Судья Нелина Е.Н.
Дело № 33а-1613/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2019 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Копцевой Г.В., Титовой В.В.
при секретаре Ждановой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Ж.
на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 12 декабря 2018 года по делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Алтайскому краю к Ж. о взыскании недоимки по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Алтайскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 9 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Ж. недоимки по налогам за 2016 год: транспортного налога в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., земельного налога в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб., налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Ж. является плательщиком названных налогов, поскольку ему на праве собственности принадлежат: автомобили ВА3 21102, государственный регистрационный знак *** и МАЗДА БОНГО, государственный регистрационный знак ***; земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый ***, <адрес>, кадастровый ***, <адрес>, кадастровый ***, <адрес>, кадастровый ***, <адрес>, кадастровый ***, <адрес>, кадастровый ***, <адрес>, кадастровый ***; недвижимое имущество: квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый ***, жилые дома, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый *** и <адрес>, кадастровый ***, иные строения, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый ***; <адрес>, кадастровый ***; <адрес>, кадастровый ***; <адрес>, ш. Яровское, 34, кадастровый ***; <адрес>, кадастровый ***. Административному ответчику направлялось требование о необходимости уплаты указанных сумм налога и пени, однако добровольно налог и пени уплачены не были. ДД.ММ.ГГ мировым судьей судебного участка № 1 г.Славгорода вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с поступлением возражений должника.
В ходе рассмотрения дела Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю требования уточнены, административный истец просил взыскать с Ж. недоимку по земельному налогу за 2016 год в размере <данные изъяты> руб., пени на недоимку по земельному налогу в размере <данные изъяты> руб.; недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере <данные изъяты> руб., пени, начисленные на эту недоимку, в размере <данные изъяты> руб.; пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2016 год, в размере <данные изъяты> руб.
Определением Славгородского городского суда от ДД.ММ.ГГ, принят отказ от иска в части, производство по делу в части взыскания пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб., пени по земельному налогу в размере <данные изъяты> руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты><данные изъяты> руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> руб. прекращено.
Решением Славгородского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ требования налогового органа удовлетворены частично, с Ж. в пользу МИФНС России №9 по Алтайскому краю взысканы недоимка по земельному налогу за 2016 год в сумме <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. С Ж. взыскана государственная пошлина в доход муниципального образования г.Славгород Алтайского края в размере <данные изъяты> руб.
В апелляционной жалобе Ж. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что административным истцом произведено двойное начисление земельного налога за 2016 год, поскольку налог начислен в отношении основного (исходного) земельного участка с кадастровым номером *** и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***, образованных в результате раздела исходного участка, что является недопустимым.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель административного ответчика Ф., иные лица, участвующие в деле не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав представителя административного ответчика Ф., поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента (пункты 1 и 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (статья 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГ***-П, налогообложение должно быть основано на конституционном принципе равенства, который исключает придание налогом и сборам дискриминационного характера. В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Одним из проявлений основополагающего принципа справедливости наряду со всеобщностью и равенством налогообложения является соразмерность, предусматривающая в том числе запрет двойного налогообложения.
Как усматривается из материалов дела, в 2016 году Ж. на праве собственности принадлежали земельные участки, в том числе, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый ***, <адрес>, кадастровый ***, <адрес>, кадастровый ***.
При этом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый ***) общей площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГ преобразован путем раздела на три земельных участка: земельный участок :8:ЗУ1, площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>, кадастровый ***, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, право собственности Ж. на этот участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГ; земельный участок :8:ЗУ3, площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>, кадастровый ***, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, право собственности Ж. зарегистрировано ДД.ММ.ГГ и земельный участок :8:ЗУ2, площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>, кадастровый ***, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ.
Право собственности Ж. на третий земельный участок с кадастровым номером ***, также образованный в результате раздела, зарегистрировано ДД.ММ.ГГ. Одновременно (ДД.ММ.ГГ) снят с государственного кадастрового учета исходный земельный участок (преобразованный) с кадастровым номером *** с прекращением права собственности на него в соответствии с действующим законодательством.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности на указанные в налоговом уведомлении земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** зарегистрировано за Ж. в установленном законом порядке, порядок направления уведомления и требования, а также срок на обращение в суд соблюдены, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования административного истца о взыскании задолженности за 2016 год по земельному налогу в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.
Вместе с тем судом не учтено, что вышеперечисленные земельные участки (образуемые) с кадастровыми номерами *** и *** входят в состав земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ***а, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый ***), который на налоговый период 2016 года не снят с кадастрового учета и не прекратил свое существование, в том числе как объект налогообложения. Соответственно земельный налог в отношении исходного участка с кадастровым номером *** исчислен с учетом входящих в его состав образованных участков, при этом налоговая база определена как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ, равная <данные изъяты> руб. Недоимка по земельному налогу в отношении этого земельного участка (кадастровый ***) административным ответчиком погашена, что не оспаривалось административным истцом.
Изложенное свидетельствует о том, что земельный налог за 2016 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** начислен повторно, что недопустимо.
В рассматриваемом случае, исходя из вышеприведенных нормативных положений, земельные участки, образованные из исходного, становятся самостоятельными объектами налогообложения после государственной регистрации права собственности на все образуемые земельные участки и прекращения существования исходного земельного участка с прекращением права собственности на него.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований в части взыскания недоимки по земельному налогу в отношении земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** и пени на эту недоимку у суда не имелось, в связи с чем решение подлежит изменению в части удовлетворенния требований.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Славгородского городского суда Алтайского края от 12 декабря 2018 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю в удовлетворении административных исковых требований к Ж. о взыскании недоимки по налогам и пени отказать.
Председательствующий:
Судьи: