ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-16041/2021 от 05.10.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Шадрина Е.В.

УИД 16RS0051-01-2021-007195-32

№ дела в суде первой инстанции 2а-4095/2021

№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-16041/2021

Учет № 192а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 октября 2021 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Куляпина Д.Н.,

судей Гафарова Р.Ф., Моисеевой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бубновой К.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиКуляпина Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан на решение Советского районного суда города Казани от 8 июля 2021 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан к Шакирову Инсафу Ильгамовичу о взыскании недоимки по страховым взносам, штрафа и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Шакирова Инсафа Ильгамовича, <дата> рождения, уроженца <данные изъяты> штраф за непредоставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в размере 1000 рублей, задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в размере 3 074 рубля 97 копеек, пеню за период с 20 февраля 2020 года по 13 мая 2020 года в сумме 50 рублей 77 копеек, задолженность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 799 рублей 02 копейки, пеню за период с 20 февраля 2020 года по 13 мая 2020 года в сумме 13 рублей 20 копеек, а всего 4 937 рублей 96 копеек.

В остальной части иска – о взыскании задолженностей за 2017, 2018, 2019 годы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан отказать.

Взыскать с Шакирова Инсафа Ильгамовича государственную пошлину в бюджет муниципального образования города Казани в размере 400 рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя административного истца – Андреевой А.Я., судебная коллегия

установила:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан (далее – МИФНС России № 6 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шакирову И.И. о взыскании задолженности по обязательным платежам.

Заявленные требования мотивированы следующим.

Шакиров И.И. был зарегистрирован в сводном государственном реестре арбитражных управляющих. 4 февраля 2020 года административный ответчик прекратил деятельность в таком качестве.

По данным налогового органа за Шакировым И.И. числится задолженность по уплате штрафа за несвоевременную подачу налоговой декларации по налогу на доходы за 2016 год в размере 1000 рублей, по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017-2020 годы на общую сумму 18 113 рублей 02 копейки, начисленной пени по ним в размере 1798 рублей 28 копеек, по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017-2020 годы на общую сумму 82 375 рублей 97 копеек, начисленной пени по ним в размере 8629 рублей 95 копеек.

Направленные должнику требования от 2 февраля 2018 года № 793 и от 14 мая 2020 года № 33326 об уплате страховых взносов и пеней, штрафа не исполнены.

Налоговый орган обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Шакирова И.И. недоимки и пени по обязательным платежам.

15 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка № 13 по Советскому судебному району города Казани вынесен судебный приказ о взыскании с Шакирова И.И. недоимки и пени по обязательным платежам.

Определением мирового судьи от 30 ноября 2020 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от должника.

МИФНС России № 6 по Республике Татарстан просила взыскать с административного ответчика недоимку в виде штрафа за несвоевременную подачу налоговой декларации по налогу на доходы за 2016 год в размере 1000 рублей, недоимку по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017-2020 годы на общую сумму 18 113 рублей 02 копейки, начисленные пени по ним в размере 1 798 рублей 28 копеек, недоимку по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017-2020 годы на общую сумму 82 375 рублей 97 копеек, начисленные пени по ним в размере 8 629 рублей 95 копеек, а всего взыскать 111 917 рублей 22 копейки.

Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе МИФНС России № 6 по Республике Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда от 8 июля 2021 по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель жалобы приводит доводы о том, что данные о членах саморегулируемой организации арбитражных управляющих в отношении Шакирова И.И. налоговый орган получил только 4 марта 2020 года. Ранее у Инспекции отсутствовали такие подтвержденные сведения. В связи с этим 7 марта 2020 года, 10 марта 2020 года, 27 марта 2020 года и 7 апреля 2020 года Шакирову И.И. был начислен налог за 2017 – 2020 годы по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Указывает, что на основании представленных налогоплательщиком налоговых деклараций проводится камеральная проверка, целью которой является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, тогда как анализировать указанный в декларации статус налогоплательщика в компетенцию сотрудника налогового органа не входит. Страховые взносы начисляются на основании официально представленных данных.

Шакировым И.И. в суд апелляционной инстанции представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда от 8 июля 2021 года без изменения, а апелляционной жалобы – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены.

Административный ответчик Шакиров И.И. в судебное заседание не явился.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

На основании части статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах (пункт 5 статьи 430 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 432 НК РФ установлено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (абзац 1 пункта 2 статьи 432 НК РФ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ), утратившего силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе арбитражные управляющие.

В силу части 1 статьи 16 указанного Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).

Из материалов административного дела следует, что Шакиров И.И. с 17 апреля 2015 года по 4 февраля 2020 года состоял в сводном государственном реестре арбитражных управляющих.

Как указывает налоговый орган информация о прекращении Шакировым И.И. деятельности в качестве арбитражного управляющего поступила в МИФНС России № 6 по Республике Татарстан только 4 марта 2020 года.

14 мая 2020 года административным истцом произведены начисления Шакирову И.И. недоимки по уплате страховых взносов за прошедшие налоговые периоды и выставлено требование № 33326, в котором заявлено о необходимости оплаты:

- страховых взносов за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей, страховых взносов за 2017 год на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей;

- страховых взносов за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей, страховых взносов за 2018 год на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей;

- страховых взносов за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 рубля, страховых взносов за 2019 год на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 рубля;

- страховых взносов за период осуществления деятельности в 2020 году на обязательное пенсионное страхование в размере 3 076 рублей 97 копеек, страховых взносов за период осуществления деятельности в 2020 году на обязательное медицинское страхование в размере 799 рублей 02 копейки.

Кроме того, 2 февраля 2018 года административному ответчику направлялось требование об уплате штрафа в размере 1000 рублей за несвоевременное предоставление налоговой декларации по налогу на доходы физического лица за 2016 год, назначенного решением налогового органа от 5 декабря 2017 года, которое Шакировым И.И. также не выполнено.

Неоплата сумм, указанных в требованиях, явилась основанием для направления налоговым органом мировому судье заявления о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по страховым взносам.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 13 по Советскому судебному району города Казани от 15 сентября 2020 года по делу № 2а-410/2020 с Шакирова И.И. взыскана недоимка по страховым взносам, пени и штрафу.

Определением мирового судьи судебного участка № 13 по Советскому судебному району города Казани от 30 ноября 2020 года указанный судебный приказ отменен в связи поступившим возражением от должника.

13 апреля 2021 года, то есть в установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ срок, налоговый орган направил в адрес Советского районного суда города Казани настоящее административное исковое заявление.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности административных исковых требований о взыскании с Шакирова И.И. задолженности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 1 апреля 2020 года по 4 февраля 2020 года, то есть до даты исключения административного ответчика из реестра арбитражных управляющих, в размере 3 074 рублей 97 копеек и 799 рублей 02 копейки соответственно, а также начисленных на них за период с 20 февраля 2020 года по 13 мая 2020 года пеней (50 рублей 77 копеек и 13 рублей 20 копеек соответственно), а кроме того, штрафа за совершение налогового правонарушения, назначенного решением налогового органа от 5 декабря 2017 года, в размере 1000 рублей, мотивируя это тем, что обоснованность требований налогового органа в этой части подтверждается представленными в материалы дела требованиями об уплате налогов, сборов, доказательствами их направления налогоплательщику, карточками расчета с бюджетом (содержащимися в выписках из АИС «Налог-3»), а также письменными пояснениями представителя административного истца с указанием подробного расчета сумм страховых взносов за 2020 год. При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о неправомерности доводов и требований налогового органа в рассматриваемой части административным ответчиком, не представлено, факты и обстоятельства, приведенные в письменных материалах дела, предметно не оспорены. Размер взыскиваемых налоговым органом сумм административным ответчиком не оспаривался.

В то же время, суд не нашел оснований для удовлетворения административных исковых требований МИФНС России № 6 по Республике Татарстан в остальной части, мотивируя это тем, что срок для направления налогоплательщику требований об оплате недоимки по страховым взносам за 2017 – 2019 годы, включаемый в совокупный срок принудительного взыскания налоговой задолженности, административным истцом был пропущен, поскольку Шакировым И.И. в 2016, 2017, 2018, 2019 годах в налоговый орган представлялись налоговые декларации по налогу на доходы, в которых содержались сведения о том, что налогоплательщик получает доход от ведения деятельности в качестве арбитражного управляющего, кроме того, в решении МИФНС России № 6 по Республике Татарстан от 5 декабря 2017 года о привлечении Шакирова И.И. к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде несвоевременной подачи налоговой декларации за 2016 год также указано на статус налогоплательщика как арбитражного управляющего. Таким образом, в распоряжении налогового органа было достаточно информации для выявления того факта, что Шакиров И.И. осуществляет деятельность в качестве арбитражного управляющего, а значит ежегодно обязан оплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.

Статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пунктом 1 статьи 70 НК РФ, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 3000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

Пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как верно указано судом первой инстанции за периоды 2017, 2018, 2019 годов Шакировым И.И. в налоговый орган предоставлялись налоговые декларации по форме 3-НДФЛ. В налоговых декларациях Шакировым И.И. был указан специальный код категории плательщика, свидетельствующий об осуществлении деятельности облагаемой соответствующими страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Срок направления требования об уплате налога по пункту 1 статьи 70 НК РФ исчисляется со следующего дня после наступления срока уплаты налога (авансового платежа).

Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.

При уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, не получив в срок от Шакирова И.И. оплату страховых взносов за 2017, 2018, 2019 годы у административного истца имелась возможность сформировать и направить налогоплательщику соответствующие требования, чего в установленный срок сделано не было.

В соответствии с положениями Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» под днем выявления недоимки следует принимать следующий день после наступления срока уплаты налога (пункт 50). Таким образом, момент выявления недоимки по налогам и страховым взносам следует соотносить со сроком их уплаты.

Исходя из положений, закрепленных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных статьей 70 НК РФ не влечет изменение порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения вышеупомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований, а потому решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в компетенцию сотрудника налогового органа не входит обязанности анализировать указанный в налоговой декларации статус налогоплательщика, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда города Казани от 8 июля 2021 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение

составлено 11 октября 2021 года