ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1592/19 от 11.04.2019 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Усцова-Новикова О.В. Дело № 33а-1592/2019

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 11 апреля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Стёксова В.И.,

судей Моисеева К.В., Опалева О.М.,

при секретаре Шурминой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 16 января 2019 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области о признании незаконными действий государственного органа, которым постановлено:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Опалева О.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области о признании незаконными действий. В обоснование заявленных требований указал, что 07.11.2018 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области принято решение № о продлении срока рассмотрения документов местной религиозной организации Кировская (Вятская) община ФИО2 «Родовое наследие на Вятке» и направлении документов на государственную религиоведческую экспертизу. В решении № от 07.11.2018 года указано на продление срока рассмотрения документов местной религиозной организации Кировская (Вятская) община ФИО2 «Родовое Наследие на Вятке» до шести месяцев (до 09.04.2019 включительно) для проведения государственной религиоведческой экспертизы; направление документов местной религиозной организации Кировская (Вятская) община ФИО2 «Родовое Наследие на Вятке» на государственную религиоведческую экспертизу в Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Минюста России по Кировской области. С действиями государственного органа в части продления срока рассмотрения документов он не согласен, поскольку Религиозная община уже проходила религиоведческую экспертизу министерства юстиции РФ, о чем имеется экспертное заключение экспертного совета государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ от 17.01.2018 №. Экспертиза проведена с участием представителей Управления, ими получено экспертное заключение. При этом, не изменились ни состав учредителей, ни учредительный протокол от 17.07.2017, ни основы вероучения и Устав, по которым согласно заключения проводилась экспертиза. Управление, отказывая Общине в регистрации на основании того, что устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, не ссылалось на религиозную экспертизу, как основание для отказа. Управление, выявив несоответствие представленных документов требованиям законодательства, не отправляло документы на религиоведческую экспертизу, так как она уже была проведена 17.01.2018 года. Община исправила выявленные несоответствия и продолжила регистрацию, с учетом устраненных несоответствий. Соответственно Община не подавала документы как вновь созданная. Полагает, что действиями Управления Министерства юстиции РФ по Кировской области нарушено право граждан на свободу совести и вероисповедания, созданы препятствия к осуществлению прав на реализацию свободы вероисповедания через религиозную общину, имеющую статус юридического лица. С учетом измененных требований просил отменить распоряжение Управления Министерства Юстиции РФ по Кировской области № от 07.11.2018г., как незаконное, нарушающее интересы и права граждан при регистрации статуса юридического лица религиозной общины.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с указанным решением суда, ФИО1 обратился в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит решение суда и распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области № от 07.11.2018 отменить. В обоснование жалобы привел доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указал, что Религиозная организация Кировская (Вятская) община ФИО2 «Родовое Наследие на Вятке» уже зарегистрирована в форме религиозной группы без статуса юридического лица, вместе с тем религиозная группа ограничена в возможностях реализации религиозных прав и свобод, так как не имеет статуса юридического лица. В целях приобретения формы религиозной организации Общиной подано заявление о регистрации юридического лица с необходимыми сопроводительными документами. В результате четвертой проверки Управление, обнаружив не указанные в ходе предыдущих проверок ошибки в Уставе общины, отказало в регистрации юридического лица. Обращает внимание на наличие экспертного заключения от 17.01.2018 № , которое суд первой инстанции не принял во внимание. Полагает, что Управление ставит перед экспертами вопросы, на которые уже получен ответ, умышленно затягивая время регистрации юридического лица.

В возражениях на жалобу начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области ФИО3 полагала решение от 07.11.2018 № законным, обоснованным, не нарушающим права граждан при регистрации юридического лица, указала на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, в представленном суду ходатайстве просит о рассмотрении дела без его участия.

Заинтересованные лица ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Учитывая, что неявившиеся лица о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, руководствуясь положениями статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Выслушав ФИО1, поддержавшего требования и доводы жалобы, полагавшего, что Управлением Министерства юстиции перед экспертом необоснованно поставлен вопрос о достоверности сведений, содержащихся в представленных местной религиозной организацией документах относительно основ ее вероучения, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.11.2018 за № Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области вынесено распоряжение о продлении срока рассмотрения документов местной религиозной организации Кировская (Вятская) община ФИО2 «Родовое Наследие на Вятке» до шести месяцев (до 09.04.2019 включительно) для проведения государственной религиоведческой экспертизы и направлении документов на государственную религиоведческую экспертизу в Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Минюста России по Кировской области.

Уведомлением № от 09.11.2018 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области проинформировало заявителя местной религиозной организации Кировская (Вятская) Община ФИО2 «Родовое Наследие на Вятке» ФИО8 о том, что ввиду создания организации не централизованной религиозной организацией и не на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией на основании положений пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ срок рассмотрения документов местной религиозной организации Кировская (Вятская) община ФИО2 «Родовое Наследие на Вятке», поступивших в Управление 10.10.2018 (вх. № ) продлен до шести месяцев (до 09.04.2019) для проведения государственной религиоведческой экспертизы.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области от 07.11.2018 за № является законным и обоснованным, принято уполномоченным на то органом, с соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, и оснований не согласиться с ними не усматривает в силу следующего.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 13.10.2004 № 1313 Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

Порядок предоставления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 N 455.

Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений регламентированы Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Согласно статье 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются: заявление о регистрации; список учредителей религиозной организации; устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями); сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией; нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей); соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей); документ об уплате государственной пошлины.

В силу положений части 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы урегулирован приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53.

Как указано в пункте 4 Порядка задачами экспертизы являются: а) определение религиозного характера организации на основании учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики; б) проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах, относительно основ ее вероучения; в) проверка соответствия заявленных при государственной регистрации форм и методов деятельности религиозной организации формам и методам ее фактической деятельности.

В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 7 Порядка Минюст России (его территориальный орган) вправе направить запрос о проведении экспертизы (далее - запрос) в следующих случаях: при поступлении в Минюст России (его территориальный орган) в установленном порядке заявления о государственной регистрации: религиозной организации, не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией того же вероисповедания; изменений, вносимых в устав религиозной организации (в том числе в ее наименование), если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании организации.

Таким образом, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 7 Порядка на стадии рассмотрения заявления о государственной регистрации религиозной организации государственная религиоведческая экспертиза может быть назначена.

Оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у уполномоченного должностного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области имелись достаточные основания для вынесения оспариваемого распоряжения от 07.11.2018, указанное распоряжение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия распоряжения соблюден.

Соглашаясь с указанной позицией, судебная коллегия учитывает, что принимая решение о продлении срока рассмотрения документов местной религиозной организации Кировская (Вятская) община ФИО2 «Родовое Наследие на Вятке» и направлении документов на государственную религиоведческую экспертизу Управление Министерства юстиции Российской Федерации реализовало право, установленное положениями пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ. При этом ни Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ, ни Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческой организации, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455, не содержат запретов и ограничений права на продление срока рассмотрения документов религиозной организации и направление документов на государственную религиоведческую экспертизу при повторной подаче документов религиозной организации; права граждан на свободу вероисповедания не нарушены.

Ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что религиозная организация Кировская (Вятская) община ФИО2 «Родовое Наследие на Вятке» уже зарегистрирована в форме религиозной группы без статуса юридического лица, не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ религиозная группа и религиозная организация имеют разный правовой статус.

Иные доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене решения суда; они уже являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска является обоснованным; он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу; применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком доказана законность оспариваемого распоряжения, напротив, административный истец не доказал факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установил юридически значимые обстоятельства, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласиться с которой не имеется.

Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не установлены.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 16 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: