судья Мустафина З.З. № 33а-16372/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 16 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей: Гибадуллиной Л.Г.,
ФИО1,
при секретаре Валееве А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы МВД по Республике Башкортостан и Отдела МВД России по Бурзянскому району Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 июня 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление прокурора Бурзянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, государства и муниципального района Бурзянский район РБ к Министерству внутренних дел Республики Башкортостан, Отделению МВД России по Бурзянскому району РБ, начальнику ОМВД России по Бурзянскому району ФИО2, сотруднику ОМВД России по Бурзянскому району ФИО3 о признании действия (бездействия) незаконным, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными бездействие начальника ОМВД России по Бурзянскому району ФИО2 выразившееся в непринятии конкретных мер по устранению нарушений отраженных в представлении прокуратуры Бурзянского района от 21.03.2019 года «Об устранении нарушений миграционного законодательства» и недопущении их впредь, а именно бездействие, выразившееся в не организации работы в течение 2018 г., и до 21.03.2019 г. сотрудников ОМВД России по Бурзянскому району ФИО3 и ФИО4 в целях исполнения требований Приказа Федеральной миграционной службы от 09.12.2014 г. № 649 «Об утверждении порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и порядка установления территориальными органами ФМС России факты фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении», ст.109.1. Жилищного кодекса РФ.
Признать незаконными действия сотрудника ОМВД России по Бурзянскому району ФИО3, выразившиеся в незаконной постановке на миграционный учет по месту пребывания, по адресу: уладрес иностранных граждан в 2018 году, и до 20.03.2019 года.
Признать незаконным бездействие сотрудника ОМВД России по Бурзянскому району ФИО3, выразившееся в непринятия мер в течение 2018 года и до 20.03.2019 года в целях установления факта фиктивной регистрации по месту жительства (по месту пребывания) иностранных граждан, по адресу: адрес иностранных граждан в течение 2018 года, и до 20.03.2019.
Обязать начальника ОМВД России по Бурзянскому району ФИО2 и Министерство внутренних дел РБ впредь при организации работы ОМВД России по Бурзянскому району не допускать нарушения требований Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», Приказа Федеральной миграционной службы от 09.12.2014 г. № 649 «Об утверждении порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и порядка установления территориальными органами ФМС России факты фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении», ст.109.1. Жилищного кодекса РФ.
Обязать начальника ОМВД России по Бурзянскому району ФИО2 и Министерство внутренних дел РБ вернуться к рассмотрению представления прокуратуры Бурзянского района РБ от 21.03.2019 «Об устранении нарушений миграционного законодательства», по результатам рассмотрения представления представить полный и мотивированный ответ с подтверждающими документами об устранении выявленных нарушений.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Бурзянского района Республики Башкортостан обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, государства и муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан с административным иском к Министерству внутренних дел Республики Башкортостан, ОМВД России по Бурзянскому району РБ, начальнику ОМВД России по Бурзянскому району ФИО2, сотруднику ОМВД России по Бурзянскому району ФИО3 о признании действий (бездействия) незаконным.
В обосновании исковых требований указал, что прокуратурой Бурзянского района в марте 2019 проведена проверка в ОМВД России по Бурзянскому району на предмет соблюдения требований миграционного законодательства при постановке на миграционный учет лиц осуществляющих переработку древесины на территории сельского поселения Байназаровский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ. В целях устранения выявленных нарушений и недопущения их впредь, 21.03.2019 года в адрес начальника ОМВД России по Бурзянскому району внесено представление. 26.04.2019 года в прокуратуру Бурзянского района поступил ответ о несогласии с выявленными нарушениями, указывая на то, что сотрудниками ОМВД России по Бурзянскому району нарушения не допущены.
В результате прокурорской поверки установлено следующее.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» основанием для постановки на миграционный учет является факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Согласно ст. 21 Закона иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает. Согласно ч. 4 ст. 23 Закона снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 настоящей статьи, - после выявления факта фиктивной постановки соответствующего иностранного гражданина на учет по месту пребывания. В соответствие с Приказом Федеральной миграционной службы от 09.12.2014 г. № 649 «Об утверждении порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и порядка установления территориальными органами ФМС России факты фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении» основанием для начала процедуры по установлению факта фиктивной регистрации по месту жительства является получение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированными к ФМС России, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками территориальных органов ФМС России соответствующей информации при предоставлении государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации. В целях установления факта фиктивной регистрации по месту жительства сотрудник в течение 10 рабочих дней с даты получения информации, указанной в пункте 3 настоящего Порядка проводит проверку иностранного гражданина по учетам ЦБД УИГ ФМС России, запрашивает информацию о договоре социального найма, договоре найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшем государственную регистрацию договоре или ином документе, выражающем содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельстве о государственной регистрации права на жилое помещение в полномочном в сфере жилищных отношений органе и (или) органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При наличии оснований предполагать, что для регистрации по месту жительства иностранным гражданином представлен поддельный или подложный документ, докладывает об этом руководителю (начальнику) территориального органа ФМС России, который принимает решение о направлении данного документа в территориальный орган МВД России на региональном уровне в целях проведения криминалистического исследования и о направлении запроса в государственный орган, выдавший данный документ. Согласно ст. 109.1. ЖК РФ жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
В ходе прокурорской проверки установлено, что согласно договору найма жилого посещения специализированного жилого фонда от 08.10.2014 года № 24 жилой дом по адресу: РБадрес принадлежит администрации муниципального района Бурзянский район РБ, является специализированным жилом домом, соответственно регистрация и проживание в указанном доме лиц, кроме членов семьи ФИО5, не допускается. В нарушение вышеизложенных требований законодательства в течение 2018, 2019 годов в указанном жилом доме неоднократно поставлены на учет иностранные граждане, на момент проверки на учете состояли 6 иностранных граждан, также гражданин России ФИО6
При этом, должностными лицами ОМВД России по Бурзянскому району ФИО4 и ФИО3 меры с целью проверки принадлежности жилого дома заявителю Галину А.Р. не приняли.
В представлении направленном в адрес начальника ОМВД России по Бурзянскому району отражены вышеуказанные нарушения, с постановкой вопроса о необходимости устранения выявленных нарушений и недопущения их впредь. Поступивший ответ на представление не содержит информацию об устранении выявленных нарушений. При этом, свое бездействие длящиеся в течение 2018 года и до марта 2019 года, выразившиеся в отсутствии тщательной проверки представленных заинтересованными лицами для постановки на учет иностранных граждан документов, в том числе не организацию своевременных выездных проверок по месту проживания иностранных граждан, не истребование дополнительной информации из администрации муниципального района Бурзянский район РБ, сотрудники ОМВД России по Бурзянскому району оправдали предоставлением ФИО5 договора найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда, заключенного между администрацией муниципального района Бурзянский район РБ и ФИО5 № 24 от 08.10.2014 года. Согласно позиции ОМВД России по Бурзянскому району, в соответствии с главой 3 п.6 договора, наниматель вправе вселять в занимаемое жилое помещение временных жильцов, сдавать жилое помещение временных жильцов, сдавать жилое помещение в поднаем, осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения. В связи с чем, с согласия ФИО5 сотрудниками регистрационного учета в течение 2018, истекшего периода 2019 года по адресу: РБ, <...> неоднократно поставлены на учет иностранные граждане.
Позиция ОМВД России по Бурзянскому району, в том числе начальника ФИО2 не соответствует установленным требованиям миграционного законодательства, Приказа Федеральной миграционной службы от 09.12.2014 г. № 649 «Об утверждении порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и порядка установления территориальными органами ФМС России факты фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении», ст.109.1. Жилищного кодекса РФ. В договорах конкретно указано, что жилое помещение является специализированным жилищным фондом и должен использоваться по целевому назначению, может передаваться только с соблюдением требования законодательства, в связи с чем, позиция ОМВД России по Бурзянскому району является неверной. При последующем толкования норм права в свою пользу и допущения аналогичного характера незаконных действий, возникнет угроза системного нарушений требований миграционного законодательства со стороны ОМВД России по Бурзянскому району.
При этом прокуратурой района проводится анализ соблюдения требований законодательства при переработке древесины. В целях осуществления контроля истребована информация из администрации сельского поселения Байназаровский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ, согласно данной информации, на территории сельского поселения участились конфликтные ситуации между местным населением и иностранными гражданами.
В ходе изучения уголовного дела по факту переработки незаконно срубленной древесины, установлено, что незаконная древесина перерабатывалась в пилораме принадлежащем ФИО6 (который также незаконно поставлен на регистрационный учет сотрудниками ОМВД России по Бурзянскому району), иностранные граждане, заключившие договор с ФИО6 работали в соседней пилораме принадлежащей согласно устной договоренности с ИП ФИО7 уроженцу Республики Чечня Саиду.
Прокурор Бурзянского района просит признать незаконными бездействие начальника ОМВД России по Бурзянскому району ФИО2 выразившееся в непринятии конкретных мер по устранению нарушений отраженных в представлении прокуратуры Бурзянского района от 21.03.2019 года «Об устранении нарушений миграционного законодательства» и недопущении их впредь, а именно бездействие, выразившееся в не организации работы в течение 2018 г., и до 21.03.2019 сотрудников ОМВД России по Бурзянскому району ФИО3 и ФИО4 в целях исполнения требований Приказа Федеральной миграционной службы от 09.12.2014 г. № 649 «Об утверждении порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и порядка установления территориальными органами ФМС России факты фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении», ст.109.1. Жилищного кодекса РФ.
Признать незаконными действия сотрудника ОМВД России по Бурзянскому району ФИО3, выразившееся в незаконной постановке на миграционный учет по месту пребывания, по адресу: уладрес иностранных граждан в 2018 году, и до 20.03.2019 года.
Признать незаконным бездействие сотрудника ОМВД России по Бурзянскому району ФИО3, выразившееся в непринятия мер в течение 2018 года и до 20.03.2019 года в целях установления факта фиктивной регистрации по месту жительства (по месту пребывания) иностранных граждан, по адресу: адрес, иностранных граждан в течение 2018 года, и до 20.03.2019 года.
Обязать начальника ОМВД России по Бурзянскому району ФИО2 и Министерство внутренних дел РБ впредь при организации работы ОМВД России по Бурзянскому району не допускать нарушения требований Федерального закона от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», Приказа Федеральной миграционной службы от 09.12.2014 г. № 649 «Об утверждении порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и порядка установления территориальными органами ФМС России факты фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении», ст.109.1. Жилищного кодекса РФ.
Обязать начальника ОМВД России по Бурзянскому району ФИО2 и Министерство внутренних дел РБ вернуться к рассмотрению представления прокуратуры Бурзянского района РБ от 21.03.2019 года «Об устранении нарушений миграционного законодательства», по результатам рассмотрения представления представить полный и мотивированный ответ с подтверждающими документами об устранении выявленных нарушений.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе МВД по Республике Башкортостан просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на то, что основания, свидетельствующие о фиктивной постановке на учет по месту пребывания иностранных граждан отсутствовали, дом по указанному адресу по договору найма или поднайма иностранным гражданам не передавался. На правоотношения, возникшие между проживающем в доме ФИО5 и иностранными гражданами Жилищный кодекс РФ не распространяется. На должностных лиц ОМВД России по Бурзянскому району не может быть возложена какая-либо ответственность, поскольку ими выполнены предусмотренные законом и нормативно правовыми актами обязанности, в т.ч. затребование договора найма жилого помещения у ФИО5, который сомнений в подлинности не вызывал. При этом прокурор при наличии двух договоров от одной даты и номера, но с разным содержанием обязан направить материалы в соответствующий орган для возбуждения уголовного дела, по результатам расследования принять меры прокурорского реагирования. В соответствии с законодательством миграционный учет носит уведомительный характер, органы миграционного учета ОМВД по Бурзянскому району обязаны были произвести постановку на миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания в доме ФИО5 Судом не установлены обязанности, которые нарушило МВД по Республике Башкортостан как административный ответчик, полномочия на принятие тех или иных решений и как результат возложение обязанностей на ненадлежащего административного ответчика. Обязанности по рассмотрению представления прокурора у МВД по Республике Башкортостан отсутствует, представление в их адрес не выносилось и не направлляось. ОВМ ОМВД России по Бурзянскому району является структурным подразделением ОМВД России по Бурзянскому району, являющимся самостоятельным юридическим лицом и, следовательно, административным ответчиком. Кроме того, в представлении от 21.03.2019 года прокурор Бурзянского района требовал рассмотреть представление с принятием мер по устранению нарушений и впредь их не допускать, а также привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Несмотря на выполнение указанных требований в срок, прокурор Бурзянского района в административном исковом заявлении указал, что требования представления не выполнены, при том какие именно требования не написано.
В апелляционной жалобе ОМВД России по Бурзянскому району просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы МВД по Республике Башкортостан.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав представителя МВД по Республике Башкортостан ФИО8, представителя ОМВД России по Бурзянскому району Галину Р.Ю., поддержавших доводы жалоб, заместителя прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигулову Н.М., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее КАС РФ), при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны, в частности, сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняется орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); сведения о правах свободах и законных интересах административного истца, которые по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами – о правах, свободах и законных интересах иных лиц; нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).
На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
На основании статей 11, 12 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания: контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) для целей названного Закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
В силу ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Статья 21 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" устанавливает, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно ч.4 ст.23 Закона снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания.
Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 настоящей статьи, - после выявления факта фиктивной постановки соответствующего иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
В соответствие с Приказом Федеральной миграционной службы от 09.12.2014 г. № 649 «Об утверждении порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и порядка установления территориальными органами ФМС России факты фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении» основанием для начала процедуры по установлению факта фиктивной регистрации по месту жительства является получение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированными к ФМС России, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками территориальных органов ФМС России соответствующей информации при предоставлении государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации.
В целях установления факта фиктивной регистрации по месту жительства сотрудник в течение 10 рабочих дней с даты получения информации, указанной в пункте 3 настоящего Порядка проводит проверку иностранного гражданина по учетам ЦБД УИГ ФМС России, запрашивает информацию о договоре социального найма, договоре найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшем государственную регистрацию договоре или ином документе, выражающем содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельстве о государственной регистрации права на жилое помещение в полномочном в сфере жилищных отношений органе и (или) органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При наличии оснований предполагать, что для регистрации по месту жительства иностранным гражданином представлен поддельный или подложный документ, докладывает об этом руководителю (начальнику) территориального органа ФМС России, который принимает решение о направлении данного документа в территориальный орган МВД России на региональном уровне в целях проведения криминалистического исследования и о направлении запроса в государственный орган, выдавший данный документ.
Согласно ч.ч.2, 3 ст.109.1. ЖК РФ жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Бурзянского района в марте 2019 проведена проверка в ОМВД России по Бурзянскому району на предмет соблюдения требований миграционного законодательства, при постановке на миграционный учет лиц осуществляющих переработку древесины на территории сельского поселения Байназаровский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ, в ходе которой установлено, что согласно договору найма жилого посещения специализированного жилого фонда от 08.10.2014 № 24 жилой дом по адресу: адрес принадлежит администрации муниципального района Бурзянский район РБ, является специализированным жилым домом, соответственно регистрация и проживание в указанном доме лиц, кроме членов семьи ФИО5 не допускается.
В нарушение вышеизложенных требований законодательства в течение 2018, 2019 годов по адресу: РБ, <...> неоднократно поставлены на учет иностранные граждане, на момент проверки на учете состояли 6 иностранных граждан, также гражданин Российской Федерации ФИО6, что подтверждается актом проверки соблюдения требований миграционного законодательства от 20.03.2019 года.
По результатам выявленной проверки в адрес начальника ОМВД России по Бурзянскому району РБ ФИО2 вынесено представление от 21.03.2019 года «Об устранении нарушений миграционного законодательства» и недопущении их впредь, а именно бездействие, выразившееся в не организации работы в течение 2018 и до 21.03.2019 года сотрудниками ОМВД России по Бурзянскому району ФИО3 и ФИО4 в целях исполнения требований Приказа Федеральной миграционной службы от 09.12.2014 № 649 «Об утверждении порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и порядка установления территориальными органами ФМС России факты фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении», ст.109.1. Жилищного кодекса РФ.
Из ответа начальника ОМВД России по Бурзянскому району ФИО2 на представление № 10/1715 от 20.04.2019 года следует, что проведенной проверкой вины со стороны сотрудников миграционной службы не установлено. Данный ответ на представление не содержит информацию об устранении выявленных нарушений.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя требования прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан, суд первой инстанции пришел к выводу, о том, что в силу положений пп. 7 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан отнесены к виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, и в силу ч. 4 ст. 100 ЖК РФ не подлежат обмену, передаче в поднаем, что противоречит данным нормам закона. Сотрудник полиции, имеющий высшее юридическое образование должен знать нормы действующего законодательства и должен был убедиться в законности предоставленного ФИО5 договора. Более того, в договоре конкретно указано, что жилое помещение является специализированным жилищным фондом, собственником жилья является Администрация МР Бурзянский район РБ и соответственно данное жилое помещение должно использоваться по целевому назначению, и может передаваться только с соблюдением требования законодательства.
При этом фактически, вышеуказанные иностранные граждане по адресу: адрес в указанном жилом помещении не проживали и не находились, что следует из пояснений представителя администрации муниципального района Бурзянский район.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Доводы апелляционных жалоб на решение суда основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Ссылка в жалобах на то, что на правоотношения между проживающим в доме ФИО5 и иностранными гражданами Жилищный кодекс Российской Федерации не распространяется, не состоятельна.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением миграционного учета иностранных граждан, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов.
Соответственно специальные нормы, касающиеся регулирования вопросов права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов регулированы Жилищным кодексом Российской Федерации и другими правовыми актами, принятыми на основании этого кодекса, в связи, с чем при осуществлении миграционного учета иностранных граждан должны учитываться специальные нормы права, в данном случае положения ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что возлагая обязанность на Министерство внутренних дел РБ впредь при организации работы ОМВД России по Бурзянскому району не допускать нарушения требований Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», Приказа Федеральной миграционной службы от 09.12.2014 г. № 649 «Об утверждении порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и порядка установления территориальными органами ФМС России фактов фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении», ст.109.1. Жилищного кодекса РФ, и вернуться к рассмотрению представления прокуратуры Бурзянского района РБ от 21.03.2019 «Об устранении нарушений миграционного законодательства», по результатам рассмотрения представления представить полный и мотивированный ответ с подтверждающими документами об устранении выявленных нарушений, суд первой инстанции не принял во внимание, что ОМВД России по Бурзянскому району, в адрес которого было внесено представление, является самостоятельным юридическим лицом.
Так, в соответствии с Положением об Отделении Министерства внутренних дел РФ по Бурзянскому району, утвержденном приказом МВД по Республике Башкортостан от 19.12.2017 года № 1248 ОМВД России по Бурзянскому району является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, ИНН <***>, выступает истцом и ответчиком в суде.
Таким образом, доводы жалоб о том, что МВД по Республике Башкортостан не является надлежащим ответчиком, заслуживают внимания.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что возложение на МВД по Республике Башкортостан указанных обязанностей является необоснованным, поскольку в адрес МВД по Республике Башкортостан представление не вносилось, следовательно, на него не может быть возложена обязанность не допускать нарушение требований миграционного законодательства, поскольку с его стороны такие нарушения допущены не были. Соответственно, не может быть на него возложена и обязанность вернуться к рассмотрению представления прокуратуры с представлением по результатам рассмотрения мотивированного ответа.
То обстоятельство, что начальник ОМВД России по Бурзянскому району назначен на должность приказом МВД по Республике Башкортостан, не влечет признание его соответчиком по административному делу.
Кроме того, как следует из материалов дела, 20.04.2019 года ОМВД России по Бурзянскому району направил ответ на представление и.о. прокурора Бурзянского района об устранении нарушений миграционного законодательства о том, что было проведено оперативное совещание, были заслушаны сотрудники миграционного пункта ФИО3 и ФИО4, проведенной проверкой, по их мнению, вины со стороны сотрудников миграционного пункта не установлено.
Таким образом, представление прокуратуры рассмотрено ОМВД России по Бурзянскому району, дан мотивированный ответ на него, соответствующий их правовой позиции, оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц не усмотрели, что является правом работодателя. Выявленные проверкой нарушения фактически устранены, иностранные граждане и гражданин Российской Федерации ФИО6 сняты с регистрационного учета из жилого дома ФИО5
Несогласие с выводами ответчика в ответе от 20.04.2019 года на внесенное представление и послужило основанием для обращения прокуратуры Бурзянского района Республики Башкортостан с суд с вышеназванным иском.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции необоснованно обязал начальника ОМВД России по Бурзянскому району ФИО2 вернуться к рассмотрению представления прокуратуры Бурзянского района РБ от 21.03.2019 «Об устранении нарушений миграционного законодательства», по результатам рассмотрения представления представить полный и мотивированный ответ с подтверждающими документами об устранении выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в указанной части, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в этой части.
Руководствуясь ст. ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белорецкого межрайоного суда Республики Башкортостан от 26 июня 2019 года отменить в части разрешения исковых требований прокурора Бурзянского района к Министерству внутренних дел Республики Башкортостан и в части обязания начальника ОМВД России по Бурзянскому району ФИО2 вернуться к рассмотрению представления прокуратуры Бурзянского района РБ.
Принять новое решение в этой части.
В удовлетворении исковых требований прокурора Бурзянского район к Министерству внутренних дел Республики Башкортостан о возложении обязанности на Министерство внутренних дел Республики Башкортостан впредь при организации работы ОМВД России по Бурзянскому району не допускать нарушения требований Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», Приказа Федеральной миграционной службы от 09.12.2014 г. № 649 «Об утверждении порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и порядка установления территориальными органами ФМС России фактов фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении», ст.109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации, и вернуться к рассмотрению представления прокуратуры Бурзянского района РБ от 21.03.2019 года «Об устранении нарушений миграционного законодательства», по результатам рассмотрения представления представить полный и мотивированный ответ с подтверждающими документами об устранении выявленных нарушений, отказать.
В удовлетворении требований прокурора Бурзянского района об обязании начальника ОМВД России по Бурзянскому району ФИО2 вернуться к рассмотрению представления прокуратуры Бурзянского района РБ от 21.03.2019 года, по результатам рассмотрения представления представить полный и мотивированный ответ с подтверждающими документами об устранении выявленных нарушений, отказать.
В остальной части то же решение оставить без изменения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
ФИО1