ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1630/20 от 29.10.2020 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Куманева О.А. Дело №33а-1630/2020

Докладчик Михеев О.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Тамарова Ю.П.,

судей Михеева О.С. и Середы Л.И.,

при секретаре Ермаковой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 октября 2020 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело №2а-392/2020 по апелляционным жалобам административных ответчиков ФИО1, Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 21 июля 2020 г.

Заслушав доклад судьи Михеева О.С., судебная коллегия

установила:

Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском об оспаривании бездействия Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, выразившегося в непринятии мер к прекращению полномочий ФИО1, как первого заместителя главы Ковылкинского муниципального района, возложении обязанности принять меры к прекращению полномочий.

В обоснование административного иска указал, что проведенной межрайонной прокуратурой проверкой в деятельности администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия выявлены нарушения законодательства о муниципальной службе, несостоятельности и противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, на основании распоряжения Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 30 июля 2019 г. <№>-рн первым заместителем главы Ковылкинского муниципального района назначен ФИО1, который до настоящего времени осуществляет полномочия первого заместителя главы Ковылкинского муниципального района. К полномочиям ФИО1 согласно уставу Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия отнесены координация и направление работы структурных подразделений администрации, контроль за их деятельностью, предварительное рассмотрение проектов постановлений и распоряжений главы Ковылкинского муниципального района, а также временное исполнение его полномочий в случае отсутствия.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 апреля 2017 г. ФИО1 признан банкротом, в отношении его имущества в 2019 г. завершена процедура реализации. По результатам завершенной 29 мая 2019 г. процедуры конкурсного производства ФИО1 освобожден от требований кредитора на сумму 165 000 000 рублей.

Ссылаясь на пункт 3 статьи 213 Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве»), согласно которой в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращение производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не в праве занимать должности в органах управления юридического лица иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, указал, что ФИО1, признанный решением суда несостоятельным (банкротом), не вправе занимать должность первого заместителя главы Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.

Считает, что нахождение лица, признанного в установленном порядке банкротом в должности первого заместителя главы Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия свидетельствует не только о ненадлежащем соблюдении Администрацией федерального законодательства о несостоятельности (банкротстве) и муниципальной службе, чем подрывает авторитет местного самоуправления в глазах жителей муниципального района, но и способствует профилактике коррупции, в том числе формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, повышению ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 и пунктом 20 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 21 июля 2020 г. административный иск удовлетворен.

Бездействие Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии мер к прекращению полномочий ФИО1 как первого заместителя главы Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, признано незаконным.

На Администрацию Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность принять меры к прекращению полномочий первого заместителя главы Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия ФИО1

Административный ответчик ФИО1 подал апелляционную жалобу на решение суда, просил его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указал, что перечень обстоятельств, в связи с которыми гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе является исчерпывающим, и не содержит ограничений, связанных с требованиями Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве»). Замещение должности муниципальной службы не противоречит положениям Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе». Его увольнение с муниципальной службы нарушит конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации). Также привел доводы о пропуске прокурором срока для обращения в суд.

Административный ответчик Администрация Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, в лице Главы ФИО2, также подал жалобу на решение суда, просил его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование привел доводы аналогичные доводам апелляционной жалобы административного ответчика ФИО1

Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия Калядин А.В. подал возражения на апелляционные жалобы, ссылаясь по существу на необоснованность их доводов.

В судебное заседание административный истец Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия, административный ответчик ФИО3 и его представитель ФИО4, представитель административного ответчика Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, отложить разбирательство дела суд не просили. При этом от административных ответчиков ФИО3 и Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия поступили ходатайства об отложении судебного заседания.

В обоснование ходатайства об отложении судебного заседания административный ответчик ФИО3 привел доводы о нахождении на больничном листе, однако согласно больничному листу период нетрудоспособности ФИО1 определен с 11 октября 2020 г. по 26 октября 2020 г., тогда как судебное заседание назначено на 29 октября 2020 г.

Довод о невозможности явки представителя административного ответчика Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия не является уважительной причиной для отложения рассмотрения административного дела, поскольку он необоснован.

Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель административного истца прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Шитова Е.П. полагала, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон №25-ФЗ) представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно части 1 статьи 10 Закона №25-ФЗ муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются вышеуказанным Федеральным законом.

Указанный закон устанавливает, что муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим законом и другими федеральными законами.

Законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ (далее - Закон №273-ФЗ) установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона №273-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Во исполнение принципа противодействия коррупции и формируя в обществе нетерпимость к коррупционному поведению, повышая при этом ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции, федеральный законодатель частью 3 статьи 213.30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон №127-ФЗ), предусмотрел запрет: в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 5 Закона №273-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Исполнение должностными лицами органов местного самоуправление, законодательно установленного запрета, реализует законность, как принцип противодействия коррупции, что исключает коррупционную составляющую при приеме на работу на должности муниципальной службы.

Неисполнение должностными лицами органов местного самоуправления законодательно установленного запрета и назначение на должность муниципальной службы гражданина, признанного несостоятельным (банкротом), который будет участвовать в управлении юридическим лицом (муниципальным образованием), будет связан с коррупционными проявлениями, что подрывает авторитет местного самоуправления в глазах граждан, поскольку если гражданин не может разобраться со своей жизнью и своими долгами, распланировать личный бюджет и управлять домашним хозяйством, то ему нельзя доверять участие в управление муниципальным образованием, судьбами граждан и работников. Предполагается, что такой муниципальный служащий также может причинить ущерб бюджету муниципального образования.

Таким образом, указанные правовые нормы, ориентированные законодателем на обеспечение безопасности, не могут рассматриваться как нарушающие права работодателя или работника.

В соответствии с частью 7 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), местная администрация обладает правами юридического лица. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Согласно положениям, закрепленным в пунктах 1, 31 Устава Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного 10 февраля 2016 г. №2 (в редакции утвержденной 29 июля 2019 г.), Ковылкинский муниципальный район является муниципальным образованием и входит в состав Республики Мордовия. Администрация Ковылкинского муниципального района (исполнительно-распорядительный орган Ковылкинского муниципального района) наделяется уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Ковылкинского муниципального района федеральными законами и законами Республики Мордовия. Администрация Ковылкинского муниципального района обладает правами юридического лица и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица. Администрацию Ковылкинского муниципального района возглавляет глава Ковылкинского муниципального района. Структура администрации Ковылкинского муниципального района утверждается Советом депутатов по представлению главы Ковылкинского муниципального района. В структуру администрации Ковылкинского муниципального района могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации Ковылкинского муниципального района, которые решением Совета депутатов об учреждении соответствующего органа и утверждении положения о нем могут наделяться правами юридического лица.

В соответствии со статьей 41 Закона №131-ФЗ от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

В силу статьи 33 Устава Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, первый заместитель Главы Ковылкинского муниципального района является должностным лицом местного самоуправления, координирует и направляет в соответствии с распределением обязанностей работу структурных подразделений Администрации Ковылкинского муниципального района, контролирует их деятельность и дает им поручения, предварительно рассматривает вопросы, вносимые на рассмотрение Главы Ковылкинского муниципального района, а также проекты постановлений и распоряжений Главы Ковылкинского муниципального района по этим вопросам. В случае временного отсутствия главы Ковылкинского муниципального района, полномочия главы Ковылкинского муниципального района исполняет первый заместитель главы Ковылкинского муниципального района.

Трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя), по основаниям для расторжения трудового договора, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 10 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации), следует, что основаниями прекращения трудового договора могут являться: обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса).

В соответствии с пунктом 13 статьи 83 ТК Российской Федерации, трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам независящим от воли сторон: возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 апреля 2017 г. ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении имущества должника введена процедура реализации имущества.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 29 мая 2019 г. процедура реализации имущества должника ФИО1 завершена. Вместе с этим, ФИО1 освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе и требований кредиторов, не предъявленных к должнику в ходе осуществления процедуры реализации имущества гражданина.

Распоряжением Главы Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 30 июля 2019 г. №147-рн ФИО1 назначен первым заместителем главы Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия с 30 июля 2019 г.

Согласно пунктам 1.2., 3.8. должностной инструкции первого заместителя Главы Ковылкинского муниципального района, утвержденной распоряжением Главы Ковылкинского муниципального района от 31 декабря 2019 г. № 486-ро, первый заместитель главы Ковылкинского муниципального района является лицом, замещающим должность муниципальной службы, отнесенную к высшей группе должностей муниципальной службы.

16 апреля 2020 г. прокурором Ковылкинской межрайонной прокуратуры было вынесено представление главе Ковылкинского муниципального района, в котором прокурор потребовал устранить нарушения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о муниципальной службе, о противодействии коррупции, решить вопрос о досрочном прекращении полномочий ФИО1, как первого заместителя главы Ковылкинского муниципального района

Согласно ответу главы Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 27 мая 2020 г. №2092 по результатам рассмотрения вышеуказанного представления Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия администрация не усмотрела нарушений Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г., указав, что основания для досрочного прекращения полномочий первого заместителя главы Ковылкинского муниципального района ФИО1 отсутствуют, поскольку действующее трудовое законодательство, законодательство о муниципальной службе не содержит требования, устанавливающего обязанность проведения проверки представителем нанимателя (работодателя) на отсутствие кандидата на должность муниципальной службы в списке лиц, являющихся банкротами.

Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что, ответчик обязан соблюдать требования закона, установленные в статье 213.30 Закона №127-ФЗ, руководствоваться принципом законности, установленный в статье 3 Закона №273-ФЗ, и вопреки установленным законодательством требованиям, не имел правовых оснований к назначению ФИО1 на должность первого заместителя главы Ковылкинского муниципального района.

При таких обстоятельствах судом правомерно принято решение о признании незаконными, нарушающими требования статьи 213.30 Закона № 127-ФЗ, статьи 12 Закона №25-ФЗ, статьи 3 Закона №273-ФЗ, действия главы Ковылкинского муниципального района, выразившееся в издании распоряжения от 30 июля 2019 г. №147-рн о назначении на должность первого заместителя главы Ковылкинского муниципального района ФИО1.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.

Поскольку выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и материалах дела, которым дана соответствующая требованиям статьи 84 КАС Российской Федерации правовая оценка, судебная коллегия соглашается с ними и не принимает доводы апелляционной жалобы, о том, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права и что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Также не может быть признана обоснованной и ссылка в апелляционной жалобе на пропуск срока обращения в суд, поскольку в силу части 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Принимая во внимание, что указанные выше нарушения выявлены при получении ответа от 27 мая 2020 г. (поступивший в прокуратуру 29 мая 2020 г.) по рассмотрению представления прокурора, срок обращения в суд с данным административным заявлением прокурором не пропущен. Иное исчисление срока основано на неверном толковании норм действующего законодательства.

Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда правильным, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб, не усматривает.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 21 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы административных ответчиков ФИО1, Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий Ю.П. Тамаров

судьи О.С. Михеев

Л.И. Середа