ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1622 от 25.04.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-1622 судья Булыгина Н.В. 2018 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 апреля 2018 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Сергуненко П.А. и Воронцова В.А.,

при секретаре судебного заседания Гусейновой З.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Образцовой О.А.,

дело по апелляционной жалобе администрации города Твери на решение Центрального районного суда города Твери от 11 января 2018 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Прокурора Центрального района города Твери, действующего в интересах неопределённого круга лиц, - удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия абзац <данные изъяты> пункта <данные изъяты> Порядка согласования архитектурно-художественного проекта нестационарного торгового объекта на территории города Твери, утвержденного постановлением администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу требований п.п.2 п.4 ст.215 КАС РФ возложить на администрацию г. Твери обязанность опубликовать сообщение о решении суда в газете «<данные изъяты>» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу».

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Центрального района города Твери, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца <данные изъяты> пункта <данные изъяты> Порядка согласования архитектурно-художественного проекта нестационарного торгового объекта на территории города Твери, утвержденного постановлением администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования, просил признать недействующим абзац <данные изъяты> пункта <данные изъяты> Порядка согласования архитектурно-художественного проекта нестационарного торгового объекта на территории города Твери, утвержденного постановлением администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что пунктом <данные изъяты> Порядка размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, в местах согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери (утв. постановлением администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Порядок размещения НТО) определено, что внешний вид, цветовое решение и материалы отделки фасадов нестационарных торговых объектов должны соответствовать архитектурно-художественному проекту, согласованному с департаментом архитектуры и строительства администрации города Твери в установленном порядке. Порядок согласования архитектурно-художественного проекта нестационарного торгового объекта на территории города Твери установлен постановлением администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок согласования АХП). Схема планировочной организации земельного участка является составной частью проектной документации объекта капитального строительства и выполняется в соответствии с градостроительным планом земельного участка (ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87).

Порядок согласования АХП предъявляет к процедуре согласования проекта нестационарного торгового объекта те же требования, что и к процедуре согласования проекта объекта капитального строительства. При этом несоответствие проекта НТО установленным п. <данные изъяты> Порядка согласования АХП требованиям является основанием для отказа в согласовании проекта НТО и, как следствие, основанием для отказа в размещении НТО (пункт <данные изъяты> Порядка заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе объекта по оказанию услуг, в местах согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, без проведения торгов, утвержденного постановление администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>).

Составление схемы планировочной организации земельного участка связано с необходимостью получения дежурного топографического плана города <адрес> в масштабе <данные изъяты>, т.е. сведений из автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Указанные сведения предоставляет департамент архитектуры и строительства администрации города Твери в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности» (утв. постановлением администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, составление схемы планировочной организации земельного участка связано с получением муниципальной услуги, требующей значительных временных затрат и возможных дополнительных финансовых обременении. Кроме того, указанные нормы расцениваются как коррупциогенный фактор по признаку установления завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района и.о. Главы администрации города Твери принесен протест на п. <данные изъяты> Порядка согласования архитектурно-художественного проекта нестационарного торгового объекта на территории города <данные изъяты>, утвержденного постановлением администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении которого отказано.

Позиция, аналогичная выраженной в направленном протесте и настоящем административном исковом заявлении, изложена Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области в выданном ДД.ММ.ГГГГ администрации города <адрес> предупреждении о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в Порядок согласования проекта НТО в части исключения требований в составе архитектурно-художественного проекта схемы планировочной организации земельного участка.

Определением Центрального районного суда г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент архитектуры и строительства администрации г. Твери.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Твери по доверенности ФИО1 поддержал административное исковое заявление с учетом уточнений в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил его удовлетворить.

В судебном заседании представитель администрации г. Твери по доверенности ФИО2 просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.

В судебном заседании представитель Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по доверенности ФИО3 не возражала против удовлетворения административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и строительства администрации г. Твери в судебное заседание не явился.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации города Твери выражается несогласие с принятым по делу судебным решением, указывая на то, что в данном случае отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав неопределенного круга лиц и наличия необоснованных ограничений, свидетельствующих о таком нарушении. Ссылаясь на позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлениях от 02 апреля 2002 № 7-П и 29 марта 2011 года, определениях от 10 апреля 2002 года № 92-О, 06 марта 2008 года указывает, что к возникшим правоотношениям нормы Градостроительного кодекса и постановления Правительства РФ, о которых говорит прокурор, прямым императивным образом не относятся. Нестационарные торговые объекты относятся к элементам благоустройства, а охранные (технические) зоны инженерных сетей к объектам благоустройства. При этом само благоустройство должно осуществляться органами местного самоуправления в целях создания безопасной среды. Таким образом, заинтересованное лицо при размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке публичной собственности городского округа обязано руководствоваться также необходимостью соблюдения требований публичных интересов, отраженных в нормативных актах в сфере благоустройства. Позиция прокурора, принятая судом первой инстанции, о тождестве содержания схемы планировочной организации земельного участка при размещении нестационарного торгового объекта и согласовании размещения объекта капитального строительства ошибочна. Кроме того, довод суда о данном тождестве относительно возможности безвозмездной реализации права на получения сведений заинтересованным лицом согласно Постановлению администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ – административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности» также ошибочна. Таким образом, указание на необходимость временных и иных затрат не может быть поставлена в зависимость от нарушения прав конкретного и неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, добровольно принявших решение на участие в торгах и сознательно принявших соответствующие обязательства. В противном случае нарушаются как основы гражданского законодательства, так и положения действующих муниципальных нормативных актов. Возможность непосредственной реализации прав свидетельствует об отсутствии их нарушения и (или) необоснованного ограничения. Реализация торговых услуг подлежит регламентации с точки зрения их оказания в условиях безопасных и комфортных для потребителей. Оспариваемая норма принята в соответствии с действующим законодательством, в рамках реализации органом местного самоуправления имеющихся полномочий, в целях защиты как прав предпринимателей, так и прав и законных интересов всех жителей города Твери, также направлена на защиту интересов предприятий, владеющих объектами нестационарной торговли на территории города Твери.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Центрального района города Твери и Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области критикуют доводы, изложенные в ней.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей администрации г. Твери ФИО4 и ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Солуянову Е.А., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В порядке статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьёй 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, пунктом <данные изъяты> Порядка размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, в местах согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери (утв. постановлением администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) определено, что внешний вид, цветовое решение и материалы отделки фасадов нестационарных торговых объектов должны соответствовать архитектурно-художественному проекту, согласованному с департаментом архитектуры и строительства администрации города Твери в установленном порядке. Архитектурно-художественный проект разрабатывается с учетом специализации нестационарного торгового объекта, конкретной градостроительной ситуации, архитектурными обликом и стилистикой сложившейся застройки и сложившейся колористикой архитектурного окружения, комплексного решения интеграции нестационарного торгового объекта в сложившуюся архитектурную среду. При оформлении нестационарного торгового объекта возможно применение зарегистрированных в установленном порядке средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Установка нестационарных торговых объектов осуществляется на основании архитектурно-художественного проекта, согласованного с уполномоченным структурным подразделением администрации города Твери в установленном порядке.

Порядок согласования архитектурно-художественного проекта нестационарного торгового объект на территории города Твери установлен постановлением администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. <данные изъяты> названного Порядка архитектурно-художественный проект нестационарного торгового объекта должен содержать:

схему планировочной организации земельного участка на дежурном топографическом плане города Твери в масштабе 1:500 с подземными инженерными коммуникациями и прилегающей территорией с отображением: места размещения НТО, решений по благоустройству территории;

-архитектурные решения нестационарного торгового объекта;

-текстовые материалы, оформленные в виде пояснительной записки и включающие, в том числе, описание конструктивного и объемно-планировочного решения нестационарного торгового объекта, отделочных материалов;

-фотомонтаж - изображение нестационарного торгового объекта в месте
предполагаемого его размещения на фотографии существующей ситуации с соблюдением пропорций размещаемого нестационарного торгового объекта.

В соответствии со статьей 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, схема планировочной организации земельного участка является составной частью проектной документации объекта капитального строительства и выполняется в соответствии с градостроительным планом земельного участка.

При этом в соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Судом первой инстанции установлено, что порядок согласования архитектурно-художественного проекта предъявляет к процедуре согласования проекта нестационарного торгового объекта те же требования, что и к процедуре согласования проекта объекта капитального строительства. При этом несоответствие проекта НТО установленным п. <данные изъяты> Порядка согласования архитектурно-художественного проекта требованиям является основанием для отказа в согласовании проекта НТО и, как следствие, основанием для отказа в размещении НТО (пункт <данные изъяты> Порядка заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе объекта по оказанию услуг, в местах согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, без проведения торгов, утвержденного постановление администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, составление схемы планировочной организации земельного участка связано с необходимостью получения дежурного топографического плана города Твери в масштабе 1:500, т.е. сведений из автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

Постановлением администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности администрации города Твери, пунктом <данные изъяты> которого предусмотрено, что указанная информационная система представляет собой систематизированный свод документированных сведений, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства, который ведется в соответствии с ГрК РФ, законодательством в области информационных процессов, информатизации и защиты информации.

Согласно пункту <данные изъяты> Положения ведение информационной системы осуществляет Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери.

Пунктом <данные изъяты> Положения предусмотрено, что предоставление сведений из информационной системы осуществляет Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности».

Постановлением Администрации города Твери от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности» (далее - Регламент).

В соответствии с пунктом <данные изъяты> Регламента предоставление сведений информационной системы осуществляется бесплатно или за плату.

Пунктом <данные изъяты> Регламента предусмотрено, что сведения (копии документов), содержащиеся в информационной системе, выдаются (направляются) заявителю в срок, не превышающий 14 дней с даты представления документа, подтверждающего внесение платы за предоставление указанных сведений (копий документов).

Согласно пункту <данные изъяты> Регламента в случае, если муниципальная услуга в соответствии с законодательством Российской Федерации является бесплатной для заявителя, сведения (копии документов), содержащиеся в информационной системе, выдаются (направляются) заявителю в течение 30 дней со дня регистрации в Департаменте запроса о предоставлении муниципальной услуги.

Пунктом <данные изъяты> Регламента установлено, что бесплатно сведения (копии документов), содержащиеся в информационной системе, предоставляются по запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (органов) по учету объектов недвижимого имущества, учету государственного и муниципального имущества, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, по запросам физических и юридических лиц.

Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что получение дежурного топографического плана города Твери в масштабе 1:500 возможно на возмездной основе, и в случаях, установленных федеральными законами - безвозмездно. Во всех случаях существует значительный срок - 30 дней, в течение которого будет оказана вышеуказанная муниципальная услуга, обращая внимание на то, что составление схемы планировочной организации земельного участка (даже в случае самостоятельного ее оформления заявителем) обусловлено получением муниципальной услуги (возможно, на возмездной основе) и связано со значительным временным периодом.

Проанализировав содержание муниципальных нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что согласовать архитектурно-художественный проект НТО возможно только в случае получения дополнительной муниципальной услуги (на возмездной или безвозмездной основе) либо приобретения дополнительной платной услуги по разработке Схемы планировочной организации земельного участка посредством заключения возмездного договора с проектной организацией, что увеличивает затраты владельца НТО и существенно продлевает срок заключения договора на размещение НТО, который не может быть заключен без наличия такой схемы.

Статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009года №381-ФЗ
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлены антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Указанным органам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к участию в прохождении разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства Российской Федерации).

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления установлен запрет принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Федеральным законодательством не предусмотрена обязанность предоставления субъектами предпринимательской деятельности схемы планировочной организации земельного участка для реализации права на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе объекта по оказанию услуг.

Указом Президента РФ от 29 июня 1998 года № 730 «О мерах по устранению
административных барьеров при развитии предпринимательства» одной из
основных задач при проведении государственной политики, является
сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.

Судебная коллегия, исходя из изложенного, соглашается с позицией суда первой инстанции, что администрацией города Твери устанавливаются дополнительные требования, которые не предусмотрены федеральным законодательством, на субъектов предпринимательской деятельности возлагается дополнительная обязанность составления схемы планировочной организации земельного участка для реализации права на размещение нестационарного торгового объекта.

Поскольку оспариваемое постановление администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные административные исковые требования прокурора.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьями 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, излагают субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Твери от 11 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Твери – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: