разделе II приложения № 2 к Приказу ФНС РФ от 16 июня 2006 года № САЭ-3-09/355@ указано какие именно сведения о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ подлежат публикации. В частности, в журнале "Вестник государственной регистрации" публикуются: наименование регистрирующего органа; адрес регистрирующего органа; полное наименование юридического лица; ОГРН и дата его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до 1 июля 2002 года (в случае отсутствия ОГРН): регистрационный номер и дата регистрации; ИНН юридического лица (при наличии); номер решения о предстоящем исключении; дата решения о предстоящем исключении. Сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Анализируя вывод суда относительно достоверности утверждения выводов налогового органа касающихся отсутствия движения по счету Общества и не сдачи отчетной документации в налоговый орган Судебная коллегия находит его верным, поскольку он в полной мере подтверждается изученными материалами дела.

Суд обоснованно указал, что учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, при проявлении должной осмотрительности и заботливости заинтересованные лица имели возможность отслеживать такую информацию об организации как на официальных сайтах Федеральной налоговой службы и журнала "Вестник государственной регистрации", так и путем обращения к соответствующим сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц.

Действительно, исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ осуществлено регистрирующим органом с учетом предоставленных заинтересованным лицам гарантий, так как сведения о принятом регистрирующим органом решении опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации", при этом заинтересованные лица не воспользовались возможностью направления в адрес регистрирующего органа заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.

Таким образом, принятое административным ответчиком решение об исключении ООО «ГПКИ Спецавтоматика» из Единого государственного реестра юридических лиц в полной мере соотносится с предписаниями вышеприведенных правовых норм.

Также Судебная коллегия соглашается в выводом суда первой инстанции о том, что если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.

Так, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что стороной ответчика представлены доказательства соблюдения процедура принятия оспариваемого решения об исключении ООО «ГПКИ Спецавтоматика» из единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Богровой Р. А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: