ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-15900/17 от 15.12.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Болочагин В.Ю. адм. дело № 33а-15900/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 15 декабря 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Шилова А.Е., Хаировой А.Х.,

с участием прокурора Хлебниковой Е.В.,

при секретаре Майдановой М.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Акционерного общества «Ракетно-космический центр «ПРОГРЕСС» на решение Ленинского районного суда г. Самары от 16 октября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Акционерное общество «Ракетно-космический центр «ПРОГРЕСС» (далее АО «РКЦ «ПРОГРЕСС») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления администрации городского округа Самара от 9 декабря 2009 г. № 1366 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации на территории городского округа Самара».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что пунктом 1 оспариваемого постановления утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых предприятиями и организациями через систему коммунальной канализации в водные объекты на территории городского округа Самара, в том числе для абонентов ООО «Самарские коммунальные системы» – согласно Приложению № 1.

АО «РКЦ «ПРОГРЕСС» является абонентом ООО «Самарские коммунальные системы» на основании договора на поставку питьевой воды и сброс сточных вод № 931 от 27.02.1997 г., согласно которому, ООО «СКС» взимает с административного истца плату за превышение нормативов по составу сточных вод, установленных оспариваемым постановлением.

По мнению административного истца, оспариваемое постановление администрации городского округа Самара от 09.12.2009 № 1366 не соответствует закону в части распространения его действия на абонентов ООО «СКС», то есть на АО «РКЦ «ПРОГРЕСС».

ООО «СКС» не вправе применять указанное постановление при расчете платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации городского округа Самара. Нормативы тяжелых металлов, таких как кадмий, медь, никель и др., установлены в постановлении администрации городского округа Самара от 09.12.2009 г. № 1366 применительно к растворимым в воде формам данных веществ. Однако указание на формы веществ в данном постановлении отсутствует, что приводит к нарушению процедур при отборе проб сточных вод и существенному завышению платы за сброс сточных вод по договору с ООО «СКС». Результаты анализа по металлам в нефильтрованной пробе являются завышенными в несколько раз.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования, административный истец просил суд признать недействующим абзац 2 пункта 1 постановления администрации городского округа Самара от 9 декабря 2009 г. № 1366 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации на территории городского округа Самара» и Приложение № 1 к данному постановлению с момента принятия.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 16 октября 2017 года в удовлетворении заявленных АО «РКЦ «ПРОГРЕСС» административных исковых требований о признании недействующими абзаца 2 пункта 1 и Приложение № 1 к постановлению администрации городского округа Самара от 09.12.2009 № 1366 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации на территории городского округа Самара» отказано.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете «Самарская газета» и на официальном сайте Администрации городского округа Самара в подразделе «Официальное опубликование» (http://samadm.ru/docs/official-publication) в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

В апелляционной жалобе АО «РКЦ «ПРОГРЕСС» просит решение суда отменить как незаконное, постановленное при неправильном применении норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО «РКЦ «ПРОГРЕСС» - Долгова О.О. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

Представитель администрации городского округа Самара, Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара Кабаева Е.Ф., представитель ООО «Самарские коммунальные системы» - Горохов С.А. возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Представитель заинтересованного лица – Управления Росприроднадзора по Самарской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителей сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.

Пунктом 61 Правил предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду понимает нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Статьей 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» для юридических и физических лиц - природопользователей установлены определенные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а именно: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» разграничивая полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (статьи 4, 5, 6, 6.1)�����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������,� �>


4
=
>
2
@
5
<
5
=
=
> &#0;C
:
0
7
K
2
0
5
B
 &#0;2
 &#0;:
0
G
5
A
B
2
5
 &#0;F
5
;
5
9
 &#0;8
 &#0;?
@
8
=
F
8
?
>
2
 &#0;3
>
A
C
4
0
@
A
B
2
5
=
=
>
9
 &#0;?
>
;
8
B
8
:
8
 &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0; &#0;2
 &#0;A
D
5
@
5
 &#0;2
>
4
>
A
=
0
1
6
5
=
8
O
 &#0;8
 &#0;2
>
4
>>
B
2
5
4
5
=
8
O
 &#0;>
E организаций, осуществляющих водоотведение и их абонентов (статья 3).

По договору водоотведения абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. Одним из существенных условий договора водоотведения является порядок учета принимаемых сточных вод (статья 14).

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов, загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов; организация, осуществляющая водоотведение, разрабатывает и утверждает план снижения сбросов (части 1 и 4 статьи 26).

К абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и иных микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежит на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 года № 230).

Как следует из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области установлен Постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 г. № 340.

Как следует из материалов дела, 09.12.2009 г. администрацией городского округа Самара принято постановление № 1366 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации на территории городского округа Самара», пунктом 1 которого утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых предприятиями и организациями через систему коммунальной канализации в водные объекты на территории городского округа Самара, в том числе для абонентов ООО «Самарские коммунальные системы» согласно Приложению № 1 к настоящему постановлению.

В указанном приложении приведены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов ООО «Самарские коммунальные системы», сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации (т. 1 л.д. 29-32).

Разрешая заявленные АО «РКЦ «ПРОГРЕСС» требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое постановление принято во исполнение пункта 61 постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», которым предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления.

Также из материалов дела видно, что 27.02.1997 г. между ООО «Самарские коммунальные системы» (предприятие ВКХ) и АО «РКЦ «ПРОГРЕСС» (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, в соответствии с которым поставщик принял на себя обязательства оказывать абоненту услуги по водоснабжению, приему и отводу сточных вод, а абонент - оплачивать эти услуги.

Установлено, что АО «РКЦ «ПРОГРЕСС» являясь абонентом ООО «Самарские коммунальные системы» сбрасывает в его сеть сточные воды, а ООО «Самарские коммунальные системы» требует от абонента оплаты за превышение показателей, установленных Приложением № 1 к постановлению администрации городского округа Самара от 09.12.2009 г. № 1366 (т. 1, л.д. 153-167, 172-195).

Заявляя требования о признании недействующим постановления администрации городского округа Самара от 09.12.2009 г. № 1366, административный истец указал на несоответствие оспариваемых нормативов Приложению № 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, в котором указаны максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных общесплавных и бытовых систем водоотведения, а также централизованных комбинированных систем водоотведения (применительно к сбросу в общесплавные и бытовые системы водоотведения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, а также изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. Данные Правила устанавливают требования к сточным водам в части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

В соответствии с положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1038, Минстрой России дает разъяснения по применению положений Правил и вопросов регулирования сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения.

По вопросу правомерности принятия органом местного самоуправления нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод получено разъяснение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июля 2014 года № 12024- ГБ/04, в котором указано, что в настоящее время в отношении качества сточных вод абонентов действуют 2 вида требований (нормативов). В части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения действуют Правила № 644 (раздел VI, приложения № 2 и № 3), а в части предотвращения негативного воздействия на водные объекты сохраняют свое действие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленные пунктом 61 Правил № 167, так как действие данного пункта сохраняется.

Таким образом, действующим законодательством органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на окружающую среду, а не на системы коммунального водоснабжения и канализации.

Нормативы, установленные в Приложении № 5 Правил № 644 не тождественны нормативам, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1310 и пунктом 61 Правил № 167, поскольку данные нормативы регулируют воздействие на различные объекты гражданских правоотношений.

Разрешая вопрос о законности оспариваемого административным истцом постановления органа местного самоуправления, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оно принято в рамках компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением требований к порядку его принятия, федеральному законодательству в сфере водоснабжения и водоотведения не противоречит, права и законные интересы административного истца оспариваемым постановлением не нарушены.

С учётом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных АО «РКЦ «ПРОГРЕСС» требований.

Кроме того, соблюдение установленных норм и требований законов является одним из условий осуществления предпринимательской деятельности любым хозяйствующим субъектом, а обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам является одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Доводы апелляционной жалобы АО «РКЦ «ПРОГРЕСС» о нарушении процедуры при отборе проб сточных вод и несогласии с результатами отбора проб сточных вод (нефильтрованные пробы), не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку административному истцу в случае не согласия с результатами отбора проб сточных вод на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. № 525 предоставлено право проведения параллельного анализа отобранной пробы в независимой аккредитованной лаборатории.

Пунктом 29 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525, установлено право абонента на параллельный отбор проб сточных вод и проведение их анализа в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы (пункт 30 Правил № 525).

В соответствии с пунктом 36 Правил № 525 результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты основной и параллельной пробы сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб двух аккредитованных лабораторий.

В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы (пункт 37 Правил № 525).

Тем самым, законодатель предусмотрел механизм уменьшения платы начисляемой ООО «СКС» административному истцу путем проведения параллельных анализов проб сточных вод. Если административный истец не согласен с методикой проведения анализа проб сточных вод он вправе её оспорить в соответствии с положениями вышеуказанных норм действующего законодательства.

Доводы административного истца о несогласии с размером начисляемых ООО «СКС» платежей за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации городского округа Самара, не относятся к предмету рассмотрения по настоящему делу, поэтому не могут быть приняты во внимание.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 16 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «РКЦ «ПРОГРЕСС» без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи