ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-15732/18 от 15.01.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Бабкин С.В. адм.дело N 33а-88/2019 (33а-15732/2018)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 января 2019 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе

председательствующего Сивохина Д.А.

судей Емелина А.В. и Ефремовой Л.Н.

при секретаре Абориной О.А.,

с участием прокурора Устиновой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шарафутдинова Р.И. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 23 ноября 2018 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии г. Сызрани Самарской области с полномочиями Избирательной комиссии г. Сызрани Самарской области.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснение Шарафутдинова И.Р. и его представителя Гуськова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Избирательной комиссии г.Сызрани Самарской области Коптевой А.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы и заключение прокурора Самарской областной прокуратуры Устиновой Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

установила:

Шарафутдинов Р.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии г. Сызрани Самарской области с полномочиями Избирательной комиссии г. Сызрани Самарской области (далее ТИК г. Сызрани).

В обоснование иска указано, что он выдвинут Сызранским городским отделением «Коммунистическая партия РФ» кандидатом в депутаты Думы городского округа Сызрань VII созыва в составе списка кандидатов по единому избирательному округу включенного во внутримуниципальную часть № 5 и зарегистрирован ТИК г. Сызрани в качестве такового. 14 сентября 2018 года ТИК г.Сызрани принято решение N 84/361-4 об определении результатов выборов Думы г.о. Сызрань VII созыва по единому избирательному округу.

Ознакомившись с протоколами об итогах голосования участковых избирательных комиссий избирательных участков № 3720, № 3721, № 3722, № 3723, проходившего 9 сентября 2018 года, а также со сводной таблицей результатов выборов по единому округу, административный истец пришел к выводу, что при подведении итогов голосования, результатов выборов допущены нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Так, согласно сводной таблицы результатов выборов, на избирательном участке N 3720, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям– 687, число избирательных бюллетеней, которое содержалось в стационарных ящика для голосования – 703, таким образом, разница в количестве выданных бюллетеней и обнаруженных в стационарных ящиках составила 16 бюллетеней. На избирательном участке N 3722, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям – 1029, а число избирательных бюллетеней, которое содержалось в стационарных ящика для голосования – 1065, разница в количестве выданных бюллетеней и обнаруженных в стационарных ящиках составила 42 бюллетеней. На избирательном участке N 3723, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям – 796, а число избирательных бюллетеней, которое содержалось в стационарных ящика для голосования – 726, разница в количестве выданных бюллетеней и обнаруженных в стационарных ящиках составила 70 бюллетеней. При этом согласно строки 10а протокола, число утраченных бюллетеней составило 0.

Административный истец считает, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на указанных избирательных участках

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии г. Сызрани Самарской области с полномочиями Избирательной комиссии г. Сызрани Самарской области № 84/361-4 от 14 сентября 2018 года «Об определении результатов выборов депутатов Думы г.о. Сызрань VII созыва по единому избирательному округу и распределении депутатских мандатов», и отменить его.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Шарафутдинова Р.И. – Гуськов А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановить новое решение, которым удовлетворить заявленные им требования.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда

На основании ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 1 ст. 81 Закона Самарской области от 08.06.2006 № 57-ГД, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законодательством.

Согласно положениям ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 66 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. N 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (далее - Закон Самарской области).

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 65 указанного Закона протоколы об итогах голосования содержат строки протокола в следующей последовательности:

строка 1: число избирателей, внесенных в список на момент окончания; голосования;

строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;

строка 4: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;

строка 5: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

строка 6: число погашенных избирательных бюллетеней;

строка 7: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;

строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;

строка 9: число недействительных избирательных бюллетеней;

строка 10: число действительных избирательных бюллетеней;

строка 10а: число утраченных избирательных бюллетеней;

строка 10б: число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении;

строка 11 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях.

Протокол об итогах голосования на избирательном участке содержит строки 10а и 10б для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном частью 22 статьи 66 указанного Закона.

В силу ч. 22 ст. 66 Закона Самарской области, после ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными избирательным бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол (протоколы) об итогах голосования, в соответствии с приложением № 7 к Закону. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола (протоколов) об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу (протоколам) об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 10а и 10б протокола (протоколов). Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол (протоколы) об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола (протоколов), а в его (их) увеличенную (увеличенные) форму (формы) вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 10а и 10б протокола (протоколов) проставляется цифра «0».

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд пришел о законности решения территориальной избирательной комиссии города Сызрани Самарской области с полномочиями избирательной комиссии городского округа Сызрань Самарской области от 14 сентября 2018 года N 84/361-4 «Об определении результатов выборов депутатов Думы городского округа Сызрань седьмого созыва по единому избирательному округу и распределении депутатских мандатов». При этом, исходил из следующего.

Как установлено судом, административный истец Шарафутдинов Р.И. являлся кандидатом в депутаты Думы городского округа Сызрань VII созыва, выдвинутого в составе списка кандидатов Сызранским городским отделением «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Выборы депутатов Думы городского округа Сызрань VII созыва по единому избирательному округу состоялись 9 сентября 2018 года.

13 сентября 2018 года составлена сводная таблица N 2 окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 об итогах голосования по единому избирательному округу.

Решением Территориальной избирательной комиссии г. Сызрани Самарской области N 84/361-4 от 14 сентября 2018 г., выборы признаны состоявшимися и действительными, к распределению допущено 15 депутатских мандатов депутатов Думы городского округа Сызрань VII созыва, которые распределены между списками кандидатов избирательных объединений, допущенных к распределению депутатских мандатов согласно методике распределения депутатских мандатов.

Согласно Приложению N 1 и N 2 к решению территориальной избирательной комиссии г.Сызрани, по итогам выборов избирательное объединение Сызранское городское отделение «Коммунистическая партия Российской Федерации», набрав 36,16% голосов избирателей, получило 6 депутатских мандатов; избирательное объединение Местное отделение г.о. Сызрань Всероссийской политической партии «Единая Россия», набрав 34,6% голосов избирателей, получило 6 депутатских мандатов; избирательное объединение Самарское региональное отделение Политической партии «ЛДПР», набрав 15,54 % голосов избирателей, получило 2 депутатских мандатов; избирательное объединение Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия», набрав 8,11% голосов избирателей, получило 1 депутатский мандат.

Соответствующие данные отражены в протоколе N 2 окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 об итогах голосования по единому избирательному округу.

Как следует из пояснений административного истца, оспаривая решение ТИК г.Сызрани от 14 сентября 2018 года, он по сути, выражал несогласие с данными, установленными в протоколе № 2 окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 об итогах голосования по единому избирательному округу на основании экземпляра № 2 сводной таблицы № 2. При этом, Шарафутдинов Р.И. указывал, что показатель строки 4 (число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования) не равен показателю сроки 8 (число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования).

Вместе с тем, согласно Приложению № 7 к Закону Самарской области от 08.06.2006 № 57-ГД установлены контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования, которые должны выполняться, а именно:

1) 1 больше или равно 3 + 4 + 5;

2) 2 равно 3 + 4 + 5 + 6+10а-106;

3) 7 + 8 равно 9 + 10;

4) 10 равно 11+ все последующие строки протокола.

Анализируя экземпляр N 2 сводной таблицы N 2 окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 об итогах голосования по единому избирательному округу, суд пришел к правильному выводу, что контрольные соотношения в данном протоколе об итогах голосования полностью выполнялись как логически, так и арифметически.

Так, на избирательном участке N 3720: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (строка 4) – 687 шт.; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (строка 8) – 703 шт. В силу прямого указания закона не проверяется контрольное равенство строки 4 и строки 8. Согласно строкам 11-14 за политическую партию «Коммунистическая партия Российской Федерации» подано 232 голоса избирателей, за политическую партию «ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» – 180 голосов избирателей, за политическую партию «Справедливая Россия» - 73 голоса избирателей, за Всероссийскую политическую парию «Единая Россия» - 235 голосов избирателей, что в сумме составляет 720 – число действительных избирательных бюллетеней (строка 10).

На избирательном участке № 3721: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (строка 4) – 998 шт.; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (строка 8) – 998 шт. Вместе с тем, в силу прямого указания закона не проверяется контрольное равенство строки 4 и строки 8. Согласно строкам 11-14 за политическую партию «Коммунистическая партия Российской Федерации» подано 347 голосов избирателей, за политическую партию «ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» – 230 голосов избирателей, за политическую партию «Справедливая Россия» - 92 голосов избирателей, за Всероссийскую политическую парию «Единая Россия» - 293 голос избирателей, что в сумме составляет 962 – число действительных избирательных бюллетеней (строка 10).

На избирательном участке № 3722: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (строка 4) – 1029 шт.; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (строка 8) – 1065 шт. Вместе с тем, в силу прямого указания закона не проверяется контрольное равенство строки 4 и строки 8. Согласно строкам 11-14 за политическую партию «Коммунистическая партия Российской Федерации» подано 329 голосов избирателей, за политическую партию «ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» – 245 голосов избирателей, за политическую партию «Справедливая Россия» - 97 голосов избирателей, за Всероссийскую политическую парию «Единая Россия» - 371 голос избирателей, что в сумме составляет 1042 – число действительных избирательных бюллетеней (строка 10).

На избирательном участке № 3723: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (строка 4) – 796 шт.; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (строка 8) – 726 шт. Вместе с тем, в силу прямого указания закона не проверяется контрольное равенство строки 4 и строки 8. Согласно строкам 11-14 за политическую партию «Коммунистическая партия Российской Федерации» подано 262 голосов избирателей, за политическую партию ЛДПР – Либерально-демократическая партия России – 139 голоса избирателей, за политическую партию «Справедливая Россия» - 67 голосов избирателей, за Всероссийскую политическую парию «Единая Россия» - 295 голоса избирателей, что в сумме составляет 763 – число действительных избирательных бюллетеней (строка 10).

Таким образом, проведя суммирование данных, содержащихся в протоколах № 2, составленных окружными избирательными комиссиями, внеся полученные данные в протокол территориальной избирательной комиссии города Сызрани Самарской области с полномочиями избирательной комиссии городского округа Сызрань Самарской области по единому избирательному округу и о распределении депутатских мандатов, территориальная избирательная комиссия города Сызрани Самарской области с полномочиями избирательной комиссии городского округа Сызрань Самарской области приняла законное решение N 84/361-4 от 14 сентября 2018 года.

Согласно п. «б» ч. 1.2 ст. 77 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ, суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае, в том числе, нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы административного истца о несогласии с подсчетом голосов, не может быть принято во внимание судебной коллегией, по изложенным выше мотивам. Указанные доводы не нашли подтверждения в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам административного искового заявления, были предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьи 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 23 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шарафутдинова Р.И. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: