ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1599/20 от 21.09.2020 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Тележкина О.Д. Дело №33а-1599/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«21» сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,

при секретаре Дубровиной Т.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0001-01-2020-000901-90, №2а-1564/2020) по апелляционной жалобе Лазарева Михаила Львовича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 14 мая 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Лазарева Михаила Львовича к Центральному управлению Ростехнадзора о признании незаконным решения об отказе в рассмотрении заявления об исключении опасного производственного объекта из реестра в связи со сменой собственника и обязании исключить опасный производственный объект из реестра.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя Лазарева М.Л. по доверенности Мелкумяна А.С., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения Бартенева А.Д. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Лазарев М.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Центральному управлению Ростехнадзора о признании незаконным и отмене уведомления от 24 декабря 2019 года об отказе в рассмотрении заявления об исключении опасного производственного объекта из государственного реестра опасных производственных объектов в связи со сменой собственника, обязании исключить газопровод-ввод высокого давления из реестра опасных производственных объектов.

Требования мотивировал тем, что за ним на основании свидетельства от 25 декабря 2013 года зарегистрирован опасный производственный объект (ОПО) – сеть газопотребления регистрационный номер , дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ (III класс опасности). Указанный объект располагается на земельном участке по адресу: <адрес>, который был приобретен им (Лазаревым М.Л.), как гражданином, в собственность по договору купли-продажи от 18 февраля 2014 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14 марта 2014 года.

В соответствии с протоколом общего собрания учредителей ООО «Альянс» от 12 октября 2018 года №1 он является одним из соучредителей общества с 50% размером доли от уставного капитала. В протоколе внеочередного собрания участников ООО «Альянс» от 06 мая 2019 года №6 закреплено, что в целях увеличения размеров чистых активов он внес вклад в имущество общества, а именно объекты капитального строительства и земельные участки, расположенные по вышеуказанному адресу, в связи с чем между ним и ООО «Альянс» в лице директора ФИО7 подписан передаточный акт. На основании данного протокола в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о новом правообладателе переданного имущества.

07 мая 2019 года ИП Лазарев М.Л. передал в собственность гражданина Лазарева М.Л. по договору дарения газопровод-ввод высокого давления диаметром 57 мм и протяженностью 24,15 м, расположенный от точки врезки до ШПРГ, ШПРГ до внешней стенки ШПРГ со стороны газопровода низкого давления. Устройство указанного шкафного пункта редуцирования газа осуществлялось на основании договора на монтаж шкафного газорегуляторного пункта от 05 октября 2004 года, заключенного между ИП Лазаревым М.Л. и ОАО «КОСТРОМАЦЕНТРГАЗСТРОЙ», в результате исполнения которого подписан акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы. Также в собственности гражданина Лазарева М.Л. остался земельный участок. В этот же день между ООО «Альянс» и гражданином Лазаревым М.Л. заключен акт разграничения имущественной принадлежности газораспределительной сети, в соответствии с которым в собственности общества остался газопровод низкого давления, а в собственности Лазарева М.Л. – газопровод-ввод высокого давления.

В дальнейшем газопровод-ввод высокого давления и земельный участок, расположенный по <адрес>, перешли в собственность Бартенева А.Д. по договору купли-продажи от 06 декабря 2019 года, заключенному с гражданином Лазаревым М.Л., что подтверждается передаточным актом от 06 декабря 2019 года и выпиской из ЕГРН от 26 декабря 2019 года. 06 декабря 2019 года между ООО «Альянс» и Бартеневым А.Д. заключен акт разграничения имущественной принадлежности газораспределительной сети, в соответствии с которым газопровод низкого давления остался в собственности ООО «Альянс», а газопровод-ввод высокого давления – в собственности Бартенева А.Д.

10 декабря 2019 года им (Лазаревым М.Л.) получено распоряжение Центрального управления Ростехнадзора от 03 декабря 2019 года №Я-988-пр о проведении 24 декабря 2019 года внеплановой выездной проверки ИП Лазарева М.Л. по адресу: <адрес>. 20 декабря 2019 года он, как индивидуальный предприниматель, обратился в указанное учреждение с заявлением об исключении объекта из государственного реестра опасных производственных объектов в связи со сменой собственника, в удовлетворении которого ему 12 февраля 2020 года было отказано со ссылкой на пункт 2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с которым заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию таких объектов на праве собственности или ином законном основании.

Полагает данный отказ незаконным, поскольку лицо, которое ранее являлось правообладателем объекта, лишено права представить в соответствующий орган Ростехнадзора пакет документов, подтверждающих основания прекращения права собственности на объект, что фактически ущемляет его права и законные интересы. Кроме того, то обстоятельство, что с заявлением о снятии опасного производственного объекта из соответствующего реестра обратился прежний собственник, не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку новый собственник является физическим лицом, что само по себе исключает возможность подачи им заявления с целью регистрации опасного производственного объекта.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Бартенев А.Д., ООО «Альянс», АО «Газпром газораспределение Кострома».

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Лазарев М.Л., повторяя доводы административного искового заявления, полагает решение суда незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального права и просит его отменить. Указывает, что применительно к пункту 1 статьи 213 и статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации положения иных федеральных законов и нормативных правовых актов не содержат ограничений относительно нахождения в собственности граждан распределительных газопроводов, а также не устанавливают условий, ограничивающих или исключающих оборот таких объектов. В связи с заключением договора купли-продажи от 06 декабря 2019 года он (Лазарев М.Л.), как индивидуальный предприниматель, не эксплуатирует опасный производственный объект «Сеть газораспределения ИП Лазарев М.Л.». Кроме того, к заявлению об исключении опасного производственного объекта из соответствующего реестра в связи со сменой собственника им представлен пакет документов, подтверждающих переход права собственности, как на данный объект, так и на земельный участок, на котором он расположен.

Лица, участвующие в деле, за исключением представителя Лазарева М.Л. по доверенности Мелкумяна А.С., Бартенева А.Д. извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании части 6 статьи 226, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия по административным делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в установленных статьей 308 КАС РФ пределах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).

Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

С учетом приведенных выше норм для удовлетворения заявленных требований Лазарева М.Л. необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого уведомления нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение им прав либо интересов административного истца. Между тем данные обстоятельства по делу не установлены.

Из материалов дела следует, что 05 октября 2004 года между ПБОЮЛ Лазаревым М.Л. (заказчик) и ОАО «КОСТРОМАЦЕНТРГАЗСТРОЙ» (подрядчик) заключен договор на монтаж шкафной ГРП, в соответствии с которым подрядчик обязуется осуществить строительно-монтажные работы по устройству газораспределительной системы – Шкафной ГРП типа ГРПШ-05-2У1 по <адрес>, а заказчик оплатить выполненные работы (л.д. 29-30).

Согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы – газопровода к производственному зданию в <адрес>, от 10 ноября 2004 года строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002, предъявленный к приемке объект считается принятым заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией с 10 ноября 2004 года (л.д. 31-32).

25 декабря 2013 года за ИП Лазаревым М.Л. зарегистрирован опасный производственный объект – сеть газораспределения ИП Лазарев М.Л., регистрационный номер , дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, III класс опасности, что подтверждается свидетельством о регистрации от 25 декабря 2013 года (л.д. 12).

На основании договора купли-продажи от 18 февраля 2014 года №32 за Лазаревым М.Л. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 9 073 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для промышленного производства (л.д. 13).

Из протокола общего собрания учредителей ООО «Альянс» от 12 октября 2018 года №1 следует, что одним из соучредителей общества является Лазарев М.Л. с размером 50% от уставного капитала общества (л.д. 14-16).

Согласно пункту 2.1 протокола внеочередного общего собрания участников ООО «Альянс» от 06 мая 2019 года №6 Лазарев М.Л. в целях увеличения размера чистых активов общества внес имущественный вклад в имущество общества, а именно объекты капитального строительства и земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 17-21), в связи с чем 06 мая 2019 года между Лазаревым М.Л. и ООО «Альянс» в лице директора ФИО7 подписан передаточный акт (л.д. 22-24).

На основании протокола внеочередного общего собрания участников ООО «Альянс» от 06 мая 2019 года №6 в ЕГРН внесены сведения о новом правообладателе переданного имущества (ООО «Альянс»), а именно нежилых зданий (пристройки, цех, административно-складское здание, гараж, склад, проходная) с кадастровыми номерами и земельных участков с кадастровыми номерами , что подтверждается выписками из ЕГРН от 03 июня 2019 года (л.д. 33-58).

07 мая 2019 года между ИП Лазаревым М.Л. (даритель) и гражданином Российской Федерации Лазаревым М.Л. (одаряемый) заключен договор дарения, в соответствии с которым в собственность одаряемого безвозмездно передан газопровод-ввод высокого давления диаметром 57 мм, протяженностью 24,15 м, расположенный от точки врезки до ШПРГ, ШГРП, газопровод низкого давления диаметром 89 мм, 76 мм, 57 мм, 32 мм, протяженностью 109,12 м до газовых вводов в котельные, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, что подтверждается актом приема-передачи от 07 мая 2019 года (л.д. 25-27).

В этот же день (07 мая 2019 года) между ООО «Альянс» и гражданином Российской Федерации Лазаревым М.Л. заключен акт разграничения имущественной принадлежности газораспределительной сети, согласно которому на основании протокола внеочередного общего собрания участников ООО «Альянс» от 06 мая 2019 года №6 «О внесении отдельными участниками общества вклада в имущество общества» границей разграничения имущественной принадлежности сети газораспределения, расположенной по адресу: <адрес>, является (л.д. 28):

- в соответствии со схемой сеть газораспределения – газопровод-ввод высокого давления диаметром 57 мм, протяженностью 24,15 м, расположенный от точки врезки до ШПРГ, ШГРП до внешней стенки ШПРГ со стороны газопровода низкого давления, находятся в собственности Лазарева М.Л.;

- газопровод низкого давления, диаметром 89 мм, 76 мм, 57 мм, 32 мм, протяженностью 109,12 м от стенки ШГРП со стороны газопровода низкого давления до газовых вводов в котельные, расположенный в здании по адресу: <адрес>, находятся в собственности ООО «Альянс».

06 декабря 2019 года между Лазаревым М.Л. (продавец) и Бартеневым А.Д. (покупатель) заключен договор купли-продажи имущества (л.д. 59-60), в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить по цене и на условиях договора следующее имущество: газопровод-ввод высокого давления диаметром 57 мм, протяженностью 24,15 м, расположенный от точки врезки до ШПРГ, ШГРП, газопровод низкого давления диаметром 89 мм, 76 мм, 57 мм, 32 мм, протяженностью 109,12 м до газовых вводов в котельные по адресу: <адрес>, что подтверждается передаточным актом от 06 декабря 2019 года (л.д. 61).

В этот же день (06 декабря 2019 года) между Лазаревым М.Л. (продавец) и Бартеневым А.Д. (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества (л.д. 62-63), в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок с кадастровым номером площадью 9 073 кв.м расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для промышленного производства, что подтверждается передаточным актом от 06 декабря 2019 года (л.д. 64). Право собственности Бартенева А.Д. зарегистрировано в ЕГРН 26.12.2019 г.

На основании вышеуказанного договора купли-продажи в ЕГРН внесены сведения о новом правообладателе земельного участка (Бартенев А.Д.), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29 декабря 2019 года (л.д. 65-67).

06 декабря 2019 года между ООО «Альянс» в лице директора ФИО7 и Бартеневым А.Д. заключен акт разграничения имущественной принадлежности газораспределительной сети, согласно которому границей разграничения имущественной принадлежности сети газораспределения, расположенной по адресу: <адрес>, является (л.д. 68):

- в соответствии со схемой сеть газораспределения – газопровод-ввод высокого давления диаметром 57мм, протяженностью 24,15 м, расположенный от точки врезки до ШПРГ, ШГРП до внешней стенки ШПРГ со стороны газопровода низкого давления, находятся в собственности Бартенева А.Д.;

- газопровод низкого давления диаметром 89 мм, 76 мм, 57 мм, 32 мм, протяженностью 109,12 м от стенки ШГРП со стороны газопровода низкого давления до газовых вводов в котельные, расположенные в здании по адресу: <адрес>, находится в собственности ООО «Альянс».

На основании распоряжения заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора по Ярославской и Костромской областям ФИО9 от 03 декабря 2019 года №Я-988-пр в отношении ИП Лазарева М.Л. назначена внеплановая выездная проверка в целях контроля исполнения юридическим лицом пунктов 1-10 предписания об устранении выявленных нарушений от 20 мая 2019 года , срок для исполнения которых истек (л.д. 69-73).

20 декабря 2019 года ИП Лазарев М.Л. обратился в Центральное управление Ростехнадзора с заявлением о предоставлении государственной услуги, в котором просил изменить сведения, связанные с исключением сети газопотребления ИП Лазарев М.Л., регистрационный номер , в связи со сменой эксплуатирующей организации (л.д. 74-76).

Заместителем руководителя Центрального управления Ростехнадзора по Ярославской и Костромской областям ФИО9 24 декабря 2019 года вынесено уведомлением №06-18/11542 об отказе по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов со ссылкой на пункт 2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее также – Административный регламент), в соответствии с которым заявителями по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию таких объектов на праве собственности или ином законном основании. В соответствии с договором купли-продажи от 06 декабря 2019 года, передаточными актами от 06 мая 2019 года и от 06 декабря 2019 года ИП Лазарев М.Л. не эксплуатирует опасный производственный объект «Сеть газопотребления ИП Лазарев М.Л.». Согласно пункту 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре ПОП, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2998 г. №1371 организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект. Заявление о внесении изменений в сведения, связанных с исключением ОПО в связи со сменой эксплуатирующей организации, должны подавать заявители – организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию ОПО в настоящее время, а не организации, которые эксплуатировали данный ОПО раньше. Кроме того, в нарушение пункта 27 Административного регламента представленные копии документов не заверены подписью индивидуального предпринимателя либо уполномоченного представителя и печатью (л.д. 79-80).

19 февраля 2020 года в отношении ИП Лазарева М.Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ).

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Свердловского судебного района г. Костромы от 19 марта 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, в отношении ИП Лазарева М.Л. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При этом мировым судьей установлено, что ИП Лазарев М.Л. собственником ОПО и земельного участка, на котором он расположен по адресу: <адрес>, не являлся ни на момент получения уведомления о проведении внеплановой проверки, ни на момент проведения данной проверки, предпринимательскую деятельность по указанному адресу не осущевляет.

Разрешая административный спор, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ИП ФИО1 При этом суд исходил из того, что в рассматриваемом случае оснований для исключения опасного производственного объекта из государственного реестра опасных производственных объектов не имеется, объект не выведен из эксплуатации и не утратил признаки такового.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по существу разрешенного административного спора у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.

В силу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее также – Федеральный закон №116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (часть 1). Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года №1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее также – Правила).

В силу пункта 2 Правил в государственном реестре на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях и индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих эти объекты.

Согласно пункту 5 названных Правил для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

В соответствии с пунктом 7 Правил исключение объекта из государственного реестра производится на основании заявления (за исключением случая, предусмотренного абзацем пятым настоящего пункта) эксплуатирующих его организации или индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в случаях ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации; утраты объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов.

Приказом Ростехнадзора от 08 апреля 2019 года №140 утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее также – Административный регламент), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Ростехнадзора (его территориальных органов) при предоставлении государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Ростехнадзора (его территориальных органов) и их должностными лицами, взаимодействия Ростехнадзора (его территориальных органов) с заявителями при предоставлении государственной услуги.

Заявителями являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов (далее также – ОПО) на праве собственности или ином законном основании (далее также – заявители) (пункт 2).

Результатом предоставления государственной услуги является, в том числе отказ по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов; изменение сведений, связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации; отказ во внесении изменений в сведения, связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации (пункт 11).

Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (о заявителе и (или) характеристик ОПО, изменение адреса места нахождения ОПО, а также связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению №2 к Административному регламенту, подписанные руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа в одном экземпляре (пункт 23).

Основанием для принятия решения об отказе по результатам рассмотрения заявления и комплекта документов являются несоответствие информации, представленной заявителем, сведениям, полученным на основании межведомственных запросов; представление комплекта документов не в полном объеме и (или) оформление заявления с нарушением требований Административного регламента; несоответствие сведений, содержащихся в документах, предусмотренных Административным регламентом, сведениям, указанным в заявлении (пункт 70).

При наличии оснований для отказа по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов, указанных в пункте 70 Административного регламента, Исполнитель в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней с даты регистрации заявления в системе делопроизводства, осуществляет подготовку уведомления об отказе по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Ростехнадзора. Уведомление об отказе по результатам рассмотрения заявления и комплекта документов с указанием причины отказа в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней с даты регистрации заявления, передается должностному лицу, ответственному за работу с заявителями структурного подразделения территориального органа Ростехнадзора, для выдачи заявителю в порядке, установленном пунктом 99 Административного регламента, или направляется заявителю в порядке, установленном пунктами 95, 100 Административного регламента (пункт 72).

Проанализировав установленные по делу обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при принятии оспариваемого решения административным ответчиком не допущено нарушения действующих нормативных правовых актов и прав заявителя ФИО1

ФИО1 не является индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим спорный ОПО, а следовательно не мог выступать заявителем по внесению изменений в реестр сведений, связанных с исключением ОПО в связи со сменой эксплуатирующей организации.

При этом судом правомерно обращено внимание на то, что имея ОПО в собственности, физическое лицо, в рассматриваемом случае ФИО2, обязано надлежащим образом оформить отношения с эксплуатирующей организацией или индивидуальным предпринимателем, использующим данный объект в производственной деятельности, в целях обеспечения его безопасной эксплуатации и контроля со стороны уполномоченных государственных органов.

В соответствии с пунктом 23 Административного регламента для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов, при смене эксплуатирующей организации, собственнику опасного производственного объекта (организации, эксплуатирующей ОПО на ином законном основании) необходимо подготовить заявление о предоставлении государственной услуги в соответствии с Приложением №1 к Административному регламенту и документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие опасный производственный объект (в 2 экземплярах), оформленные согласно Приложенияю №2 к Административному регламенту.

В качестве документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений, могут являться договор аренды или иной договор между собственником и новой эксплуатирующей организацией, положения которого устанавливают правовую ответственность эксплуатирующей организации при эксплуатации опасного производственного объекта.

Новая эксплуатирующая организация является заявителем в рамках предоставления государственной услуги по внесению изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов, связанных с исключением опасного производственного объекта из государственного реестра опасных производственных объектов в связи со сменой эксплуатирующей организации.

Аргумент заявителя апелляционной жалобы ФИО1 о том, что он не является собственником сети газопотребления и земельного участка, на котором последняя находится, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку правового значения для настоящего спора не имеет. Как правильно указал суд, исключение эксплуатируемого ОПО (без условия ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации) из реестра при смене собственника без регистрации за новым собственником или эксплуатирующей организацией противоречит целям и задачам законодательства о промышленной безопасности, допуская бесконтрольное использование ОПО.

Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 14 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: