ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1634/20 от 21.05.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Ратомская Е.В.

№ 33а-1634/2020 (10RS0017-01-2020-000415-95)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Соляникова Р.В., Щепалова С.В.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 10.04.2020 по административному делу № 2а-462/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии г. Сортавала, участковой избирательной комиссии избирательного участка № 133 об отмене итогов голосования и результатов досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1, зарегистрированный кандидатом в депутаты Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, оспорил итоги голосования и результаты досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, ссылаясь на несоответствие количества бюллетеней, изготовленных для голосования по указанному одномандатному избирательному округу на основании решения Территориальной избирательной комиссии г.Сортавала (далее – ТИК г. Сортавала) от 07.02.2020 № 157/541-3 (1000 штук), и количества бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией избирательного участка № 133 (далее – УИК ИУ № 133) согласно итоговому протоколу (1070 штук); основываясь на положениях подпункта «д» пункта 1.2 и подпункта «е» пункта 2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), просил суд признать итоги голосования по одномандатному избирательному округу №2 недействительными, признать незаконным и отменить решение ТИК г.Сортавала от 02.03.2020 № 174/502-3 «Об установлении результатов досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатным избирательным округам» в части результатов досрочных выборов по одномандатному избирательному округу № 2.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на неправомочность решения ТИК г. Сортавала от 11.02.2020 № 160/456-3, которым был утвержден комплект избирательных бюллетеней для голосования на досрочных выборах депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатным избирательным округам 01.03.2020 для тренировки на комплексах обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) в связи с неучастием в его принятии члена ТИК г. Сортавала от Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия ФИО2 Ссылается на допущенные нарушения при оформлении акта передачи избирательных бюллетеней из типографии.

В возражениях на апелляционную жалобу заинтересованные лица Центральная избирательная комиссия Республики Карелия, ФИО3, а также прокурор г.Сортавала выражают согласие с решением суда первой инстанции.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО4, Председатель Совета Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержали, представители административного ответчика ТИК г. Сортавала ФИО6 и ФИО7, представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Карелия ФИО8 против доводов апелляционной жалобы возражали.

Административный истец, представитель административного ответчика УИК ИУ № 133, заинтересованные лица ФИО3 и ФИО9 участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Сафарян А.С., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением ТИК г. Сортавала от 17.12.2019 №132/360-3 «О назначении досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва» на основании Закона Республики Карелия от 02.12.2019 № 2411-ЗРК «О роспуске Совета Сортавальского городского поселения» и положений пунктов 4, 8 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ на 01.03.2020 назначены досрочные выборы депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва.

Решением ТИК г. Сортавала от 24.01.2020 № 148/395-3 ФИО1, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия», зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

Кроме административного истца, кандидатами в депутаты Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 зарегистрированы ФИО3 и ФИО9

Согласно протоколу УИК ИУ №133, подписанному 01.03.2020 в 21 час 31 минуту, число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования, –1224 человека; число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, – 1070 штук; число бюллетеней, выданных для досрочного голосования, – 12 штук, включая 10 бюллетеней, выданных в помещении ТИК г.Сортавала; число бюллетеней, выданных в день голосования, – 207 штук; для голосования вне помещения бюллетени не выдавались; погашено бюллетеней – 861 штука; число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, – 219 штук; число недействительных бюллетеней – 7 штук; число действительных бюллетеней – 212 штук; за ФИО3 отдано 119 голосов, за ФИО1 – 71 голос, за ФИО9 – 22 голоса.

Количество поступивших в УИК ИУ № 133 в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу, – 3.

Решением ТИК г. Сортавала от 02.03.2020 № 174/502-3 (в 21 час 10 минут) «Об установлении результатов досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатным избирательным округам» на основании итоговых протоколов установлено, что в Совет Сортавальского городского округа по одномандатному избирательному округу № 2 избрана ФИО3

Ссылаясь на положения подпункта «д» пункта 1.2 и подпункта «е» пункта 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ, административный истец обратился 11.03.2020 с административным иском об оспаривании итогов голосования и результатов досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Согласно подпункту «е» пункта 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (постановления от 22.04.2013 № 8-П, от 15.01.2002 № 1-П).

Суд первой инстанции, проверив содержащиеся в административном исковом заявлении доводы, правомерно констатировал, что обстоятельств, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не установлено, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействительными итогов голосования и отмены результатов досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).

Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 КАС РФ установлена, прежде всего, обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.

Между тем административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что перечисленные в административном иске нарушения избирательного законодательства не позволили выявить действительную волю избирателей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Федерального закона № 67-ФЗ форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Решением ТИК г. Сортавала от 07.02.2020 № 157/451-3 утверждены форма, текст и число избирательных бюллетеней для голосования на досрочных выборах депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатным избирательным округам 01.03.2020. В частности, для одномандатного избирательного округа № 2 утверждено число бюллетеней 1010 штук, а всего – 13390 штук.

Письмом от 07.02.2020 № 01-09/38 ТИК г. Сортавала направила в полиграфическую организацию – ООО «Версо» заявку на изготовление бюллетеней для голосования на досрочных выборах депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва в общем объеме 13390 штук, в том числе для голосования в одномандатном избирательном округе № 2 в объеме 1010 штук.

10.02.2020 между ТИК г. Сортавала и ООО «Версо» заключен договор № 14 на оказание полиграфических услуг по изготовлению 13390 бюллетеней на общую сумму (...) руб.

Кроме того, 07.02.2020 ТИК г. Сортавала принято решение № 157/453-3 об использовании при голосовании на досрочных выборах депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатным округам 01.03.2020 технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ).

Решением ТИК г. Сортавала от 09.02.2020 № 159/455-3 «Об организации контроля за изготовлением и передачей бюллетеней от полиграфической организации членам территориальной избирательной комиссии города Сортавала» была сформирована рабочая группа в составе председателя ТИК г. Сортавала ФИО6 и членов ТИК г. Сортавала с правом решающего голоса ФИО10, ФИО11 и ФИО12; установлено время передачи избирательных бюллетеней – 18.02.2020 в 12.00, место передачи – типография полиграфической организации ООО «Версо» по адресу: <...>.

Решением ТИК г. Сортавала от 11.02.2020 № 160/456-3 определено число избирательных бюллетеней для голосования на досрочных выборах депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатным избирательным округам 01.03.2020 для тестирования КОИБ и тренировки, в частности, для одномандатного избирательного округа № 2 – 70 бюллетеней для проведения тестирования КОИБ и тренировки в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования, а всего – 1124 штук, которые надлежало изготовить дополнительно.

Письмом от 12.02.2020 № 01-09/42 ТИК г. Сортавала направила в полиграфическую организацию – ООО «Версо» заявку на изготовление бюллетеней для голосования на досрочных выборах депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва для проведения тестирования КОИБ и тренировки в общем объеме 1124 штук, в том числе для одномандатного избирательного округа № 2 в объеме 70 штук.

12.02.2020 между ТИК г. Сортавала и ООО «Версо» заключен договор № 17 на оказание полиграфических услуг по изготовлению 1124 бюллетеней на общую сумму (...) руб.

Платежными поручениями от 18.02.2020 № 1 и № 2 ТИК г. Сортавала уплатила ООО «Версо» за изготовление бюллетеней соответственно (...) руб. и (...) руб.

18.02.2020 между ООО «Версо» и ТИК г. Сортавала подписаны акты о передаче избирательных бюллетеней для голосования по одномандатным избирательным округам в общем объеме 13390 штук, включая 1010 штук по одномандатному избирательному округу № 2, и избирательных бюллетеней, изготовленных для тестирования КОИБ и тренировки, в общем объеме 1124 штуки, включая 70 штук по одномандатному избирательному округу № 2.

Таким образом, для голосования, тестирования КОИБ и тренировки по одномандатному избирательному округу № 2 было изготовлено всего 1080 бюллетеней (1010+70).

В силу пункта 2 статьи 63 Федерального закона № 67-ФЗ число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей.

Поскольку согласно данным итогового протокола число избирателей, внесенных в список, составляет 1224 человека, то изготовление 1080 бюллетеней, включая 70 бюллетеней для проведения тестирования КОИБ и тренировки, не превышает пределы, установленные пунктом 2 статьи 63 Федерального закона № 67-ФЗ.

Несоблюдение ТИК г. Сортавала срока принятия решения об изготовлении бюллетеней для тестирования КОИБ и тренировки (решение ТИК г. Сортавала от 11.02.2020 №160/456-3), предусмотренного пунктом 4 статьи 63 Федерального закона №67-ФЗ, само по себе не повлекло нарушение прав избирателей и участников избирательного процесса и вызвано тем, что выборы в представительный орган власти местного самоуправления с использованием технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней в г. Сортавала осуществлялись впервые.

Решение ТИК г. Сортавала от 11.02.2020 №160/456-3 принято правомочным составом, что подтверждается протоколом заседания от 11.02.2020 № 160.

Неучастие в принятии указанного решения члена ТИК г. Сортавала от Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Карелия ФИО2 на его правомочность не влияет.

Нарушение ТИК г. Сортавала порядка оформления акта передачи избирательных бюллетеней из типографии от 18.02.2020 также не привело к нарушению прав избирателей и участников избирательного процесса, поскольку согласно договорам с ООО «Версо» от 10.02.2020 № 14 и от 12.02.2020 № 17, актам об оказанных услугах от 17.02.2020 № 21 и № 22, платежным поручениям от 18.02.2020 № 1 и № 2 типографией было изготовлено и передано ТИК г. Сортавала всего 14514 бюллетеней, в том числе 13390 штук по решению от 07.02.2020 № 157/451-3, включая 1010 штук по одномандатному избирательному округу № 2, и 1124 штуки по решению от 11.02.2020 №160/456-3, включая 70 штук по одномандатному избирательному округу № 2.

Кроме того, окончательный вариант акта передачи избирательных бюллетеней из типографии от 18.02.2020, составленный в г. Петрозаводске и имеющий подписи и их расшифровку как представителей заказчика (ТИК г. Сортавала), так и представителя исполнителя (ООО «Версо»), соответствует решению ТИК г. Сортавала от 09.02.2020 № 159/455-3, установившему в соответствии с пунктом 11 статьи 63 Федерального закона № 67-ФЗ ответственных за изготовление и передачу избирательных бюллетеней членов комиссии (ФИО6, ФИО10, ФИО13 и ФИО12), а также время (18.02.2020 в 12 часов) и место передачи (<...>).

Иных бюллетеней типографией не изготавливалось и ТИК г. Сортавала не передавалось.

25.02.2020 между ТИК г. Сортавала и УИК ИУ № 133 для голосования по одномандатному избирательному округу № 2 подписан акт передачи избирательных бюллетеней в количестве 1070 штук, УИК ИУ № 133 передан реестр досрочно проголосовавших в помещении ТИК г. Сортавала и запечатанные бюллетени в количестве 10 штук.

Использование технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06.07.2011 № 19/204-6 (далее – Инструкция № 19/204-6).

В соответствии с разделом 3 Инструкции № 19/204-6 подготовка КОИБ-2010 к работе в день, предшествующий дню голосования, и проведение всех работ в этот день выполняются операторами КОИБ-2010 в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ-2010 в день, предшествующий дню голосования (приложение № 4 к настоящей Инструкции), и Руководством по эксплуатации КОИБ-2010, входящим в комплект эксплуатационной документации.

Для подготовки комплектов бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки председатель участковой комиссии выдает по акту (приложение № 5 к настоящей Инструкции) необходимое количество бюллетеней из числа бюллетеней, полученных участковой комиссией, операторам КОИБ-2010, которые в центральной части каждого бюллетеня (на сведениях о кандидатах, об избирательных объединениях либо вопросах референдума) шариковой ручкой наносят надпись «ТЕСТ» на бюллетенях для проведения тестирования КОИБ-2010 и надпись «ТРЕНИРОВКА» на бюллетенях для проведения тренировки (правила подготовки и образцы оформления бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки приведены в приложении № 6 к настоящей Инструкции).

Протоколы тестирования и тренировки подписываются председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии и остается в участковой комиссии; использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования и тренировки в день, предшествующий дню голосования, бюллетени после окончания голосования в день голосования погашаются с соблюдением требований, установленных законом, после составления акта об использовании этих бюллетеней для проверки работоспособности КОИБ-2010 (приложение № 8 к настоящей Инструкции); категорически запрещается предварительно гасить бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки (пункты 3.2 и 3.3 Инструкции № 19/204-6).

В силу пункта 4.1 Инструкции № 19/204-6 члены участковой комиссии в день голосования собираются в помещении для голосования не позднее чем за час до начала времени голосования для проведения тестирования КОИБ-2010. Распечатка протокола тестирования подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии.

Согласно Правилам подготовки и образцов оформления бюллетеней для тестирования КОИБ-2010 и тренировки (приложение № 6 к Инструкции № 19/204-6) бюллетени для подготовки комплектов бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2010 и тренировки берутся из числа бюллетеней, полученных участковой комиссией для проведения голосования с использованием КОИБ-2010.

Комплекты бюллетеней для проведения тестирования КОИБ-2010 готовятся членами избирательной комиссии с правом решающего голоса с соблюдением следующих требований: отдельно для работы в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования; для каждого сканера КОИБ-2010; по каждому виду выборов, референдума.

Каждый комплект бюллетеней для проведения тестирования одного сканера КОИБ-2010 включает: по одному действительному бюллетеню с отметкой в квадрате, расположенном напротив фамилии каждого из кандидатов (каждого из списков кандидатов), а на выборах в органы местного самоуправления - также позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), в квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»); один недействительный бюллетень без отметок; один недействительный бюллетень, в котором число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом; один бюллетень неустановленной формы без оттиска печати соответствующей комиссии.

Комплекты бюллетеней для проведения тренировки готовятся для работы в день, предшествующий дню голосования, для каждого сканирующего устройства КОИБ-2010 по каждому уровню выборов, референдума.

Каждый комплект бюллетеней для проведения тренировки включает: два недействительных бюллетеня (бюллетень без отметок и бюллетень, в котором число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом); 20 действительных бюллетеней с отметками в любых квадратах, расположенных справа от сведений о кандидатах, наименований избирательных объединений, а на выборах в органы местного самоуправления - также позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), в квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»); один бюллетень неустановленной формы без оттиска печати соответствующей комиссии.

Таким образом, с учетом участия в выборах по одномандатному избирательному округу № 2 трех кандидатов и наличия двух сканеров КОИБ для тестирования и тренировки в день, предшествующий дню голосования, и тестирования в день голосования было необходимо 70 бюллетеней ((3*1+1+1+1)*2+(2+20+1)*2+(3*1+1+1+1)*2).

Именно указанное количество бюллетеней изготовлено на основании решения ТИК г. Сортавала от 11.02.2020 №160/456-3, передано по акту от ТИК г.Сортавала УИК ИУ №133 и использовано при тестировании КОИБ и тренировке 29.02.2020 и тестировании КОИБ 01.03.2020.

Результаты тестирования и тренировки оформлены предусмотренными Инструкцией № 19/204-6 протоколами и актами, а сами бюллетени, использованные при тестировании КОИБ и тренировке, при подведении итогов голосования погашены.

01.03.2020 УИК ИУ № 133 составлен акт об использовании бюллетеней для проведения тестирования КОИБ и тренировки в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования в объеме 70 бюллетеней.

Учитывая, что для голосования на досрочных выборах депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 было изготовлено всего 1080 бюллетеней, включая 70 бюллетеней для тестирования КОИБ и тренировки, УИК ИУ №133 было передано 1070 бюллетеней и запечатанные бюллетени в количестве 10 штук, в день голосования избирателям выдано 207 бюллетеней, досрочно проголосовали 12 избирателей (включая десять избирателей в помещении ТИК г.Сортавала), то погашению подлежал 861 бюллетень (1080-12-207), включая 70 бюллетеней, предусмотренных для тестирования КОИБ и тренировки.

Как указано выше, УИК ИУ №133 был погашен 861 бюллетень, следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы 70 бюллетеней, изготовленных для тестирования и тренировки КОИБ, не могли быть использованы для искажения итогов голосования.

При этом судебная коллегия учитывает, что административный истец непосредственно либо его представитель не были лишены возможности участвовать при приемке ТИК г. Сортавала бюллетеней из типографии, при передаче бюллетеней из ТИК г. Сортавала в УИК ИУ № 133, при проведении тестирования КОИБ 01.03.2020, при погашении неиспользованных бюллетеней (пункт 3 статьи 30, пункты 11, 14 и 20 статьи 63 Федерального закона № 67-ФЗ) и при наличии каких-либо замечаний на данных этапах избирательного процесса фиксировать допущенные нарушения.

Согласно итоговому протоколу в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей от административного истца жалоб (заявлений) в УИК ИУ № 133 не поступало.

Три поступившие жалобы (одна от наблюдателя и две от одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса), не связанные с количеством бюллетеней, были разрешены УИК ИУ № 133 до подведения итогов голосования и подписания итогового протокола и обоснованно отклонены.

При подведении итогов голосования и подписании итогового протокола со стороны УИК ИУ № 133 нарушений положений статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ, регламентирующей порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией, не допущено, соответственно, оснований для отмены итогов голосования по одномандатному избирательному округу № 2 не имеется.

Поскольку итоги голосования по одномандатному избирательному округу № 2, в котором с перевесом в 48 голосов победу одержала ФИО3, отражают действительную волю избирателей, жалобы, поступившие в ТИК г. Сортавала от участников избирательного процесса до подведения результатов выборов, включая жалобу ФИО1, о несоответствии числа изготовленных бюллетеней и числа бюллетеней, переданных участковым комиссиям, рассмотрены ТИК г. Сортавала в установленном законом порядке и, по мнению судебной коллегии, правомерно отклонены, постольку решение ТИК г.Сортавала от 02.03.2020 №174/502-3, которым досрочные выборы депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 признаны состоявшимися и действительными, а избранным депутатом в Совет Сортавальского городского округа пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 признана ФИО3, является законным.

Из двенадцати членов ТИК г. Сортавала с правом решающего голоса за указанное решение проголосовали 11 членов, против – 1 член комиссии – ФИО2, которая предусмотренным законом правом изложить в письменной форме особое мнение не воспользовалась.

Порядок определения результатов выборов, предусмотренный статьей 70 Федерального закона № 67-ФЗ, ТИК г. Сортавала соблюден.

Ссылки представителя административного истца на кассационное определение судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2020 № 88а-5028/2020 по кассационным жалобам ФИО14, ФИО15, ФИО16, Скромной Т.И. на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 24.07.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21.10.2019 по административному делу № 2а-580/2019 по административному исковому заявлению ФИО17 к Совету Сортавальского городского поселения об установлении факта непроведения правомочного заседания представительного органа и признании незаконным бездействия представительного органа не могут повлечь за собой отмену решения суда первой инстанции, поскольку Закон Республики Карелия от 02.12.2019 № 2411-ЗРК «О роспуске Совета Сортавальского городского поселения» и решение ТИК г. Сортавала от 17.12.2019 №132/360-3 «О назначении досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва» в установленном законом порядке на момент рассмотрения настоящего дела не оспорены и не признаны судом недействующими (незаконными).

Поскольку нарушений избирательного законодательства, ставящих под сомнение итоги голосования на досрочных выборах депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 и не позволяющих выявить действительную волю избирателей, не допущено, постольку суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности итогов голосования и результатов выборов, судебная коллегия не усматривает предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 10.04.2020 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационная жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи