ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-16009/2023 от 02.10.2023 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Выродова Е.О.

УИД 61RS0050-01-2022-000526-68

Дело № 33а-16009/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 октября 2023 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Авиловой Е.О.,

судей: Мамаевой Т.А., Журба О.В.,

при секретарях: Нахапетян А.Г., Ткачеве Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Начкебия М. И. к Управлению по вопросам миграции Главного управления МВД России по Ростовской области, Отделу миграции МВД России по Пролетарскому району Ростовской области, Отделу миграции МВД России по Белокалитвенскому району Ростовской области, ГУ МВД России по Ростовской области о признании заключения незаконным, его отмене, обязании выдать паспорт гражданина РФ,

по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Ростовской области на решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 13 января 2023 года.

Заслушав доклад судьи Мамаевой Т.А., судебная коллегия по административным делам

установила:

Начкебия М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он родился ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в семье граждан СССР в с. Курзу Гегечкорского района Грузинской ССР, ФИО16 и ФИО8.

В период существования СССР административный истец его гражданином, паспорт гражданина СССР был им получен 18 июня 1978 года.

В 1969 году административный истец поступил в среднюю школу, в 1978 году - в Сухумский индустриальный техникум Минвуза ГССР, который окончил в 1986 году.

08 января 1987 года административный истец вступил в брак с ФИО9 Брак зарегистрирован в гор. Сухуми Абхазской АССР.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА у административного истца родилась дочь ФИО2.

В 1991 году Начкебия М.И. со своей семьей был вынужден переехать в Россию, где до 2000 года проживал в г. Москве, его супруга получила статус беженца.

В 2000 году административный истец переехал жить в г. Белая Калитва Ростовской области, где проживал до 2002 года.

В июне 2002 года ПВС ОВД Белокалитвинского района Ростовской области Начкебия М.И. на основании п. 1 ст. 13 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» был признан гражданином Российской Федерации и документирован паспортом Российской Федерации.

В 2007 году в связи с достижением 45 лет Начкебия М.И. была произведена замена паспорта.

В 2020 году административный истец переехал жить в п. Кирсалово Пролетарского района Ростовской области.

Также, в 2020 году он подал заявление о замене паспорта через МФЦ Белокалитвинского района Ростовской области, однако в предоставлении указанной услуги ему было отказано, поскольку он не является гражданином Российской Федерации, а полученные им в 2002 году и 2007 году паспорта гражданина Российской Федерации выданы в нарушение установленного порядка. При этом, данный отказ был получен административным истцом только в январе 2022 года после обращения в Прокуратуру Белокалитвинского района Ростовской области.

Административный истец считает, что поскольку 18 марта 2002 года он был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел, как при документировании паспортом гражданина Российской федерации в 2002 года, так и при его замене в 2007 году не имелось сомнений в наличии у него гражданства Российской Федерации, признание факта необоснованной выдачи документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации влечет для административного истца неблагоприятные правовые последствия.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец с учетом уточнений просил суд:

- признать незаконным и отменить заключение ГУ МВД России по Ростовской области № 186 от 21 декабря 2020 года проверки обоснованности документирования паспортами гражданина Российской Федерации, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, Начкебия М.И., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения;

- возложить на Управление по вопросам миграции Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области обязанность выдать Начкебия И.И. паспорт гражданина Российской Федерации.

Решением Пролетарского районного суда Ростовской области от 13 января 2023 года суд восстановил Начкебия М.И. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Также суд признал незаконным и отменил заключение Главного управления МВД России по Ростовской области № 42 от 21 декабря 2020 года о проверке обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации Начкебия М.И., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения.

Кроме того, суд обязал Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области, ГУ МВД России по Ростовской области выдать Начкебия М.И., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации.

В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Ростовской области просит решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 13 января 2023 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Начкебия М.И. отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец указал на то, что судом первой инстанции необоснованно был восстановлен Начкебия М.И. срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, поскольку ранее 6 сентября 2021 года он обращался в Пролетарский районный суд Ростовской области с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в выдаче решения по вопросу документирования паспортом гражданина РФ. Определением судьи Пролетарского районного суда Ростовской области от 10 сентября 2021 года административное исковое заявление было возвращено в связи с неподсудностью.

Также заявитель сослался на то, что в решении суда первой инстанции не указано в чем выражается устойчивая правовая связь административного истца с Российской Федерацией, какие права и обязанности реализовал Начкебия М.И. как гражданин Российской Федерации.

Кроме того, утверждение суда о приобретении Начкебия М.И. в 2000 году Российского гражданства в порядке регистрации на территории Ивановской области не содержит ссылки на документы, которыми подтверждено данное обстоятельство. Согласно отметок в паспорте гражданина СССР образца 1974 года Начкебия М.И. на территории г. Москвы не проживал, регистрации не имел. В Ивановской области Начкебия М.И. гражданство также не приобрел, паспортом гражданина Российской Федерации не документирован.

Заявитель также утверждает, что при документировании Начкебия М.И. паспортом гражданина Российской Федерации 18 марта 2002 года и 20 июня 2007 года приобретение Российского гражданства в порядке регистрации и справка ГУВД г.Москвы не указаны, как основания выдачи паспорта, а следовательно, административный истец документирован паспортами Российской Федерации, как постоянно проживающий на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года, при этом, письменных доказательств его постоянного проживания на юридически значимую дату не имеется.

Заявитель апелляционной жалобы указывает и на то, что на дату выдачи Начкебия М.И. паспорта гражданина Российской Федерации – 18 марта 2002 года ст.42 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливала, что гражданство Российской Федерации считается приобретенным со дня принятия полномочным органом или издания указа Президента РФ. Однако в отношении Начкебия М.И. соответствующего решения о приеме в гражданство Российской Федерации не принималось.

Кроме того, заявитель сослался на то, что Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области не наделено полномочиями по документированию паспортами Российской Федерации. В качестве административных ответчиков к участию в деле привлечены не существующие органы – отдел миграции МВД России по Пролетарскому району Ростовской области и отдел миграции МВД России по Белокалитвинскому району Ростовской области.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ МВД России по Ростовской области по доверенности Максименко Е.В., доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 13 января 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Начкебия М.И. отказать.

Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации в отсутствие Начкебия М.И., представителей Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по Ростовской области, Отдела миграции МВД России по Пролетарскому району Ростовской области, Отдела миграции МВД России по Белокалитвенскому району Ростовской области, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя ГУ МВД России по Ростовской области Максименко Е.В., судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований Начкебия М.И. суд первой инстанции исходил из того, что он в 2000 году по законному основанию приобрел гражданство Российской Федерации в порядке регистрации на территории Ивановской области, был документирован двумя паспортами гражданина Российской Федерации, на основании которых на протяжении длительного времени осуществлял реализацию своих прав и обязанностей гражданина, что свидетельствует о его устойчивой правой связи с Российской Федерацией. Также суд первой инстанции указал на то, что допущенные органом при оформлении гражданства Начкебия М.И. погрешности не должны приводить к переложению бремени доказывания оспаривания заключения на административного истца.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, находя доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации предоставляют гражданину и юридическому лицу право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

По смыслу положений ст. 227 КАС Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий оспариваемые решения, действия (бездействие) соответствующих органов и должностных лиц не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1, 2 ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3, 4 ч. 9 и ч. 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации до 1 июля 2002 года определял Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», в преамбуле которого указано, что гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Аналогичное понятие дано и в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в котором указаны основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации с 1 июля 2002 года.

В п. 1 ст. 2 Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» указано, что гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.

Из положений ч. 2 ст. 12 Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» следует, что при определении принадлежности к гражданству Российской Федерации применяются акты законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В силу ч. 1 ст. 13 Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают: а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации; б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; г) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; д) лица без гражданства, на день вступления в силу настоящего Закона постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (ст. 18 Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»).

В подразделе II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года № 386 и действовавшего до 18 ноября 2002 года, закреплялось, что до введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 года; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

В период действия Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» уполномоченные органы руководствовались Инструкцией о порядке оформления и выдачи гражданам паспортов и вкладышей, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 5 мая 1993 года № 210.

Согласно пунктам 3.1 и 3.3 названного нормативного правового акта гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, вкладыши к имеющимся у них паспорту гражданина СССР, свидетельству о рождении и удостоверению личности (военному билету) военнослужащего выдавались по их месту жительства органами внутренних дел при условии представления перечисленных документов.

На момент документирования административного истца в 2002 году паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 года № 605 (зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 1997 года № 1400) (далее - Инструкция).

Данной Инструкцией было предусмотрено, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (п. 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (п. 11).

В силу п. 13 упомянутой инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 названной инструкции среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).

В силу п. 21 Инструкции поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.

После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П (п. 23).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18 июня 1978 года Начкебия М.И. был документирован паспортом гражданина СССР серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

18 марта 2022 года Начкебия М.И. ОВД Белокалитвинского района Ростовской области был документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

Затем, 20 июня 2007 года УФМС России по Ростовской области в г. Белая Калитва Начкебия М.И. документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в связи с достижением 45-летниго возраста.

7 августа 2020 года Начкебия М.И. обратился в МФЦ Белокалитвинского района ростовской области по вопросу замены паспорта гражданина Российской Федерации в связи с непригодностью к использованию паспорта.

Данное обстоятельство явилось поводом для проведения проверки, в процессе которой ГУ МВД России по Ростовской области направлен запрос об основаниях выдачи в 2002 году паспорта гражданина Российской Федерации Начкебия М.И. и о направлении подтверждающих их документов.

По результатам проверки обоснованности выдачи Начкебия М.И. паспорта гражданина Российской Федерации ГУ МВД России по Ростовской области утверждено 21 декабря 2020 года заключение о признании выдачи административному истцу паспорта гражданина Российской федерации в 2002 году в нарушение установленного порядка и об его изъятии, как и паспорта гражданина Российской Федерации, выданного в 2007 году.

Из материалов проверки следует, что факт выдачи Начкебия М.И. в 2002 году паспорта гражданина Российской федерации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН подтвержден журналом формы № 5-П учета поступления паспортов и их выдачи гражданам ОПВС ОВД Белокалитвинского района Ростовской области № 6631. В колонке журнала «срок действия удостоверения личности» указано «НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.06.1978». Однако, в указанной записи имеются признаки исправления с «НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН» на «НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН». При этом, согласно книге № 25 прихода и расхода бланков паспортов (начата 02.01.1978) бланки паспортов гражданина СССР образца 1974 года серии АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН распределены в ПВС ОВД Первомайского района г. Ростова-на-Дону. Между тем, по данным ОВМ ОП № 6 УМВД России по г. Ростову-на-Дону Начкебия М.И. паспортом гражданина СССР образца 1974 года не документирован.

В рамках проверки Начкебия М.И. была предоставлена справка от 16 января 2001 года № БЗ-/01, выданную ГУВД г. Москвы о приобретении Российского гражданства в соответствии с п. «г» ст. 18 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации», в котором указано, что в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В ст. 37 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» указано, что заявления о регистрации изменения гражданства подаются в органы внутренних дел Российской Федерации по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Согласно отметок в паспорте гражданина СССР образца 1974 года Начкебия М.И. на территории г. Москвы не проживал, регистрации не имел, а, следовательно, основания подачи заявления о приобретении Российского гражданства в г. Москва отсутствовали.

Более того, из ответов ГУ МВД России по Московской области и ГУ МВД России по г. Москве следует, что Начкебия М.И. в указанные ведомства по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации либо выхода из гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке не обращался, приобретшим гражданство Российской Федерации или вышедшим из него в установленном законом порядке не значится, справка о приобретении гражданства Российской Федерации не выдавалась.

В паспорте гражданина СССР образца 1974 года Начкебия М.И. имеются сведения о его регистрации с 20 июня 2000 года по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Однако согласно ответам УМВД России по Ивановской области и администрации Аньковского сельского поселения Ильинского муниципального района Ивановской области Начкебия М.И. зарегистрированным либо снятым с регистрации по месту жительства (пребывания) по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, не значится. Более того, в д. Марьино дома № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не имеется. С заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке в УВМ УМВД России по Ивановской области Начкебия М.И. не обращался.

В заявлениях Начкебия М.И. о выдаче (замене) паспорта, имеющихся в материалах дела, основанием приобретения Российского гражданства указано – ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», в которой указано, что гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Между тем, впервые на территории Российской Федерации Начкебия М.И. был зарегистрирован по месту жительства 16 марта 2007 года по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. С 9 июня 2018 года по настоящее время Начкебия М.И. зарегистрирован по месту жительства по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Доказательств, подтверждающих постоянное проживание Начкебия М.И. на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года, в материалах дела не содержится.

В п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, указано, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

При этом проверяются обстоятельства и устанавливаются сведения: о постоянном проживании на территории РФ на 6 февраля 1992 года и после указанной даты (принимается во внимание наличие решения суда об установлении данного факта); о прибытии на территорию Российской Федерации для проживания после 6 февраля 1992 года; о приобретении гражданства Российской Федерации; о местах и дате прописки по месту жительства (регистрации по месту жительства) на территории России до 6 февраля 1992 года, о дате и основаниях снятия с регистрационного учета (выписки) и месте убытия.

Указанные нормы предполагают проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации.

Действующее законодательство также в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.

При этом признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.

В данном случае сведения, подтверждающие обращение административного истца до 31 декабря 2000 года в территориальные органы Федеральной миграционной службы Российской Федерации с заявлением о приобретении Российского гражданства, факт приобретения им гражданства Российской Федерации в установленном Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» порядке, так же как и сведения о постоянном проживании Начкебия М.И. на территории Российской Федерации на день вступления в силу указанного Закона Российской Федерации (6 февраля 1992 года) отсутствуют.

Достоверных доказательств, опровергающих результаты проверки и подтверждающих факт приобретения административным истцом гражданства Российской Федерации, в материалы дела не представлено.

Право на его приобретение подлежит осуществлению в установленном Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» порядке.

Оспариваемое заключение принято в пределах предоставленных государственному органу полномочий по результатам проведенной проверки, выявившей факт документирования Начкебия М.И. паспортами гражданина Российской Федерации в отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Начкебия М.И. гражданства Российской Федерации, в связи с чем является законным и обоснованным.

Кроме того, утверждение административного истца о длительном проживании на территории Российской Федерации, о наличии паспортов гражданина Российской Федерации в период с 2002 года по 2020 год, выдача которых признана неправомерной, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого по настоящему делу заключения, поскольку доказательств, подтверждающих устойчивую правовую связь Начкебия М.И. с Российской Федерацией (трудовую деятельность, оплату налогов, проживание вместе с ним членов его семьи), материалы дела не содержат, о наличии данных обстоятельств не заявлялось ни в административном иске, ни в судебном заседании.

Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции требованиям законности не отвечает, принято при существенном нарушении норм процессуального права, повлекшем вынесение неправильного решения, следовательно, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Начкебия М.И.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 13 января 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Начкебия М. И. о признании незаконным заключения № 186 от 21.12.2020 проверки обоснованности документирования паспортами гражданина Российской Федерации, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, Начкебия М. И., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, возложении на Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области обязанности по выдаче Начкебия М. И. паспорта гражданина российской Федерации, отказать.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Авилова Е.О.

Судьи: Мамаева Т.А.

Журба О.В.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 октября 2023 года.