ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-15902017 от 19.09.2017 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Едиджи С.Х. Дело № 33а-1590 2017 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 сентября 2017 года город Майкоп

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Соловьевой О.М.,

судей – Мерзакановой Р.А. и Козырь Е.Н.,

при секретаре судебного заседания – Жаворонковой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца Чича Ю.Ш. и представителя Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Адыгея по доверенности Такаш Б.И. на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 13 июля 2017 года, которым постановлено:

«признать незаконными действия МИФНС России № 3 по Республике Адыгея, выразившиеся в применении налоговой ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка при начислении налога на землю в отношении земельного участка общей площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ год.

Обязать МИФНС России № 3 по Республике Адыгея произвести перерасчет начисленного налога на землю за 2015 год с применением ставки 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части административного иска Чич Ю.Ш. к МИФНС России № 3 по РА, отказать».

Заслушав доклад судьи Козырь Е.Н., объяснения представителя административного истца Чича Ю.Ш. по ордеру Чича Р.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы своего доверителя, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Чич Ю.Ш. обратился в суд с административным иском к МИФНС России № 3 по Республике Адыгея о признании незаконными действий МИФНС России № 3 по Республике Адыгея, выразившихся в применении налоговой ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка при начислении налога на землю в отношении земельного участка общей площадью 10 000 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов – для строительства бизнес-инкубатора, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>. Административный истец Чич Ю.Ш. просит: обязать МИФНС России № 3 по Республике Адыгея произвести перерасчет начисленного налога на землю с применением ставки 0,6% от кадастровой стоимости указанного земельного участка за 2015 год; произвести перерасчет начисленного налога на землю, с применением ставки налога 0,6% от кадастровой стоимости земли за 2015 год в связи с последующим изменением разрешенного вида использования спорного земельного участка; признать незаконными действия МИФНС России № 3 по Республике Адыгея, выразившиеся в отказе предоставления льготы в виде освобождения от уплаты налога на землю как инвалиду 2 группы в отношении указанного земельного участка; обязать МИФНС России № 3 по Республике Адыгея предоставить ему льготу в виде освобождения от уплаты налога на землю как инвалиду 2 группы в отношении указанного земельного участка. Требования основаны на неверном применении налоговым органом ставки налога 1,5% при начислении налога на землю с разрешенным использованием для строительства бизнес-инкубатора.

Решением Совета народных депутатов МО «Энемское городское поселение» № 27-б от 19.10.2010, на территории поселения введен налог на землю и установлены налоговые ставки на его оплату в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, не содержит налоговой ставки для земельных участков с разрешенным использованием – «для строительства бизнес-инкубатора» в связи с чем, применена ставка налога – 1,5% (для прочих земельных участков).

Кроме того, административный истец считает, что ему, в нарушение решения Совета народных депутатов МО «Энемское городское поселение» № 4-7 от 26.02.2008 «Об освобождении от уплаты налога на землю граждан МО «Энемское городское поселение» отказано в предоставлении как инвалиду 2 группы льготы в виде освобождения от уплаты налога на землю на основании того, что не предоставлены доказательства использования спорного земельного участка в некоммерческих целях.

В судебном заседании административный истец Чич Ю.Ш. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика МИФНС России № 3 по Республике Адыгея по доверенности Такаш Б.И. исковые требования не признала.

Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 13 июля 2017 года исковые требования административного истца Чича Ю.Ш. удовлетворены в части перерасчета начисленного налога на землю за 2015 год с применением ставки 0,6 % от кадастровой стоимости земельного участка. Суд исходил из того, что ставка земельного налога зависит от категории земли и вида разрешенного использования земельного участка.

В апелляционной жалобе истец Чич Ю.Ш. просит отменить решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 13 июля 2017 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Адыгея, выразившиеся в отказе предоставления ему льготы в виде освобождения от уплаты налога на землю как инвалиду второй группы, и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Доводы жалобы основаны на том, что бизнес-инкубатор является некоммерческим, административным центром, способствующим развитию производственных процессов, и административный ответчик не представил доказательств законности своих актов и использования им земельного участка в коммерческих целях.

В апелляционной жалобе представитель Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Адыгея по доверенности Такаш Б.И. просит решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 13.07.2017 в части признания незаконными действия Инспекции, выразившиеся в применении налоговой ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка при начислении налога на землю в отношении земельного участка принадлежащего на праве собственности Чич Ю.Ш., о произведении перерасчета начисленного налога на землю за 2015 год с применением ставки 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка. Доводы жалобы сводятся к тому, что нет оснований для применения пониженной ставки, установленной для земель, предназначение которых заключается в размещении на них производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, согласно целевому назначению земель у административного истца, поскольку не представлены доказательства для вида разрешенного использования земельного участка - «для строительства бизнес-инкубатора» постройки объектов указанных в пп. 10 п. 3 Решения № 27-6.

Изучив материалы дела, выслушав мнение представителя административного истца Чича Ю.Ш. по ордеру Чича Р.Ю., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности доводов апелляционной жалобы ввиду следующего.

Судом первой инстанции установлено, что Чич Ю.Ш. является собственником земельного участка общей площадью 10 000 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов – для строительства бизнес – инкубатора, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии .

МИФНС России № 3 по Республике Адыгея при начислении налога на землю земельных участков с разрешенным использованием для строительства бизнес-инкубатора налогоплательщику Чич Ю.Ш. использована ставка налога – 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков.

Ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров, предусмотренных указанной нормой.

В соответствии с Решением Совета народных депутатов МО «Энемское городское поселение» от 19.10.2010 № 27-б «О земельном налоге», для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, установлена налоговая ставка по земельному налогу в размере 0,6 % от кадастровой стоимости.

Применяя нормативные правовые акты, устанавливающие ставки земельного налога в зависимости от размещения на земельном участке объектов недвижимости, их назначения, надлежит исходить из положений пункта 1 статьи 390, пункта 4 статьи 391, пунктов 1, 11, 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым сумма налога для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, исчисляется налоговыми органами на основании сведений государственного земельного кадастра о земельном участке, в частности о виде использования участка.

Отсутствие на земельных участках производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок соответствующих целевому назначению земель не влияет на определение ставки земельного налога.

Разрешая спор по существу, суд правильно учитывал, что ставка земельного налога зависит от категории земли и вида разрешенного использования земельного участка, и налоговому органу необходимо начислить налог на землю с применением ставки 0,6% кадастровой стоимости спорного земельного участка за 2015 год.

При этом, судом первой инстанции правомерно отклонены требования административного истца об освобождении от уплаты налога на землю как инвалида второй группы, поскольку принадлежащий Чичу Ю.Ш. земельный участок на рассматриваемый налоговый период имел коммерческое разрешенное использование – строительство бизнес-инкубатора. Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец не является индивидуальным предпринимателем и не занимается коммерческой деятельностью, не имеют правового значения для рассматриваемого спора и не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.

Проверив законность и обоснованность решения по настоящему делу в апелляционном порядке в обжалуемой части, судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 13 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Чича Ю.Ш. и апелляционную жалобу представителя Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Адыгея по доверенности Такаш Б.И. – без удовлетворения.

Председательствующий: Соловьева О.М.

Судьи: Мерзаканова Р.А. и Козырь Е.Н.

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея Е.Н. Козырь