Дело № 33а-16380/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 ноября 2021 года город Екатеринбург
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шабалдиной Н.В.,
судей Захаровой О.А., Бочкаревой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анохиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-905/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Березовского в интересах жителей многоквартирного дома № 19 по лице Комсомольская в поселке Монетный города Березовского к Администрации Березовского городского округа о признании незаконным постановления в части
по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации Березовского городского округа
на решение Березовского городского суда Свердловской области от 13 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Захаровой О.А., объяснения представителя административного истца прокурора города Березовского – старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Филипенко Т.О., объяснения заинтересованных лиц Гусевой С.В., Овчарова А.В. и их представителя Степанова В.В. (представляющего интересы, в том числе заинтересованных лиц Вагина А.Н., Овчарова Н.А., Ростовской Т.И, Балышевой Л.Г., Агишевой В.В.), возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением Березовского городского суда Свердловской области от 23 декабря 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 апреля 2017 года признано незаконным бездействие Администрации Березовского городского округа в части непринятия распоряжения на основании заключения межведомственной комиссии Березовского городского округа с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ; на Администрацию Березовского городского округа возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в отношении многоквартирного дома.
Во исполнение решения суда постановлением Администрации Березовского городского округа от 02 июня 2017 года № 353 утверждена муниципальная адресная программа «О переселении граждан Березовского городского округа из аварийного жилищного фонда в 2018-2024 годах» целью которой является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу после 01 января 2012 года.
Согласно приложению 1 к программе в первоначальной редакции жилой дом по указанному адресу включен в перечень домов, подлежащих переселению и сносу, срок переселения установлен 01 сентября 2022 года.
Постановлением Главы Березовского городского округа от 20 марта 2018 года № 205 внесены изменения в постановление Администрации Березовского городского округа от 02 июня 2017 года № 353 «О переселении граждан Березовского городского округа из аварийного жилищного фонда в 2018-2024 годах» в части исключения из перечня многоквартирных домов, подлежащих переселению жилого дома № 19 по лице Комсомольская в поселке Монетный города Березовского.
Административный истец прокурор города Березовского, действуя в интересах жителей указанного многоквартирного дома, обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просил признать указанное постановление незаконным в части исключения из перечня многоквартирных домов, подлежащих переселению, жилого дома № 19 по лице Комсомольская в поселке Монетный города Березовского, полагая, что оно противоречит требованиям действующего законодательства в части предоставления благоустроенного жилья жителям многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Решением Березовского городского суда Свердловской области от 13 мая 2021 года вышеуказанный административный иск удовлетворен. Признано незаконным Постановление Главы Березовского городского округа от 20 марта 2018 года № 205 «О внесении изменений в постановление администрации Березовского городского округа от 02 июня 2017 года № 353 «О переселении граждан Березовского городского округа из аварийного жилищного фонда в 2018-2024 годах» в части исключения из перечня многоквартирных домов, подлежащих переселению, жилого дома № 19 по лице Комсомольская в поселке Монетный города Березовского. На административного ответчика возложена обязанность по устранению нарушенных прав жителей вышеуказанного дома.
Административный ответчик Администрация Березовского городского округа, не согласившись с решением суда, подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что оспариваемое постановление носит законный характер, потому что по условиям данной муниципальной программы переселение граждан осуществляется только из многоквартирных домов, признанных аварийными в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Данный дом не подлежал включению в программу переселения, так как стал аварийным в результате повреждения пожаром. Также ссылается на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска в связи с отсутствием совокупности условий, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и отсутствием доказательств нарушения прав жителей многоквартирного дома оспариваемым постановлением, которые фактически отселены в иные пригодные для проживания жилые помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец прокурор города Березовского, заинтересованные лица Ростовская Т.И., Гусева С.В., Агишев В.В., Овчаров А.В., Овчаров Н.А., Балышева Л.Г., Агишев В.В. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.
Представитель административного ответчика Администрации Березовского городского округа, заинтересованные лица Вагин А.Н., Овчаров Н.А., Ростовская Т.И., Балышева Л.Г., Агишев В.В. в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом путем направления извещения по электронному адресу, смс-извещением, заказной корреспонденцией 8, 9 ноября 2021 года, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судом первой инстанции не допущены.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил характер правоотношений и нормы закона, которые их регулируют. При этом суд обоснованно согласился с доводами административного иска о том, что исключение многоквартирного дома из муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилья противоречит требования действующего законодательства, а также решению Березовского городского суда Свердловской области от 23 декабря 2016 года, которым признано незаконным бездействие Администрации Березовского городского округа в части непринятия распоряжения на основании заключения межведомственной комиссии Березовского городского округа с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, находит их правильными и обоснованными. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неверной оценке обстоятельств дела и неправильном толковании норм действующего права.
Решением Березовского городского суда Свердловской области от 23 декабря 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 апреля 2017 года признано незаконным бездействие Администрации Березовского городского округа в части непринятия распоряжения на основании заключения межведомственной комиссии Березовского городского округа с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ; на Администрацию Березовского городского округа возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в отношении многоквартирного дома.
На основании указанного решения суда постановлением Администрации Березовского городского округа от 02 июня 2017 года № 353 утверждена муниципальная адресная программа «О переселении граждан Березовского городского округа из аварийного жилищного фонда в 2018-2024 годах», целью которой является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу после 01 января 2012 года. Впоследствии этот дом исключен из муниципальной программы оспариваемым постановлением Главы Березовского городского округа от 20 марта 2018 года № 205, поскольку по условиям данной программы переселение граждан осуществляется из многоквартирных домов, признанных аварийными в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, но не в результате пожара.
Удовлетворяя административный иск о признании незаконным данного постановления в части, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что административным ответчиком в нарушение требований жилищного законодательства указанный многоквартирный жилой дом необоснованно исключен из муниципальной адресной программы. Такое исключение противоречит вышеназванному судебному акту, который в силу части 2 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации является обязательным для исполнения административным ответчиком и предполагает необходимость принятие решения в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. Какое-либо процессуальное решение/распоряжение на основании заключения межведомственной комиссии Березовского городского округа с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения административным ответчиком после вынесения оспариваемого постановления не принято, в иные программы переселения дом не включен; права жителей многоквартирного дома не восстановлены.
При этом, судебной коллегией бесспорно установлено, что при оценке состояния данного многоквартирного жилого дома требования федерального законодательства были соблюдены. В установленном законом порядке заключением межведомственной комиссии от 30 марта 2016 года № 5 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно названному заключению проведение капитального ремонта нецелесообразно, основные несущие конструктивные элементы находятся в разрушенном состоянии.
Кроме того, согласно заключению ООО «Независимая экспертиза» состояние дома оценивается как аварийное, данный многоквартирный дом с учетом его технического состояния не имеет ценность как объект недвижимости, проведение восстановительных работ нецелесообразно, на момент проведения осмотра срок службы дома составил 74 года, что означает, что нормативный срок службы его истек. Иного в материалы настоящего дела не представлено.
Поскольку многоквартирный дом не уничтожен, а поврежден, и, соответственно, не прекращено право собственности граждан на жилые помещения в данном доме, а также не прекращены договоры социального найма на жилые помещения, то у муниципального образования сохраняется обязанность по переселению этих граждан из аварийного жилищного фонда, и соответственно у административного ответчика имеются основания для включения указанного дома в муниципальную адресную программу переселения.
Более того, вопреки позиции административного ответчика, условия Муниципальной адресной программы «О переселении граждан Березовского городского округа из аварийного жилищного фонда в 2018-2024 годах» не содержат указание на то, что отселение жильцов возможно только из многоквартирных домов, признанных аварийными в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, но не в результате повреждения пожаром.
В связи с этим суд обоснованно посчитал, что исключение из программы многоквартирного жилого дома, который в установленном порядке был признан аварийным и подлежащим сносу и впоследствие включен в соответствующий перечень, противоречит федеральному законодательству.
Также судебная коллегия отмечает, что в последующем Администрацией Березовского городского округа в адрес Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направлено письмо с просьбой разъяснить, подлежат ли включению в программы переселения многоквартирные дома, получившие статус аварийных и подлежащих сносу в результате пожара.
В ответе Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области № 16-01-39/5116 от 25 мая 2021 года содержатся разъяснения относительно необходимости поведения процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с момента принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу (жилые помещения подлежат выкупу органом местного самоуправления у собственников этих помещений). В связи с чем Администрацией Березовского городского округа разработан проект постановления о внесении изменений в действующую муниципальную адресную программу «О переселении граждан Березовского городского округа из аварийного жилищного фонда в 2018-2024 годах», в котором учтен и многоквартирный жилой дом № 19 по лице Комсомольская в поселке Монетный города Березовского. Путем включения в перечень домов, подлежащих переселению с установлением срока переселения до 01 сентября 2022 года.
Ссылка административного ответчика на Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и невозможность включения указанного дома в региональную программу судебной коллегией отклоняется, поскольку данный Федеральный закон не распространяется на муниципальные программы, принятые и реализуемые в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Тем более, в рассматриваемом случае вопрос о включении/ исключении дома из региональной адресной программы не ставился.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Березовского городского суда Свердловской области от 13 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации Березовского городского округа – без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение и решение суда могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Шабалдина Н.В.
Судьи Захарова О.А.
Бочкарева Е.Ю.