ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33а-15790/2017
26 июля 2017 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Александровой Н.А.
Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Гарафутдиновой А.Ю.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Республике Башкортостан на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 12 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я., объяснение Акчурина М.Р., представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ Кокшаровой А.Ф., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Акчурин М.Р. обратился в суд с иском к Филиалу ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан о признании незаконным решение от дата № №... об отказе в снятии приостановления по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости №... от дата, обязании возобновить осуществление кадастрового учета по заявлению от дата№... на основании дополнительно представленных документов от дата с регистрационным номером №..., взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере ... руб.
Также Акчурин М.Р. обратился в суд с иском к Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан о признании незаконным решение от дата № №... об отказе в учете изменений объекта недвижимости по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости №... от дата, обязании возобновить осуществление кадастрового учета по заявлению от дата№... на основании дополнительно представленных документов от дата с регистрационным номером №..., взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере ... руб.
Определением суда от дата указанные административные гражданские дела объединены в одно производство.
Заявленные Акчуриным И.Р. требования мотивированы тем, что им как кадастровым инженером, осуществляющим деятельность в составе юридического лица - ООО Кадастровое бюро «...» выполнены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади ранее учтенного земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером №..., адрес. По результатам кадастровых работ подготовлен и передан Заказчику межевой план для представления в орган кадастрового учета в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений вышеуказанного земельного участка. Межевой план подготовлен на бумажном носителе и в электронном виде - подписанный электронной подписью (ЭЦП) кадастрового инженера XML-документ. Решением органа кадастрового учета № №... от дата по заявлению №... от дата осуществление кадастрового учета изменений земельного участка приостановлено. Из содержания решения следует, что основанием для принятия о приостановлении послужило несоответствие представленного на кадастровый учет межевого плана требованиям к подготовке, утвержденным приказом Минэкономразвития России от дата№.... В решении указано о несоответствие межевого плана утвержденной XML-схеме. После получения решения, истцом проведена дополнительная комплексная проверка, выполненной с применением специализированного программного обеспечения (№...) форматно-логический контроль XML-файла межевого плана, подтвердил его полное соответствие действующей схеме №... (Приказ Росреестра от дата № №...). Проверка подтвердила идентичность данных межевого плана сведениям государственного кадастра недвижимости. Таким образом, проверкой установлено, что отрицательный результат загрузки XML-файла межевого плана в базу данных автоматизированной информационной системы (БД АИС ГКН) является следствием несовершенства используемого для ведения ГКН программного обеспечения, либо его системного сбоя. Межевой план предоставлен в орган кадастрового учета на бумажном носителе в качестве дополнительного документа к ранее поданному заявлению №.... Решением от дата № №... в снятии приостановления отказано, в связи с отсутствием в дополнительно предоставленных документах сведений, устраняющих причины приостановления, указанные в решении о приостановлении от дата. Истец считает указанные решения незаконными и необоснованными. В решении об отказе ответчик не представил каких-либо доказательств и обоснований того, что провел полную проверку, включая бумажный вид, на соответствие требованиям действующего законодательства и сведениям государственного кадастра недвижимости. Пояснений о том, в силу каких причин изменения в ГКН нельзя внести на основании межевого плана на бумажном носителе, в решении об отказе в снятии приостановления не представлено. Решением ответчика от дата № №... в учете изменений указанного земельного участка отказано в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от дата № №.... По мнению ответчика, достаточным доказательством такого несоответствия и противоречий является непрохождение XML-файла межевого плана форматно-логического контроля при автоматической загрузке в АИС ГКН. Вместе с тем, такого основания для приостановления кадастрового учета, как непрохождение форматно-логического контроля пункт 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре не содержит. Последнее связано с техническими причинами и вина кадастрового инженера в непрохождении форматно-логического контроля отсутствует.
Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 22 сентября 2016 года административные исковые требования Акчурина М.Р. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 февраля 2017 года решение суда от 22 сентября 2016 года отменено, дело направлено в суд на новое рассмотрение.
При рассмотрении дела судом заменен ответчик Филиал ФГБУ - Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ).
Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 12 апреля 2017 года административные исковые заявления Акчурина М.Р. удовлетворены. Признано незаконным решение ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан от дата № №... об отказе в снятии приостановления по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости №... от дата. Суд обязал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ возобновить осуществление кадастрового учета по заявлению от дата№... на основании дополнительно представленных документов от дата с регистрационным номером №.... А также признал незаконным решение ответчика от дата № №... об отказе в учете изменений объекта недвижимости по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости №... от дата. Суд обязал ответчика возобновить осуществление кадастрового учета по заявлению от дата№... на основании дополнительно представленных документов от дата с регистрационным номером №.... Взыскал с ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ в пользу Акчурина М.Р. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины ... руб.
На решение суда административным ответчиком подана апелляционная жалоба.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение участников процесса, приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В статье 46 Конституции РФ закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Как усматривается из материалов дела, кадастровым инженером, осуществляющий деятельность в составе юридического лица - ООО Кадастровое бюро «...» Акчуриным М.Р. выполнены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади ранее учтенного земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером №...адрес. По результатам кадастровых работ подготовлен и передан заказчику межевой план для представления в орган кадастрового учета в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений вышеуказанного земельного участка.
Межевой план подготовлен на бумажном носителе и в электронном виде- подписанный электронной подписью (ЭЦП) кадастрового инженера XML- документ.
Административный истец обратился в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка.
дата решением органа кадастрового учета осуществление кадастрового учета по заявлению административного истца от дата приостановлено в связи с несоответствием, представленного на кадастровый учет, межевого плана требованиям к его подготовке.
В последующем межевой план предоставлен в орган кадастрового учета на бумажном носителе в качестве дополнительного документа к ранее поданному заявлению.
Решением от дата в снятии приостановления отказано, в связи с отсутствием в дополнительно предоставленных документах сведений, устраняющих причины приостановления.
Также решением от дата отказано в учете изменений объекта недвижимости по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости №... от дата, в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от дата.
Административный ответчик указывает на несоответствие представленного на кадастровый учет XML-файла межевого плана требованиям приказа Росреестра от дата №№... ввиду противоречивости указанных в нем сведений об уточняемом земельном участке.
Административный истец в рамках настоящего административного дела оспаривает указанные решения органа кадастрового учета.Отношения, возникающие в связи с введением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16).
Согласно пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 части 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Согласно ч.3 ст.25, ч.9 ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменением площади и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Представленный в материалы дела межевой план подготовлен в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Акчурина М.Р., указал, что доказательств, подтверждающих несоответствие межевого плана утвержденной XML-схеме, не представлено; основания для приостановления кадастрового учета, как непрохождение форматно-логического контроля закон не содержит; последнее связано с техническими причинами и вина кадастрового инженера в непрохождении форматно-логического контроля отсутствует.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда исходя из следующего.
Решением органа кадастрового учета от дата осуществление кадастрового учета по заявлению кадастрового инженера приостановлено на основании п. 5. ч. 2. ст. 26 Закона о кадастре со ссылкой на то, что представленный межевой план не прошел форматно-логический контроль, что не соответствует приказу Росреестра от дата № №.... В частности, указано на наличие ошибки по 70 элементам земельного участка в виде отсутствие точки с координатами, с описанием конкретных координат. Рекомендовано заполнить поля в соответствии с приказом от дата № №...
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Состав необходимых для кадастрового учета документов указан в ст. 22 Закона о кадастре.
Согласно общим положениям (Приложение к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 июля 2015 года № №... XML-схема предназначена для формирования электронного документа - межевого плана, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках.
Требования форматно-логического контроля содержатся в Приложение № 2 к Порядку обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой (приказ Росреестра № №..., ФНС РФ № №...@ от дата «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества»).
Согласно вышеуказанному приложению к приказу форматно-логический контроль (ФЛК) осуществляется при выгрузке сведений в органах Росреестра и при приеме Сведений в управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации. Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки), правообладателях недвижимого имущества и объектах недвижимого имущества, прошедшие ФЛК, подлежат приему. Сведения, не прошедшие ФЛК, приему не подлежат.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о соответствии решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в оспариваемой части закону.
Так, в частности, представленный вместе с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости межевой план в электронной форме на электронном носителе не прошел форматно-логический контроль при загрузке в программный комплекс АИС ГКН и не обеспечивал считывание и контроль представленных данных, что свидетельствует о том, что межевой план в электронной форме подготовлен не в соответствии с утвержденной XML-схемой.
Как правильно отмечено в апелляционной жалобе, отказ административного ответчика содержит правовое обоснование, указано какие ошибки были допущены кадастровым инженером при изготовлении межевого плана, а также отражены рекомендации по устранению допущенных ошибок или неточностей.
В последующем принятые обжалуемые решения от дата об отказе в снятии приостановления по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и от дата об отказе в учете изменений объекта недвижимости также соответствуют закону.
Так, после приостановления кадастрового учета административным истцом представлено заявление о приеме дополнительных документов от дата с приложением файла. Проверка дополнительно представленных документов показало, что возобновление осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости невозможно в связи с отсутствием в дополнительно представленных документах сведений, устраняющих причины приостановления кадастрового учета объекта недвижимости, указанные в решение о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости от дата. Кадастровый инженер представил межевой план в бумажном варианте, что противоречит действующему законодательству.
На основании вышеуказанного принято решение об отказе в снятии приостановления № №... от дата, а в последующем в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта №№ №... от дата, в связи с тем, что истек срок приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от дата № №....
Также судебная коллегия отмечает, что из части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», введенного в действие с дата, следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с дата осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
При этом в соответствии с Приказом Росреестра России от дата № №... «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» кадастровая палата не наделена полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости с указанной даты (дата).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований Акчурина М.Р. в полном объеме.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311, п. 1 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Акчурина ФИО8 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным решение ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан от дата № №... об отказе в снятии приостановления по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости №... от дата; обязании возобновить осуществление кадастрового учета по заявлению от дата№... на основании дополнительно представленных документов от дата с регистрационным номером №...; признании незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан от дата № №... об отказе в учете изменений объекта недвижимости по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости №... от дата; обязании возобновить осуществление кадастрового учета по заявлению от дата№... на основании дополнительно представленных документов от дата с регистрационным номером №...; взыскании расходов по оплате государственной пошлины, отказать.
Председательствующий З.А. Науширбанова
судьи Н.А.Александрова
Г.Я. Турумтаева