Судья – Аносов В.Е. Дело № 33а-1576/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 января 2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Агибаловой В.О.,
судей Малаевой В.Г., Якубовской Е.В.
при секретаре Дордуля Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кущевского районного суда Краснодарского края от 18 октября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Краснодарского краевого суда Малаевой В.Г., судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда
установила:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Краснодарскому краю обратилась в Кущевский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций на общую сумму <...> рублей, в том числе пеня по земельному налогу с физических лиц в размере <...> рублей и пеня по налогу на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах сельских поселений, в размере <...> рублей.
Решением Кущевского районного суда Краснодарского края от 18 октября 2018 г. требования административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 12 по Краснодарскому краю удовлетворены, суд постановил:
взыскать с ФИО1, ИНН <...> задолженность по налогам на общую сумму <...><...>) рублей, в том числе: пеня по земельному налогу с физических лиц в размере <...> рублей и пеня по налогу на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах сельских поселений, в размере <...> рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход муниципального образования <...> в размере <...> рублей.
ФИО1 подал в суд апелляционную жалобу, в которой просит решение Кущевского районного суда Краснодарского края от 18 октября 2018 г. отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях Межрайонная ИФНС России № 12 по Краснодарскому краю считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства извещались надлежащим образом судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, исходя из части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства без использования средств аудиопротоколирования.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы настоящего дела, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда находит решение Кущевского районного суда Краснодарского края от 18 октября 2018 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд, прежде всего, исходил из того, что заявленные требования являются обоснованными и подтверждаются материалами дела.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствуют материалам дела.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как усматривается из материалов дела, на основании сведений, полученных Инспекцией от регистрирующих органов в порядке п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ в отношении ФИО1 (ИНН <...>), исчислен земельный налог в общей сумме <...> руб., налог на имущество в общей сумме <...> рублей за <...> год по сроку уплаты <...>
В связи с неуплатой земельного налога и налога на имущество Инспекцией приняты меры в порядке ст. 69 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика сформировано и направлено требование об уплате налога <...> от <...> на общую сумму <...> рублей. Налогоплательщиком требование об уплате налога своевременно исполнено не было в связи, с чем налоговым органом сформировано и направлено в адрес судебного участка № <...> заявление на выдачу судебного приказа <...> от <...> на сумму <...> рублей. Мировым судьей судебного участка № <...><...> вынесен судебный приказ <...> о взыскании с должника задолженности за <...> год. Вышеуказанный судебный приказ направлен на исполнение в службу судебных приставов по Кущевскому району.
<...> вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства <...> на сумму <...> рублей. На текущую дату отделом службы судебных приставов проводится взыскание задолженности за <...> год по сроку уплаты <...>
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
На основании пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление; налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ).
При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ).
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса РФ; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункты 1 и 3 статьи 396 Налогового кодекса РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Как следует из материалов дела, налоговым органом соблюден порядок взыскания недоимки по налогам и пени, предусмотренный вышеуказанными нормами Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем за несвоевременную уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц за <...> год по сроку уплаты <...> ФИО1 были начислены пени по налогу на имущество в сумме <...> рублей и по земельному налогу в сумме 29 <...> рублей. Пени включены в требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов <...> от <...>, которое направлено налогоплательщику по почте, что подтверждается реестрами на отправку заказных писем.
По состоянию на текущую дату требование об уплате пени <...> от <...> налогоплательщиком не исполнено.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
При этом, доводы апелляционной жалобы о том, что судьей районного суда не принято во внимание, что с депозитного счета по исполнительному производству <...>-ИП ежемесячно производится списание денежных средств в размере <...> рублей, то есть производится уплата задолженности по налогам. Вместе с тем, <...> мировым судьей судебного участка № <...> вынесено определение о рассрочке исполнения судебного приказа от <...> на срок до <...> Пени, на взысканные судебным приказом мирового судьи от <...> недоимки по налогам, с учетом определения мирового судьи от <...> о рассрочке исполнения судебного приказа, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, начислению и включению в сумму остатка задолженности не подлежат с момента вступления судебного приказа мирового судьи от <...> в законную силу, судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными, поскольку отсрочка (рассрочка) исполнения судебного акта не влечет прекращения права на взыскание с должника за период предоставленной отсрочки (рассрочки) пеней, начисленных за несвоевременную уплату основного долга по налогам.
Кроме того, как следует из материалов настоящего дела, налоговым органом в сентябре <...> г. сложена уплата при уточнении по налогу с учетом уплаченных ответчиком <...> налогов в размере <...> рубля и <...> рублей. Указанные суммы учтены при расчете пеней и исключены из размера задолженности при формировании административного иска.
При таких обстоятельствах, оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется, поскольку они основаны на ошибочном толковании < Ф.И.О. >4 положений действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы, указанные в обоснование апелляционной жалобы, являлись предметом проверки в суде первой инстанции, с которыми последний обоснованно не согласился, о чем и было указано в решении суда.
Учитывая вышеизложенное, решение Кущевского районного суда Краснодарского края от 18 октября 2018 г. является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кущевского районного суда Краснодарского края от 18 октября 2018 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи