ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1621 от 27.10.2016 Московского окружного военного суда (Город Москва)

Председательствующий по делу ФИО2

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-1621

Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:

председательствующего ФИО6,

судей: ФИО7

при секретаре ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе командира войсковой части на решение Тульского гарнизонного военного суда от 20 июля 2016 г., которым удовлетворен административный иск военнослужащего войсковой части подполковника ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с привлечением его к дисциплинарной ответственности.

Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия

установила:

как усматривается из решения суда и материалов дела, на основании представления военного прокурора Тульского гарнизона об устранении нарушений закона, приказом командира войсковой части от 20 апреля 2016 г. ФИО1, являвшийся командиром 39 отдельного медицинского отряда (аэромобильного) (войсковая часть ), за нарушение требований ст. 7 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», ст. 29 и 94 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в связи с непринятием своевременных и необходимых мер по возмещению причиненного ущерба, привлечен к дисциплинарной ответственности с применением к нему дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора.

Полагая свои права нарушенными, поскольку, по его мнению, разбирательства по вмененному ему дисциплинарному проступку не проводилось, большая часть суммы, указанная в приказе в виде невозмещенного ущерба, ущербом не является, а он предпринял все возможные меры по его списанию, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать приказ командира войсковой части от 20 апреля 2016 г. в части привлечения его к дисциплинарной ответственности незаконным.

Суд первой инстанции административный иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе административный ответчик, не соглашаясь с судебным решением, просит его отменить и принять новое решение.

В обоснование этого указывает на то, что приказ командира войсковой части от 20 апреля 2016 г. «О мерах по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в войсковой части и наказании виновных» был издан на основании представления военного прокурора Тульского гарнизона об устранении нарушений закона, в котором указано, что ФИО1 нарушил требования ст. 7 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», ст. 29 и 94 Устава внутренней службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 (далее – Устав), а также не предпринял своевременных и необходимых мер по возмещению причиненного ущерба и его списанию.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон), военнослужащий, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу п. 1-6 ст. 28.2 Закона военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности, и только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого его вина доказана в порядке, установленном этим федеральным законом, другими федеральными законами, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

Согласно ст. 28.4 названного Закона дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.

В силу ст. 28.6 и 28.8 этого же Закона по каждому факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка проводится разбирательство. При этом порядок проведения разбирательства, полномочия командира или иного лица, проводящего разбирательство, определяются общевоинскими уставами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 (далее – Дисциплинарный устав), военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

На основании ст. 81 Дисциплинарного устава, принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

В силу ст. 82 Дисциплинарного устава при назначении дисциплинарного взыскания учитывается характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что из представления военного прокурора Тульского гарнизона, как и основанного на нем оспариваемого приказа командира войсковой части , изданного без проведения разбирательства, не усматривается, какой именно дисциплинарный проступок был совершен ФИО1, а также в чем конкретно выразилось нарушение им требований ст. 7 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», ст. 29 и 94 Устава.

Кроме того, по утверждению суда в решении, указанный в вышеприведенных документах военного прокурора и командира воинской части в качестве причиненного ущерба в размере 2 061 000 руб., таковым не является, поскольку эти денежные средства правомерно израсходованы на выплату денежной компенсации за найм (поднайм) жилья.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, явившимися основаниями для отмены приказа о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности, по следующим основаниям.

Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном этим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

На основании ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок определения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно материалам дела, на основании проведенной военной прокуратурой Тульского гарнизона проверки военным прокурором было подготовлено и направлено в адрес командира войсковой части представление об устранении нарушений закона от 25 марта 2016 г.

Из указанного представления усматривается, что в войсковой части были допущены нарушения, выявленные в ходе предыдущих проверок финансовых органов, однако командиром этой же воинской части ФИО1 не были приняты надлежащие меры по установлению виновных лиц, а также по возмещению и списанию ущерба.

В этом же представлении военный прокурор предложил рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1 за допущенные нарушения.

На основании этого представления командир войсковой части издал приказ от 20 апреля 2016 г. о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности и применении к нему дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора.

Учитывая, что представление прокурора основывалось на проведенной гарнизонной военной прокуратурой проверке, в ходе которой были выявлены вышеизложенные нарушения, и ФИО1 не привел уважительных причин их совершения, проведение командиром войсковой части разбирательства не требовалось.

Вопреки выводу суда первой инстанции, согласно оспариваемому приказу дисциплинарное взыскание наложено на ФИО1 за то, что он своевременно не назначил расследования по установлению лиц, виновных в причинении ущерба, а также не принял необходимых мер по его возмещению и списанию.

Из этого следует, что привлечение ФИО1 к дисциплинарной ответственности было связано не только с привлечением его или кого-либо из его подчиненных к материальной ответственности, а с действиями, которые он, как командир воинской части, был обязан совершить в целях установления виновных лиц, возмещения и списания ущерба в определенном нормативными правовыми актами порядке.

В связи с этим исследованные в судебном заседании и положенные в основу судебного решения судебные акты Челябинского, Тульского, Ивановского гарнизонных военных судов, которыми были разрешены требования по возмещению денежных средств, выплаченных в качестве денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений имеют правовое значение для настоящего дела с точки зрения размера ущерба, который был установлен в ходе проверок контрольных финансовых органов.

Вместе с тем из этих судебных решений видно, что ФИО1 хотя и были приняты меры по возмещению ущерба, но не по всему его размеру. Что касается документов, обосновывающих выплату спорной денежной компенсации некоторым военнослужащим, то эти документы нельзя отнести к мерам, которые приняты именно ФИО1.

Из материалов дела усматривается, что административным истцом суду не представлено каких-либо объективных доказательств принятия действенных мер по возмещению и списанию ущерба, причиненного при осуществлении выплат стимулирующего характера в размере 610 096 руб. 08 коп., и выплат штатным работникам за совместительство вакантных должностей в размере 567 582 руб. 04 коп.

Вместо этих доказательств административным истцом к материалам дела приобщены донесение начальнику межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу от 14 июня 2006 г., подписанное временно исполняющим обязанности командира войсковой части и донесение ФИО1 о принятии решений в отношении ущерба, составленное также не раньше июня 2016 года.

Из этих документов видно, что командиром войсковой части приняты следующие меры реагирования по выявленному ущербу.

На основании приказа указанного должностного лица от 28 октября 2010 г. проведено административное расследование, в ходе которого установлено, что выплаты стимулирующего характера проводились в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств и утвержденной контрольной суммы. В результате расследования виновные лица выявлены не были, и был издан приказ от 24 февраля 2011 г. , согласно которого за ненадлежащее выполнение трудовых функций и порученных задач начальнику финансово-экономической службы – главному бухгалтеру объявлено замечание.

Впоследствии командиром воинской части 30 октября 2014 г. был подан иск о возмещении ущерба, в удовлетворении которого Зареченским районным судом г. Тулы от 3 сентября 2015 г. было отказано в связи с пропуском срока исковой давности.

Кроме того, командиром войсковой части 10 ноября 2015 г. для проведения финансовой экспертизы на списание ущерба подготовлены и отправлены документы в межрегиональное управление контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации, по результатам рассмотрения которых, вынесено заключение правовой экспертизы от 21 декабря 2015 г. с указанием недостатков.

После проведения мероприятий по устранению допущенных недостатков возмещен ущерб в размере 52 500 руб., которые на основании приказа от 21 апреля 2016 г. перечислены в доход бюджета. Акт на списание ущерба на оставшуюся сумму направлен для проведения финансовой и правовой экспертизы 29 апреля 2016 г.

По причине установленных по результатам проведенной в январе – марте 2011 года территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Тульской области проверки необоснованных выплат штатным работникам за совместительство вакантных должностей в размере 567 582 руб. 04 коп., командиром войсковой части проведено административное расследование.

В результате проведенных мероприятий установлено, что денежные средства были выплачены по фактически отработанному времени и исполненным трудовым обязанностям, нарушений и жалоб в проверяемый период не выявлено.

Согласно решениям Тульского гарнизонного военного суда от 12 и 20 декабря 2012 г. командиру войсковой части отказано в иске о привлечении ФИО1 и предыдущего командира войсковой части к материальной ответственности за причинение вышеуказанного ущерба. При этом судом установлено, что при выплате заработной платы за исполнение приведенных выше обязанностей ущерб государству причинен не был.

Впоследствии в июле, октябре 2014 года, марте, июле и октябре 2015 года командиром войсковой части для проведения финансовой экспертизы документы направлялись в межрегиональное управление контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации.

После устранения выявленных в результате финансовой экспертизы недостатков документы вновь направлены в указанный финансовый орган 10 мая 2016 г.

Таким образом, даже из правовой позиции административного истца следует, что в отношении ущерба, причиненного при осуществлении выплат стимулирующего характера, иск о возмещении ущерба подан в суд за пределами срока исковой давности, а меры по списанию этого ущерба и ущерба, причиненного в результате производства выплат штатным работникам за совместительство вакантных должностей, длительное время не принимались вовсе, а после поступления в ноябре – декабре 2015 года информации о недостатках, выявленных в актах на списание ущерба, новые акты после их устранения направлены в финансовые органы только 29 апреля и 10 мая 2016 г., то есть уже после привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности.

Следовательно, установленные судом обстоятельства дела о принятых административным истцом мерах и, как следствие, незаконности привлечения его к дисциплинарной ответственности, остались недоказанными.

При таких данных судебная коллегия считает, что у командира войсковой части имелись достаточные основания и полномочия для издания оспариваемого приказа, а наложенное на ФИО1 дисциплинарное наказание соответствует тяжести совершенного им дисциплинарного проступка.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела в апелляционном порядке выявлена недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, что в силу п. 2 и 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, п. 2 и 3 ч. 2 ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Тульского гарнизонного военного суда от 20 июля 2016 г. по административному иску ФИО1 в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.

Председательствующий

Судьи:

«Подписи»