ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1581/2018 от 18.04.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-1581/2018

судья Петрова А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Бурака М.Н.,

судей Каверина С.А. и Цыдендамбаевой О.Ч.,

при секретаре Шестаковой Н.В.,

с участием прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Выскубовой С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 18 апреля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению федерального казённого учреждения «Исправительная колония №3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю (далее ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю) к Горелову Алексею Сергеевичу об установлении административного надзора,

по апелляционной жалобе административного ответчика Горелова А.С.,

на решение Черновского районного суда г. Читы от 02 марта 2018 года, которым административные исковые требования удовлетворены, в отношении Горелова Алексея Сергеевича установлен административный надзор сроком на 3 года и административные ограничения:

- запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов вечера до 06 часов утра (за исключением случаев привлечения работодателем к работе в ночное время с обязательным документальным обоснованием факта трудовых отношений);

- запрет выезда за пределы муниципального образования, избранного постоянным местом жительства, без разрешения органа, осуществляющего административный надзор;

- запрет посещения увеселительных заведений с 22 часов вечера до 06 часов утра; запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них;

- явка 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки поднадзорного лица на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического жительства.

Заслушав доклад судьи Бурака М.Н., выслушав административного ответчика Горелова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Выскубовой С.А., полагавшей решение суда законным, а жалобу необоснованной, судебная коллегия

установила:

начальник ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Горелова А.С., освобождаемого из мест лишения свободы 16 апреля 2018 года. В обоснование заявления указано, что Горелов А.С. отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, в период отбывания наказания за неоднократные нарушения правил внутреннего распорядка был признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания, в связи с чем, просит установить Горелову А.С. административный надзор на срок три года и ограничения: запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов вечера до 6 часов утра; запрет выезда за пределы постоянного места жительства без разрешения органа, осуществляющего административный надзор; запрет посещения мест массовых мероприятий и участия в них; запрет посещения увеселительных заведений с 22 часов вечера до 06 часов утра: обязательную явку 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик Горелов А.С. выражает несогласие с решением суда. В обоснование указывает, что он не имеет постоянного места жительства, а закон не предусматривает возможность назначения административного надзора лицам не имеющим постоянного места жительства. Обращает внимание, что после освобождения намерен проживать и работать в городе Иркутск, вести законопослушный образ жизни, полноценно участвовать в жизни страны, ходить на выборы, посещать парад победы и иные праздничные мероприятия. Считает необоснованным запрет на посещения увеселительных заведений, поскольку помимо спиртных напитков, там также утоляют голод. Просит решение суда изменить, отменить запрет выезда за пределы муниципального образования избранного постоянным местом жительства, отменить запрет посещения увеселительных заведений, отменить запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в них, установить обязательную явку в орган внутренних дел по месту жительства 1 раз в месяц.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Черновского района города Читы Пучковский М.Г. считает доводы апелляционной жалобы необоснованными, просит решение суда оставить без изменения.

ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю представителя для участия в деле не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), изучив доводы жалобы, заслушав выступления участвующих лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон №64-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона №64-ФЗ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; административный надзор устанавливается при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Пункт 1 части 3 названной статьи предусматривает в качестве одного из оснований для установления административного надзора, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Административный надзор в отношении указанных лиц в силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №64-ФЗ устанавливается на срок от одного до трех лет, не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.

Как следует из материалов дела, Горелов А.С. осужден и отбывает наказание по приговору Центрального районного суда города Читы от 23 ноября 2015 года за совершение тяжкого преступления предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, в период отбывания наказания был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, следовательно, подпадает под действия указанных норм закона, поскольку в период отбывания наказания он был признан злостным нарушителем режима отбывания наказания и установление в отношении него административного надзора является обязательным.

С учетом приведенных обстоятельств, данных о личности ответчика, который за период отбывания наказания относится к категории осужденных отрицательной направленности, в воспитательных мероприятиях участия не принимает, имеет 35 взыскания, за которые неоднократно водворялся в ШИЗО, к труду относиться отрицательно, поддерживает традиции и устои криминальной субкультуры, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости установления административного надзора в отношении Горелова А.С. на срок 3 года с установлением административных ограничений и верно установил срок исчисления надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Установленные судом административные ограничения, с учетом данных о личности осужденного, соответствуют приведенному в статье 4 Федерального закона №64-ФЗ перечню таких ограничений и способствуют предупреждению совершения Гореловым А.С. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Горелова А.С. места жительства после освобождения из места лишения свободы не препятствует установлению в отношении него административных ограничений.

Статьей 11 Федерального закона №64-ФЗ предусмотрены обязанности поднадзорного лица, в том числе прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы; явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания.

Положения вышеуказанного Федерального закона не имеют прямой ссылки на то, что поднадзорное лицо обязано иметь постоянное место жительства, при этом отсутствие постоянного места жительства является временным состоянием, а доводы Горелова А.С. о намерении следовать для постоянного места жительства в <адрес> не освобождает поднадзорного от выполнения вышеуказанных обязанностей.

Установление административного надзора имеет целью защиту государственных, общественных интересов, способствует обеспечению индивидуального профилактического воздействия на поднадзорное лицо с учетом характера и обстоятельств совершенного им преступления.

Так же следует принять во внимание, что Горелов А.С. не лишен возможности обратиться в будущем в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений и (или) о досрочном прекращении административного надзора, если представит доказательства наличия предусмотренных для этого ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 9 Федерального закона №64-ФЗ оснований.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст. 84 КАС РФ, а потому не могут служить поводом к изменению либо отмене постановленного решения, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Горелова А.С. не имеется.

При этом, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части установления судом в отношении Горелова А.С. административного ограничения в виде запрета выезда за пределы муниципального образования, избранного постоянным местом жительства, без разрешения органа, осуществляющего административный надзор и установить Горелову А.С. административное ограничение в виде запрета выезда за пределы муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края, поскольку как следует из заявления на оформление проездных документов и пояснений административного ответчика, он после освобождения намерен следовать в поселок Ясногорск Оловяннинского района Забайкальского края.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Черновского районного суда города Читы от 02 марта 2018 года изменить в части установления административного ограничения в виде запрета выезда за пределы муниципального образования, избранного постоянным местом жительства, без разрешения органа, осуществляющего административный надзор.

Установить Горелову Алексею Сергеевичу административное ограничение в виде запрета выезда за пределы муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края.

В остальной части решение Черновского районного суда города Читы от 02 марта 2018 года оставить без изменения.

Председательствующий М.Н. Бурак

Судьи С.А. Каверин

О.Ч. Цыдендамбаева