ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1578 от 05.01.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Лысенко Е.А. Дело № 33а-1578

25RS0005-01-2019-003711-55

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 февраля 2020 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Гончарова А.А.

судей Судницыной С.П. и Украинцевой С.Н.

при секретаре Оленевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Есаулова Г.В. к администрации города Владивостока, управлению муниципальной собственности города Владивостока о признании решения незаконным по апелляционной жалобе административного истца на решение Первомайского районного суда города Владивостока от 3 декабря 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., объяснения представителя Есаулова Г.В. – Карлина А.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации города Владивостока и УМС города Владивостока Слугина И.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Есаулов Г.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение управления муниципальной собственности города Владивостока, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование требований указал на то, что отказывая в предоставлении земельного участка в собственность управление муниципальной собственности города Владивостока ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в запретном районе в/ч 20953 бухты Промежуточная и в запретном районе «21» в/ч 13079 Зеленый угол. Запретные районы установлены постановлением Губернатора Приморского края № 217-пг от 7 декабря 2005 года, постановление не содержит информации о предоставлении земельных участков для нужд обороны. Кроме этого, сведения об ограничении земельного участка в обороте отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. Полагает, что запретные районы не могут располагаться на территории населенных пунктов, поскольку ширина запретного района должна составлять не менее трех километров от внешнего ограждения территории военного объекта, в границах запретных районов не должны находиться действующие дороги общего пользования, жилые и служебные постройки, обрабатываемые поля. Нормативные правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации, должны соответствовать федеральным нормативно-правовым актам. Постановление Губернатора Приморского края от № 217-пг 7 декабря 2005 года принято на основании Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года, в котором отсутствует такое понятие, как запретный район.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по доводам административного иска, дополнительно пояснил, что ранее административному истцу была согласована схема расположения испрашиваемого земельного участка, в которой отсутствуют сведения о запретном районе.

Представитель административных ответчиков с административным иском не согласился в письменном отзыве на административной иск указал, что расположение земельного участка в запретном районе объекта в/ч 20953 бухта Промежуточная и в запретном районе объекта «21» в/ч 13079, Зеленый угол, исключает возможность предоставления данного земельного участка в частную собственность. Отказ обоснован пунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судом постановлено вышеназванное решение, с которым не согласился представитель административного истца, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного при неправильном применении норм материального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 года № 135 утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Данное Положение определяло назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.

Поскольку в силу пункта 2 указанного Положения запретные районы устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, на основании пункта 5 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ расположенные на территории запретного района земельные участки относятся к землям, ограниченным в обороте.

Аналогичные по своему смыслу понятия запретных зон (районов) и ограничения, связанные с использованием таких территорий, предусмотрены действующим в настоящее время Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405.

Согласно пункту 12 указанного Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

Границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных на территории Приморского края, определены в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю».

По делу установлено, что Есаулов Г.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес>

Распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ Есаулову Г.В. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> площадью 978 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему номера .

Письмом управления муниципальной собственности города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в собственность для эксплуатации жилого дома Есаулову Г.В. отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в запретном районе объекта в/ч 20953 бухта Промежуточная и в запретном районе объекта «21» в/ч 13079 Зленный угол. Границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей установлены постановлением от 18 апреля 2013 года №56 о внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг. Таким образом, испрашиваемый земельный участок, расположенный на территории запретного района, относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Есауловым Г.В. требований, суд первой инстанции не усмотрел нарушений в действиях управления муниципальной собственности города Владивостока при принятии решения об отказе в предоставлении административному истцу земельного участка в собственность.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Приморского края от 12 августа 2011 года № 46-пг «О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю» внесены изменения в приложение № 2 (Перечень объектов войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю, дислоцирующихся на территории Приморского края, которым установлены границы запретных зон и запретных районов), с изложением его в новой редакции.

Объект в/ч 20953 (район дислокации бухта Промежуточная) и объект «21» в/ч 13079 (в районе Зеленый Угол) значатся в приложении № 1 «Дополнения и изменения в п.1 и п.2 Постановления служебного задания Администрации Приморского края от 31 октября 2001 года № 37-ПС «Об установлении запретных зон и запретных районов при объектах Тихоокеанского флота» к постановлению Губернатора Приморского края от 12 августа 2011 года № 46-пг «О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 7 декабря 2005 года № 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю».

Из представленной в материалы административного дела обзорной схемы следует, что испрашиваемый административным истцом земельный участок с кадастровым номером входит в границы зоны военного объекта - в/ч 20953 (район дислокации бухта Промежуточная) и военного объекта «21» в/ч 13079 (в районе Зеленый Угол).

Указанное обстоятельство исключает предоставление земельного участка в собственность.

Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах настоящего административного дела отсутствуют допустимые доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что спорный земельный участок входит в запретную зону, судебная коллегия находит несостоятельным.

В материалы дела административным ответчиком представлена обзорная схема, позволяющая определить местонахождение испрашиваемого земельного участка относительно зон военных объектов.

Оснований ставить под сомнение содержащиеся в обзорной схеме данные о расположении земельного участка в границах зон военных объектов у суда первой инстанции не имелось, административным истцом суду апелляционной инстанции доказательств, опровергающих данное обстоятельство, не представлено.

Учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, не опровергнутые заявителем в апелляционной жалобе, предусмотренные законом основания для предоставления Есаулову Г.В. в собственность земельного участка с кадастровым номером , у администрации города Владивостока отсутствовали.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами апелляционной жалобы.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. Несогласие с вынесенными судебными актами основанием для их отмены являться не может.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Первомайского районного суда города Владивостока от 3 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Есаулова Г.В. – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи