Судья: Миронова Ю.В. Дело <данные изъяты>а-15975/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Курлаевой И.В., судей Соколовой Н.М., Цыцаркиной С.И., при помощнике судьи Жуковой Л.П., рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июля 2020 года апелляционную жалобу Воробьевой А. Н., Белых А. В., Викулиной Р. Н., Сверчковой Т. Ю., Базылевой Г. В., Зайцевой О. М., Викулина А. Ф., Викулиной М. А., Рыбина А. Ю., Рыбиной О. Н., Белых Е. М., Сейрановой И. Г., Сергеевой Т. Н., Одинокова О. В., Гущиной И. С., Ахмедовой Д. М., А. Р. А., Воробьёва А. А.ича, Некрасова Я. Н., Ольчевой Е. В., Кабановой Е. С., Чернцовой Л. И., Красовского Т. В. на решение Химкинского городского суда Московской области от 17 февраля 2020 года по административному делу по коллективному административному исковому заявлению Воробьевой А. Н., Белых А. В., Викулиной Р. Н., Сверчковой Т. Ю., Базылевой Г. В., Зайцевой О. М., Викулина А. Ф., Викулиной М. А., Рыбина А. Ю., Рыбиной О. Н., Белых Е. М., Сейрановой И. Г., Сергеевой Т. Н., Одинокова О. В., Гущиной И. С., Ахмедовой Д. М., А. Р. А., Воробьёва А. А.ича, Некрасова Я. Н., Ольчевой Е. В., Кабановой Е. С., Чернцовой Л. И., Красовского Т. В. к администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконными действий по выдаче разрешений на размещение объекта благоустройства, ордера на проведение земляных работ. Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В., объяснения Белых А.В., представителя административных истцов – Дмитриева А.В., представителя администрации городского округа Химки Московской области – Убушаева Э.Н., представителя заинтересованного лица Панчишной М.А. – Кириченко В.М., установила: Воробьева А.Н., Белых А.В., Викулина Р.Н., Сверчкова Т.Ю., Базылева Г.В., Зайцева О.М., Викулин А.Ф., Викулина М.А., Рыбин А.Ю., Рыбина О.Н., Белых Е.М., Сейранова И.Г., Сергеева Т.Н., Одиноков О.В., Гущина И.С., Ахмедова Д.М., А. Р.А., Воробьёв А.А., Некрасов Я.Н., Ольчева Е.В., Кабанова Е.С., Чернцова Л.И., Красовский Т.В., с учетом имевшего место уточнения заявленных требований, обратились в суд с коллективным административным иском к администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконными действий по выдаче Панчишной М.А. разрешений на размещение объектов благоустройства от 10 октября 2018 года № РЗ-120 и № РЗ-121, а также ордера № 3319 от 11 декабря 2019 года на право производства земляных работ на территории городского округа Химки Московской области. В обоснование заявленных требований указали, что администрацией городского округа Химки Московской области, в лице заместителя главы администрации Чижика Д.О., были выданы разрешения на размещение объектов благоустройства от 10 октября 2018 года № РЗ-120 и № РЗ-121 Панчишной М.А. Однако, при выдаче данных разрешений ответчиком процедуры согласования с общественностью вопреки требованиям ст. 69.2 Закона Московской области от 30.12.2014 года № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» не проводились, чем были нарушены права истцов на осуществление местного самоуправления. Кроме того, 11 декабря 2019 года Панчишной М.А. был выдан ордер № 3319 на право производства земляных работ на территории городского округа Химки Московской области, вместе с тем, при подготовке дела к рассмотрению представитель ответчика утверждал, что разрешения на размещение объектов отменены и прав истцов не нарушают, однако администрацией был выдан указанный ордер. Решением Химкинского городского суда Московской области от 17 февраля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционной жалобе административные истцы просят об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неправильное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям. Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему. Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Разрешая возникший административный спор, суд первой инстанции установил, что 13 декабря 2016 года между администрацией городского округа Химки Московской области и Емельяновой Е.В. заключен договор аренды земельного участка кадастровый <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки, Юбилейный пр-т, у дома № 32, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «обслуживание жилой застройки», участок предоставлен для использования в соответствии с целевым назначением земельного участка. 13 марта 2017 года в силу договора между прежним арендатором и Панчишной М.А. последней передано право аренды данного участка. 14 марта 2017 года прежний арендатор направила администрации городского округа Химки уведомление о передаче права аренды по договору аренды Панчишной М.А. Возражений от арендодателя относительно заключения договора аренды, а также договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды с марта 2017 года по настоящее время не поступило. Указанный договор не расторгнут, в судебном порядке не оспаривался, заключен на срок до 7 августа 2021 года. Таким образом, Панчишная М.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на основании договора аренды земельного участка от 13 декабря 2016 года № ФА-06 с учетом договора от 13 марта 2017 года № 01 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № ФА-06 от 13 декабря 2016 года. В рамках реализации проекта по строительству объекта на указанном участке, между застройщиком и администрацией городского округа Химки Московской области 08 апреля 2019 заключено соглашение, предметом которого является реализация сторонами проекта по строительству торгово-бытового здания, площадью <данные изъяты> кв.м и сопутствующей инженерной инфраструктуры, ориентировочный объем инвестиций в реализацию проекта составляет <данные изъяты> руб. Строительство осуществляется на спорном земельном участке, ориентировочные сроки реализации 18 марта 2020 года. В силу соглашения застройщик в согласованный срок должен осуществить также проектирование и строительство на ул. Ленина мкр. Фирсановка городского округа Химки Московской области (напротив Георгиевской церкви) автомобильных парковочных мест в количестве 18 (восемнадцати) штук, 2 (два) из которых для автомобилей маломобильных групп населения, а также проектирование и строительство автомобильных парковочных мест в количестве 14 (четырнадцати) штук, с разворотной площадкой, расположенных в непосредственной близости от объекта, для реализации соглашения застройщику выданы разрешения на размещение № РЗ-120 и № РЗ-121 от 10.10.2018 года. Из представленных в материалы дела документов следует, что 10 октября 2018 года администрацией городского округа Химки Московской области, в лице заместителем главы городского округа Чижика Д.О., Панчишной М.А были выданы разрешение на размещение объекта № РЗ-121 на размещение элементов благоустройства территории на землях, собственность на которые не разграничена, местоположение: Московская область, городской округ Химки, Юбилейный пр-т, у дома № 32, кадастровый квартал <данные изъяты> кв.м, сроком 36 месяцев, а также разрешение на размещение объекта № РЗ-120 на размещение элементов благоустройства территории на землях, собственность на которые не разграничена, местоположение: Московская область, городской округ Химки, Юбилейный пр-т, у дома № 32, кадастровый квартал <данные изъяты> кв.м, сроком 36 месяцев. Уведомлением заместителя главы городского округа Химки от 12 июля 2019 года № 132исх-7812 прекращено действие ранее выданных разрешений на размещение, в рамках которых планировалось осуществлять благоустройство, в том числе посредством размещения парковочных мест. Причиной отзыва послужили мероприятия муниципального контроля, в рамках которых выявлен факт использования земельных участков не под выданное размещение элементов благоустройства территории, а под автомобильную стоянку. Указанные выше обстоятельства установлены решением Химкинского городского суда Московской области от 11 сентября 2019 года по делу № 2-3862/2019. Кроме того, указанным решением признано незаконным прекращение выданных 10.10.2018 года разрешений на размещение элементов благоустройства территории. Решение Химкинского городского суда Московской области от 11.09.2019 года вступило в законную силу 26.02.2020 года. На основании заявления от 03 декабря 2019 года, 09 декабря 2019 года администрацией городского округа Химки Московской области, в лице заместителя Главы администрации городского округа Чистякова Д.О., Панчишной М.А. выдан ордер на право производства земляных работ на территории городского округа Химки Московской области, ордер выдан на право производства работ по устройству тротуаров и открытых парковочных мест для автотранспорта площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: Московская область, городской округ Химки, Юбилейный пр-т, у дома № 32, кадастровый квартал <данные изъяты>, срок проведения работ с 10 декабря 2019 года по 13 января 2020 года. Согласно представленному уведомлению от 15 января 2020 года о закрытии ордера, ордер закрыт по зимнему варианту до 30 апреля 2020 года. В соответствии с положениями ч. 12 ст. 43, ч. 13.1 ст. 45, ч. 5.1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ общественные обсуждения по проекту планировки не проводятся в случае: - подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа - если проект планировки территории и проект межевания территории подготовлены в отношении: 1) территории, в границах которой в соответствии с правилами землепользования и застройки предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; 2) территории в границах земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу для ведения садоводства или огородничества; 3) территории для размещения линейных объектов в границах земель лесного фонда. Таким образом, обязательность проведения общественных слушаний предусмотрена исключительно в отношении проектов комплексной планировки территории муниципального образования в целом. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что общественные обсуждения и общественный контроль являются формой общественного участия в благоустройстве территории муниципальных образований в целом, а в отношении размещения отдельных элементов благоустройства в границах дополнительного благоустройства территории общественные обсуждения и общественный контроль не проводятся. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции. В соответствии со ст. 3 Закона Московской области от 30.12.2014 года № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» (далее Закон Московской области о благоустройстве), объектами благоустройства являются территория Московской области с расположенными на ней элементами благоустройства в границах земельных участков, находящихся в частной собственности; земельных участков, находящихся в федеральной собственности; земельных участков, находящихся в собственности Московской области; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно ст. 4 Закона Московской области о благоустройстве: объекты благоустройства - территории муниципальных образований, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории муниципальных образований, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципальных образований; благоустройство - комплекс мероприятий по созданию и развитию, в том числе по проектированию, объектов благоустройства, направленный на обеспечение и повышение комфортности и безопасности условий жизнедеятельности граждан, улучшение состояния и эстетического восприятия территории Московской области; элементы объекта благоустройства - конструктивные и функциональные составляющие объектов благоустройства, определяющие их внешний вид, обеспечивающие визуальное восприятие объектов благоустройства в соответствии с их функциональным назначением. Проектом благоустройства является документация, содержащая материалы в текстовой и графической форме и определяющая проектные решения (в том числе цветовые) по благоустройству территории и иных объектов благоустройства. Статья 5 данного Закона устанавливает, что элементами благоустройства являются, в том числе, контейнерные площадки; площадки автостоянок, размещение и хранение транспортных средств на территории муниципальных образований. С учетом приведенных выше норм объектом благоустройства в данном случае является территория муниципального образования городского округа Химки в границах кадастрового квартала <данные изъяты>, а тротуары и открытые парковочные места для автотранспорта площадью 188 и 250 кв.м, расположенных в границах объекта благоустройства – являются элементами объекта благоустройства. Согласно положениям части 1 статьи 69.2 Закона Московской области о благоустройстве, все решения по благоустройству территорий должны приниматься открыто и гласно, с учетом мнения жителей соответствующих территорий. При этом частью 2 названной статьи установлено, что для повышения уровня доступности информации и информирования жителей о задачах и проектах в сфере благоустройства рекомендуется размещение проектов, а также информации об их реализации на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Формами общественного участия в благоустройстве территорий муниципальных образований являются общественные обсуждения и общественный контроль (часть 3). Рекомендуется открытое общественное обсуждение проектов благоустройства территорий, а также возможность публичного комментирования и обсуждения материалов проектов (часть 4). Согласно части 5 данной нормы, при организации общественных обсуждений проектов благоустройства необходимо предусматривать оповещение о проведении общественных обсуждений на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информационных стендах дворовых территорий, а также иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений к указанной информации. Размещению подлежит информация о проекте, дате, времени и месте проведения общественных обсуждений. При этом порядок проведения общественных обсуждений проектов благоустройства, устанавливается правилами благоустройства территории муниципальных образований. Действовавшие на момент выдачи разрешений на размещение объектов благоустройства, правил благоустройства территории муниципальных образований, утвержденных распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 30.10.2017 года № 409-РВ «Об утверждении Правил благоустройства отдельных муниципальных образований Московской области», не содержит норм о порядке проведения общественных обсуждений выдачи разрешения на размещение отдельных элементов объекта благоустройства. С учетом приведенных выше положений Закона Московской области о благоустройстве суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в отношении отдельных элементов объекта благоустройства общественные обсуждения не проводятся и общественный контроль не осуществляется. Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, указание о необходимости размещения проектов, а также информации об их реализации на официальном сайте органа местного самоуправления, проведения открытых общественных обсуждений проектов благоустройства территорий, а также возможности публичного комментирования и обсуждения материалов проектов, исходя из буквального толкования положений ст. 69.2 Закона Московской области о благоустройстве, носят рекомендательный характер. В свою очередь доказательств того, что выдача разрешений на размещение отдельных элементов благоустройства нарушает какие-либо права административных истцов ни в суд первой, ни апелляционной инстанции представлено не было. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанном Перечне пункте 4 предусмотрены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории. Порядок выдачи разрешений для размещения элементов благоустройства территории регулируется постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 23.07.2018 года № 818 «Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений». Поскольку при обращении Панчишной М.А. в администрацию были представлены все необходимые документы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что выдача разрешений на размещение отдельных элементов объекта благоустройства произведена администрацией городского округа Химки Московской области в пределах ее полномочий, предусмотренных положениями действующего законодательства, в соответствии с административным регламентом, утвержденным указанным выше постановлением от 23.07.2018 года. Также правомерно учтено судом первой инстанции, что разрешения на размещение объектов благоустройства выданы административным ответчиком в связи с реализацией проекта по строительству объекта на земельном участке по адресу: Московская область, городской округ Химки, Юбилейный пр-т, у дома № 32, а также дополнительного соглашения к нему, в соответствии с которыми должны были быть построены дополнительные парковочные места. Как правильно указал суд первой инстанции основания для признания незаконными действий администрации городского округа Химки по выдаче 11 декабря 2019 года Панчишной М.А. ордера № 3319на право производства земляных работ на территории городского округа Химки Московской области, выданного для реализации ранее выданных разрешений на размещение объектов по благоустройству, отсутствуют, поскольку вступившим в законную силу решением Химкинского городского суда от 11.09.2019 года уведомление администрации городского округа Химки о приостановлении действия разрешений на размещение объектов благоустройства от 12 июля 2019 года признано незаконным. Кроме того, указанным решением суда проведена проверка законности выданных разрешений на размещение объектов благоустройства. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным. При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе. Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда, повторяют доводы административных истцов в суде первой инстанции, которым в решении дана надлежащая правовая оценка. Несогласие с решением суда не является предусмотренным законом основанием для отмены судебного акта. Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Химкинского городского суда Московской области от 17 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воробьевой А.Н., Белых А.В., Викулиной Р.Н., Сверчковой Т.Ю., Базылевой Г.В., Зайцевой О.М., Викулина А.Ф., Викулиной М.А., Рыбина А.Ю., Рыбиной О.Н., Белых Е.М., Сейрановой И.Г., Сергеевой Т.Н., Одинокова О.В., Гущиной И.С., Ахмедовой Д.М., А. Р.А., Воробьёва А.А., Некрасова Я.Н., Ольчевой Е.В., Кабановой Е.С., Чернцовой Л.И., Красовского Т.В. – без удовлетворения. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |