ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1614/2021 от 10.03.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Папина Е.П. УИД 38RS0017-01-2020-002082-20

Судья-докладчик Усова Н.М. 33а-1614/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 марта 2021 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Каракич Л.Л.,

судей Банщиковой С.Н., Усовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Ермилиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-990/2020 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти

по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 7 октября 2020 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что при проведении Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения природоохранного законодательства установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее Министерство) допущены нарушения требований водного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в невыполнении предусмотренных схемой комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал (далее СКИОВО), утвержденной приказом руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 20ноября 2014 г. № 183, мероприятий, указанных в п. 55 таблицы 4 книги 6, связанных с экологической реабилитацией водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса (далее – р. Топорок и р.Бирюса), на протяжении 50 км, которые должны были быть реализованы в период 2015-2019 гг. Бездействие министерства не позволяет устранить проблему загрязнения водных объектов, вследствие чего может быть причинён вред водным биологическим ресурсам. Бездействие органа государственной власти свидетельствует о необеспечении права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированную ст. 41 Конституции Российской Федерации.

С учетом уточненных в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административных исковых требований просил:

- признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса в календарный план-график реализации с 2015 по 2019 год, на протяжении 50 километров, предусмотренного пунктом 55, таблицы 4, книги 6 СКИОВО, календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара;

- обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области устранить нарушения ч. 1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, п. 11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883 и выполнить мероприятие по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом на реках Топорок и Бирюса, предусмотренного календарным планом-графиком реализации с 2015 по 2019 год, на протяжении 50 километров, предусмотренного пунктом 55, таблицей 4, книги 6 СКИОВО, календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара в срок до 1 января 2024 г.

Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 8 июля 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее Енисейское БВУ).

Административный истец с учетом уточненных в порядке ст. 46 КАС РФ административных исковых требований просил:

- обязать Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов выполнить мероприятие, предусмотренное пунктом 55, таблицы 4, книги 6 СКИОВО, по экологической реабилитации водного объекта, нарушенного молевым сплавом на реке Бирюса, предусмотренного календарным планом-графиком реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара с 2015 по 2019 год на протяжении 50 километров, в срок до 01 января 2024 года.

Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 июля 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.

Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 июля 2020 г. производство по административному делу по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области, Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о признании незаконным бездействия, в части обязания Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов выполнить мероприятие по экологической реабилитации водного объекта, нарушенного молевым сплавом на реке Бирюса в календарный план-график реализации с 2015 по 2019 год на протяжении 50 километров, предусмотренного пунктом 55, таблицы 4, книги 6 СКИОВО, календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара прекращено в связи с отказом административного истца от административных исковых требований.

Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 27 августа 2020 г. производство по административному делу по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области в части обязания устранить нарушения ч. 5 ст.67.1 Водного кодекса РФ прекращено в связи с отказом административного истца от административных исковых требований в данной части.

Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 27 августа 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство водных ресурсов.

Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 7октября2020г. административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области удовлетворен в полном объёме.

Суд признал незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса в календарный план-график реализации с 2015 по 2019 год, на протяжении 50 километров, предусмотренного пунктом 55, таблицы 4, книги 6 СКИОВО, календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара.

Обязал Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области устранить нарушения ч. 1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33 Водного кодекса РФ, п.11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30декабря 2006 г. № 883 и выполнить мероприятие по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом на реках Топорок и Бирюса, предусмотренного календарным планом-графиком реализации с 2015 по 2019 год, на протяжении 50 километров, предусмотренного пунктом 55, таблицей 4, книги 6 СКИОВО, календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара в срок до 1 января 2024 г.

Не согласившись с постановленным решением суда административный ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области подало апелляционную жалобу. В обоснование доводов жалобы указало, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неправильно применены судом нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Указывает, что из представленных суду доказательств, подтверждающих фактический размер субвенций, согласованных в 2015-2019 г. Иркутской области из средств федерального бюджета в области водных отношений следует, что соответствующая субвенция на проведение мероприятий по предмету административного иска по данному административному делу, Министерству не предоставлялась.

Выражая несогласие с изложенными в решении суда выводами, указывает, что инициатором предложений по включению водохозяйственых и водоохраннных мероприятий могут выступать не только административный ответчик, но и структурные подразделения центрального аппарата Агентства, территориальные органы, федеральные государственные бюджетные учреждения, подведомственные Агентству, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полагает, судом в решении суда не указано, исходя из каких приоритетных признаков административный ответчик должен был включить мероприятие по экологической реабилитации р. Топорок и р. Бирюса и не проводить другие запланированные в указанный период водные мероприятия.

Указывает, что в результате обильного паводка рек летом 2019 г. на территории Иркутской области состояние рек и берегов изменилось, в связи с чем по объективным причинам невозможно придерживаться мероприятий схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО). По мнению апеллянта указанная схема комплексного использования и охраны водных объектов требует корректировки.

Кроме того, указывает, что СКИОВО утверждена территориальным органом власти, не наделенным в установленном законом порядке соответствующими полномочиями; нарушен порядок его принятия, поскольку схема не была размещена в установленном законом порядке на сайте Федерального агентства водных ресурсов, в связи с чем полагает, что указанный документ не имеет юридической силы.

Ссылается на реализацию на территории Нижнеудинского района муниципальных и государственных контрактов с целью ликвидации чрезвычайной ситуации, в том числе проведение работ по расчистке русла р.Бирюса. Считает, что проведение мероприятия по экологической реабилитации водных объектов р. Топорок и р. Бирюса требует дополнительного обоснования.

Указывая на неопределенность конкретного места выполнения требования по экологической реабилитации, протекания рек по территории разных районов Иркутской области, а также реки Бирюса в Красноярском крае, полагает нарушенной процессуальную норму о подсудности рассмотрения административного иска по данному административному делу.

Обращает внимание на ошибочное применение судом первой инстанции положений п. 3 ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, п. 2 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ, поскольку указанные нормы относятся к мерам по охране водных объектов, а не к мерам по предотвращению негативного воздействия вод.

Просит решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 7 октября 2020 г. по данному административному делу отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. Братского межрайонного природоохранного прокурора Дзвониская М.Н. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, заинтересованные лица Федеральное агентство водных ресурсов, Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие не заявили, ходатайства об отложении судебного заседания не представили. В соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения представителя административного истца Мальхановой Е.В., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) для признания незаконными решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведенной Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлены нарушения требований норм природоохранного законодательства, выразившиеся в невыполнении мероприятия СКИОВО. Согласно акту о результатах проверки от 26 апреля 2020 г., в нарушение требований ч. 1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33 Водного кодекса РФ, п. 11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883, Минприроды Иркутской области, не выполнены мероприятия по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом на реках Топорок и Бирюса, в период с 2015 по 2019 г.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что административным ответчиком не исполнены мероприятия по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса в календарный план-график реализации с 2015 по 2019 год, на протяжении 50 километров, предусмотренного пунктом 55, таблицы 4, книги 6 СКИОВО, календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара, что средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области водных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по проведению экологической реабилитации водных объектов. Также суд исходил из несостоятельности доводов административного ответчика об отсутствии финансовой возможности провести указанные мероприятия по в связи с необращением административного ответчика в Росводресурсы за согласованием прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период.

При этом указанное бездействие способствует возможному загрязнению водных объектов, причинению вреда водным биологическим ресурсам, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и здоровья, предусмотренные статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, считая их верными, основанными на нормах действующего законодательства.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и преамбулой Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса Российской Федерации водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями
24-27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ч. 5 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются: перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (п. п. 2. 7 ч. 3 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации).

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации).

Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации).

Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы (далее–Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883.

Пунктом 1 Правил определено, что схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.

Согласно п. 11 Правил схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод.

Приказом Енисейского БВУ №183 от 20 ноября 2014 г. была утверждена СКИОВО. При этом п. 2 приказа Енисейское БВУ обязано обеспечить реализацию в установленном порядке СКИОВО в пределах своей компетенции. Данная схема является общедоступной и размещена в сети «Интернет».

Обязанность по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на р. Топорок и р. Бирюса, на протяжении 252 км в срок 2015-2030 годы, в том числе в период 2015-2019 гг. – 50 км, 2020-2024 гг.– 92 км, 2025-2030 гг. – 110 км. возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области (пункт 55 таблицы 4 книги 6 сводной ведомости требуемых финансовых затрат на реализацию мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара, календарный план-график реализации и финансирования мероприятий).

Согласно информации, предоставленной 23 декабря 2019 г. исполняющему обязанности межрайонного природоохранного прокурора Братской межрайонной природоохранной прокуратуры первым заместителем министра БичиновымЕ.Б., в связи с отсутствием финансирования приступить к реализации мероприятий «Экологическая реабилитация водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса р. Топорок р. Бирюса», не представлялось возможным.

В акте от 26 апреля 2020 г. по результатам проверки установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33 Водного кодекса РФ, п.11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883, Минприроды Иркутской области не выполнены мероприятия по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом на реках Топорок и Бирюса, в период с 2015 по 2019.

Согласно пояснительной записке к книге 2 «Оценка экологического состояния и ключевые проблемы речного бассейна» на территории Иркутской области в бассейне р. Ангара транспортная труднодоступность лесных массивов и наличие развитий сети в прошлом способствовали активному использованию рек для молевого сплава. Наиболее активно использовались сплавные бассейны рек Китой, Ока, Ия, Бирюса, Чуна. В результате сплава более 40 рек потеряли рыбохозяйственное значение, хотя до этого на всём протяжении рек были многочисленны хариус, ленок, таймень, налим, в низовьях рек водились плотва, елец, пескарь, нередко попадались стерлядь, сиг. Жизненный цикл рыб связан с чистой водой, а изменения среды обитания рыб, связанные с нарушением качества воды, механического строения русел, обмеление рек, уничтожением нерестилищ, загрязнением водоёмов горюче-смазочными маслами, привели к исчезновению рыбных запасов. В настоящее время в бассейне р. Ангара на территории Иркутской области в экологической реабилитации нуждается 30рек, общей протяжённостью 2 568 км.

Протяженность участка реки Топорок, нарушенного молевым сплавом леса, составляет 92 км., реки Бирюса – 268 км. (таблица № 10 стр. 37, 38 материалов Приложения 4 пояснительной записки к книге 2 Схемы «Оценка экологического состояния и ключевые проблемы речного бассейна»).

В соответствии с протоколом заседания бассейнового Совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа от 27 августа 2020 г. следует, что по п. 2 «О достижении целевых прогнозных показателей СКИОВО за период 2014-2020г.г. принято решение рекомендовать органам исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области и Красноярского края усилить меры по реализации мероприятий СКИОВО; обеспечить выполнение запланированных на 2020 год водохозяйственных и водоохранных мероприятий в полном объеме, в том числе реализация которых осуществляется при софинансировании из федерального бюджета, выделяемых Росводресурсами; подготовить и представить в Енисейское БВУ предложения по корректировке схем комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов рек: Селенга; северной и средней части озера Байкал; южной части озера Байкал; Ангара, включая озеро Байкал, в части лимитов и квот в срок до 1 января 2021 г., в части программных мероприятий в срок до 1 марта 2021 г.

Доказательств, свидетельствующих об исполнении административным ответчиком обязанности по реабилитации водных объектов (рек Топорок и Бирюса), нарушенных молевым сплавом леса на протяжении 50 км., реализация которых предусмотрена СКИОВО в период 2015-2019 г. материалы дела не содержат.

Из изложенного следует, что в результате бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку невыполнение указанных мероприятий создаёт угрозу загрязнения водных объектов, гибели водных биоресурсов, собственником которых является государство.

Доводы апелляционной жалобы о том, что соответствующая субвенция на проведение мероприятий по предмету административного иска по данному административному делу, Министерству не предоставлялась, не могут служить основанием для отмены решения суда. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и мотивированно отклонены. Судом верно указано, что процедура по предоставлению органам государственной власти субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений чётко установлена федеральным законодателем.

Главные распорядители средств федерального бюджета до 1 июля текущего финансового года направляют высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и до 20 июля текущего финансового года проводят сверку указанных исходных данных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета порядке.

Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от
7 февраля 2019 г. № 92 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – Методика).

Постановлением Правительства Российской Федерации от
27 октября 2006 г. № 629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее – Правила расходования и учета средств).

В соответствии с пп. «б» п. 2 Правил расходования и учёта средств субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил расходования и учета средств определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждён приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 г. № 61 (далее – Примерный перечень).

Согласно п. 2 Примерного перечня осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации:

1) увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы;

2) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, приобретение гидрометерологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения);

3) проведение ледокольных, ледорезных работ, работ по ликвидации ледовых заторов и ослаблению прочности льда;

4) мероприятия по противопаводковой защите, включающие уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что инициатором обращения в Росводресурсы за согласованием целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятий, направленных на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, является соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Росводресурсы, согласно Положению о Федеральном агентстве водных ресурсов, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 282, не обладают полномочиями по принуждению соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации обращаться за указанным основанием.

Согласно сведениям о водохозяйственных мероприятиях, предусмотренных СКИОВО, представленных Росводресурсами
14 июля 2020 г. исх. № ВН-02-24/5180, поступившим на запрос Братского природоохранного прокурора, на выполнение мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на р.Топорок, р. Бирюса (исполнитель работ, указанный в СКИОВО – Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области), средства из федерального бюджета не выделялись в связи с тем, что заявка на реализацию не поступала (п. 9).

В соответствии с письменными объяснениями Федерального агентства водных ресурсов от 21 сентября 2020 г., уполномоченный орган государственной власти Иркутской области не направлял в Росводресурсы (его территориальный орган) необходимый пакет документов для получения субвенций из федерального бюджета на выполнение мероприятий, предусмотренных пунктом 55 таблицы 4 книги 6 СКИОВО.

Судебная коллегия также отклоняет доводы апелляционной жалобы о неактуальности заявленных истцом требований в связи с произошедшим в июне-июле 2019 года паводком, об изменении водохозяйственной обстановки и отсутствии необходимости в проведении экологической реабилитации и заключении министерством контрактов, в том числе на расчистку русел рек данных районов, поскольку доказательства, свидетельствующие о внесении изменения в СКИОВО в части исключения указанных мероприятий по экологической реабилитации водных объектов - рек Топорок и Бирюса в материалах дела отсутствуют.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, утверждена уполномоченным органом, принята с соблюдением всех необходимых процедур, является законно действующей до настоящего времени. Подготовленные исполнителем материалы Схемы в рамках контракта №С-13-01 от 23 августа 2013 г. направлены на государственную экспертизу, получили положительное заключение, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 13ноября 2014 г. № 1729 (п.п. 1-2 Приказа «Об утверждении Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал» от 20 ноября 2014 г. № 183). Материалы СКИОВО бассейна реки Ангара, включая озера Байкал, а также нормативно-правовые акты об ее утверждении размещены на официальном сайте уполномоченного территориального органа Федерального агентства водных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети интернет по адресу: http://www.skiovo.enbvu.ru/. При переходе на официальный сайт Енисейского БВУ во вкладке "Деятельность" - "СКИОВО" опубликован интернет ресурс, на котором размещены все СКИОВО, в том числе Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал. На сайте также размещена копия положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал.

В целом апелляционная жалоба повторяет доводы возражений, изложенные в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 7октября2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий Л.Л. Каракич

Судьи С.Н. Банщикова

Н.М. Усова