ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-15689/2017 от 24.05.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Кириченко А.Ю. Дело № 33а-15689/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Варламовой Е.А., Найденовой Л.А.,

при секретаре Нечиной Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 мая 2017 года апелляционную жалобу Ибрагимова В.А., Баранова К.В.,

на решение Ногинского городского суда Московской области от 20 января 2017 г. по делу по административному исковому заявлению Ногинского городского прокурора в интересах избирателей по одномандатным избирательным округам № 4 и № 6 к Совету депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» о признании незаконным решения о результатах рассмотрения представления прокурора, об обязании принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения Ибрагимова В.А., Баранова К.В., прокурора Смирновой М.В.,

установила:

Ногинский городской прокурор в интересах избирателей по одномандатным избирательным округам №4 и №6 обратился в суд с вышеназванным иском, с учетом изменения исковых требований, просил признать незаконным решение Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» <данные изъяты> от 30.11.2016 года «О результатах рассмотрения представления прокурора»; возложить на Совет депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» обязанность в срок не позднее месяца принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Совет депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» Баранова К.В. и Ибрагимова В.А.

В обоснование указал, что в ходе проведения прокурором проверки исполнения депутатами Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» законодательства о противодействии коррупции, установлено, что депутаты Баранов К.В. и Ибрагимов В.А. не представили сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также, о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей за 2015 год. Прокурором было внесено представление в адрес Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» об устранении нарушений закона о противодействии коррупции и, о досрочном прекращении полномочий депутатов Баранова К.В. и Ибрагимова В.А., однако при наличии установленных законом оснований к прекращению полномочий, оно незаконно оставлено без удовлетворения.

В судебном заседании прокурор Липатенков А.В. исковые требования поддержал, дал объяснения аналогичные содержанию административного иска(л.д.З-7).

Представитель Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области», действующий на основании решения <данные изъяты> от 13.09.2013 года и Устава муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области», - Литовченко В.И., в судебном заседании исковые требования признал.

Заинтересованные лица - депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» - Баранов К. В. и Ибрагимов В. А., каждый в отдельности, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, в связи с наличием, по их мнению пробелов в законодательстве. Факт того, что каждым из них в аппарат Совета депутатов в установленные законом сроки, не были предоставлены сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также, о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей за 2015 год, подтвердили. Представили суду письменные возражения (л.д. 116-122), которые поддержали в устной форме.

Решением Ногинского городского суда Московской области от 20 января 2017 г. требования удовлетворены частично: оспариваемое решение Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» <данные изъяты> признано незаконным в части отказа в досрочном прекращении полномочий депутатов Ибрагимова В.А. и Баранова К.В. В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения о результатах рассмотрения представления прокурора полностью, отказано. На Совет депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» возложена обязанность не позднее чем через 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Совет депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» по одномандатному округу №4 - Баранова К.В. и одномандатному округу №6 - Ибрагимова В.А.

В апелляционной жалобе Баранов К.В. и Ибрагимов В.А. просят решение суда отменить.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу части 7.1 статьи 40 этого Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 558, и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно части 11 статьи 40 этого Федерального закона решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Материалами дела подтверждается, что решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» <данные изъяты> от 09.09.2013 года «Об определении результатов выборов депутата Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» по одномандатному избирательному округу <данные изъяты>» Баранов К.В. признан избранным депутатом Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» по одномандатному округу <данные изъяты> (л.д.14).

Решением избирательной комиссии муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» <данные изъяты> от 09.09.2013 года «Об определении результатов выборов депутата Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» по одномандатному избирательному округу №6» Ибрагимов В.А. признан избранным депутатом Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» по одномандатному округу № 6 (л.д.15).

Рассмотрение указанного представления прокурора было включено в повестку на заседании Регламентной комиссии Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от 24 ноября 2016 года(л.д.71-73) и Совета депутатов 30 ноября 2016 года(л.д. 126-141).

Решением Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» <данные изъяты> от 30.11.2016 года (л.д. 10) представление прокурора №7.01-2016 от 28.10.2016 года в части рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов удовлетворено (открытое голосование), в части досрочного прекращения полномочий депутатов Ибрагимова В.А. и Баранова К.В., в удовлетворении представления отказано (тайное голосование).

Как установил суд, оспариваемое решение принято уполномоченным органом, с соблюдением процедуры его принятия, кворум для принятия оспариваемого решения имелся.

Суд, разрешая заявленные требования, пришел к выводу о том, что депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» Ибрагимов В.А. и Баранов К.В., каждый замещающий муниципальную должность, не исполнили предусмотренную федеральным законодательством обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей за 2015 год в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, что прямо предусмотрено законом, как основание, для досрочного прекращения полномочий депутата.

В связи с чем суд посчитал, что оспариваемое решение является незаконным только в части отказа в досрочном прекращении полномочий депутатов Баранова К.В. и Ибрагимова В.А.

Вместе с тем, суд не мотивировал основания, по которым пришел к выводу о частичном удовлетворении требования прокурора о признании оспариваемого решения Совета в целом.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Исходя из положений статьи 24 названного Федерального закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В силу пункта 3 статьи 7 названного Федерального закона прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений коммерческими и некоммерческими организациями.

Из п. 1 оспариваемого решения Совета следует, что данный пункт, несмотря на указание в нем на удовлетворение представления прокурора, по существу, тем не менее, не касается удовлетворения существа представления – об устранении имевших место нарушений закона, данный пункт оспариваемого решения отражает процедурный вопрос и не имеет самостоятельного значения.

Следовательно, по мнению судебной коллегии, поскольку по существу в удовлетворении представления прокурора оспариваемым решением Совета отказано, в том случае, если имеются основания к признанию такого решения незаконным, то признанию незаконным подлежит решение Совета о результатах рассмотрения представления прокурора в целом по вопросу и итогам рассмотрения представления прокурора.

Кроме того, суд, возлагая на представительный орган местного самоуправления обязанность принять конкретное решение о прекращении полномочий депутатов Ибрагимова В.А. и Баранова К.В., не принял во внимание, что в представлении прокурора поставлен вопрос, принятие решения по которому отнесено части 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ к полномочиям Совета депутатов муниципального образования.

В данном случае основанием рассмотрения вопроса о прекращении полномочий депутатов и принятия по нему решения Советом является представление прокурора.

Следовательно, суд вправе возложить на Совет обязанность повторно рассмотреть представление прокурора повторно по поставленному в нем вопросу, не предрешая решения, принятие которого отнесено к полномочиям представительного органа.

На основании изложенного, судебная коллегия считает выводы суда не отвечающими требованиям материального закона, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

При этом судебная коллегия считает необходимым установить конкретный срок, в который должно быть исполнено решение суда.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ногинского городского суда Московской области от 20 января 2017 г. отменить. Принять новое решение. Признать незаконным решение Совета депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна» Московской области от30.11.2016 г. <данные изъяты>. Обязать Совет депутатов муниципального образования «Город Старая Купавна» Московской области рассмотреть в установленном законом порядке повторно представление Ногинского городского прокурора от 28.10.2016 г. № 7.01-2016 в срок до 30 июня 2017 года.

Председательствующий

Судьи