Судья ФИО3
Дело № 33а-1643
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Гончарова И.А., судей Гомленко Н.К. и Хаваева А.Г.,
при секретаре судебного заседания Яхъяеве Т.,
при рассмотрении апелляционного представления прокурора <адрес>ФИО6 на решение Каспийского городского суда от
<дата>, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации ГО «<адрес>» и Управлению архитектуры и строительства администрации ГО «<адрес>» о признании не действующим полностью выданное ФИО1 17.04.2018г. разрешение № от <дата> на строительство 8-ми этажного многоквартирного жилого дома с коммерческими помещениями на 1-м этаже по <адрес> и обязании в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу отменить указанное разрешение на строительство - отказать.
До вступления решения суда в законную силу сохранить действие мер предварительной защиты по административному иску в виде приостановления полностью действия разрешения № от <дата>, примененных определением от <дата>»
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО2, объяснения помощника прокурора <адрес>ФИО8, просившего решение суда отменить, возражения представителя ФИО1 - адвоката ФИО7 ( ордер № от <дата>), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации ГО «<адрес>» и Управлению архитектуры и строительства администрации ГО «<адрес>» о признании не действующим полностью выданное ФИО1 разрешение № от 17.04.2018г. на строительство 8-ми этажного многоквартирного жилого дома с коммерческими помещениями на 1-м этаже по <адрес> и обязании в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу отменить указанное разрешение на строительство.
В обоснование иска ссылался на то, что в соответствии с распоряжением Прокурора Республики Дагестана «О порядке ведения реестров и проверке объектов, представляющих общественную значимость», прокуратурой <адрес> проведена проверка законности возведения 8-ми южного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000032:4267 по <адрес>. Рассмотрение полученного сопроводительным письмом администрации от <дата> 2667/197-п разрешения № от <дата> (срок действия до Г.04.2020) на строительство 8-ми этажного жилого дома с коммерческими помещениями на 1-м этаже по <адрес>, выданного ФИО1 Управлением по строительству и архитектуре администрации ГО «<адрес>», показало, что данное разрешение является незаконным.
Согласно Земельному Кодексу РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно- бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 п. 1 ст. 40). Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности установлены Градостроительным Кодексом РФ ( далее ГрК РФ), в соответствии с которым (ст. 2) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в числе прочих, на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (п. 7). Федеральным законом от <дата> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено (ст. 6): «Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона» (ч. 1). «Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный частью 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями» (ч. 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 названного выше Федерального закона постановлением Правительства РФ от <дата>№ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Перечень утвержден (п.1), в том числе Свод правил (актуализированных редакций СНиП) - СП 42.13330.2011 «СНиП <дата>-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (п. 30 Сводов правил - актуализированных редакций СНиП). В приложении «Г» (обязательное) к «СНиП <дата>-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» указано: «Для городских поселений плотность застройки участков территориальных зон следует принимать не более приведенной в ФИО101». В соответствии с таблицей «Г» (обязательное) к «СНиП <дата>-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» указано: «Для городских поселений плотность застройки участков территориальных зон следует принимать не более приведенной в ФИО101». В соответствии с ФИО101 коэффициент застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами составляет 0,4, а коэффициент плотности застройки - 1,2. При этом здесь же в таблице содержится разъяснение: «Основными показателями плотности застройки являются: коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала); коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала)».
В разрешении на строительство № от 17.04.2016г. указанные требования грубо проигнорированы. Так, согласно разрешению и положительному заключению негосударственной экспертизы от <дата>№ проектной документации объекта капитального строительства: Многоквартирный жилой дом с коммерческими помещениями на 1-м этаже по <адрес>» площадь земельного участка составляет 820,0 кв.м., площадь застройки - 481,5 кв.м., общая площадь жилого здания - 4742,5 кв.м. Соответственно, коэффициент застройки равен 0,58 (481,5 кв.м.: 820,0 кв. м. = 0,58) при нормативе - не более 0,4, а коэффициент плотности застройки составляет 5,78 (4742,5 кв.м. : 820,0 кв.м. = 5,78), что превышает установленный законом обязательный норматив (1,2) в пять раз.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор <адрес>ФИО6 просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение и толкование судом норм материального права. Судом неправильно истолковано примечание к ФИО101 к «СНиП <дата>-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», коэффициент застройки и коэффициент плотности застройки следует применять не к кварталу, а к земельному участку. Заключение негосударственной экспертизы от <дата> экспертной документации объекта капитального строительства, полученное ФИО1, не является допустимым доказательством, заключение должно быть получено в государственном экспертном учреждении.
В возражениях на жалобу представитель ФИО1 – ФИО7 (доверенность от <дата>) просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы представления и возражений, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Из материалов дела следует, что <дата> ООО( далее Общество) «Центр Региональной экспертизы Республики Дагестан» выдано ФИО1 положительное заключение 05-2-1 -3-0002-18 на проектную документацию и результаты инженерных изысканий объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома с коммерческими помещениями на 1 этаже по <адрес> «А» в <адрес>.
Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 49 Гр.Кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно- эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов
Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 настоящего Кодекса (ч.4.3).
С учетом изложенного доводы представления прокурора о том, что положительное заключение от <дата>, выданное негосударственным экспертным учреждением ООО «Центр Региональной экспертизы Республики Дагестан», не является допустимым доказательством, не являются состоятельными.
Со ссылкой на положительное заключение ООО «Центр Региональной экспертизы Республики Дагестан», градостроительный план земельного участка № RU 05305000-137 от <дата> и Генплан <адрес>, отделом строительства и архитектуры администрации ГО «<адрес>» <дата>ФИО1 выдано разрешение № (сроком действия до <дата>) на строительство многоквартирного жилого дома с коммерческими помещениями на 1 этаже по <адрес> «А» в <адрес>, кадастровый номер земельного участка 05:48:000032:4267, площадью 820,0 кв.м., количество этажей 8, общей площадью 4742,5 кв.м., площадь застройки 481,5 кв.м.( л.д. 36-45, 11).
Судом исследованы доводы прокурора о том, что при выдаче разрешения на строительство ФИО1 неправильно рассчитаны коэффициент застройки и коэффициент плотности застройки. Суд пришел к правильному выводу, что ошибки при расчете указанных коэффициентов не допущено.
Так, согласно приложению Г ( обязательное) «СП 42.13330.2016. Свода правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Акуализированная редакция СНиП 2.07.-1-89», утвержденных приказом Минстроя России от <дата>№/пр), основными показателями плотности застройки являются: коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала); коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала).
В приложении «Г» (обязательное) к «СНиП <дата>-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» указывается, что в соответствии с ФИО101 коэффициент застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами составляет 0,4, а коэффициент плотности застройки -1,2.
Однако в указанной ФИО101 содержится Примечание, согласно которому для жилых, общественно-деловых зон коэффициенты застройки и коэффициенты плотности застройки приведены для территории квартала (брутто) с учетом необходимых по расчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей; стоянок для автомобилей, зеленых насаждений, площадок и других объектов благоустройства.
Под кварталом (микрорайоном) понимается основной планировочный элемент застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га.
В квартале (микрорайоне) могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что квартал является основным критерием для расчета коэффициента застройки и коэффициента плотности застройки, в связи с чем коэффициенты, указанные в ФИО101, не могут быть применены к данному отдельному участку, входящему в состав квартала, площадь которого должна составлять от 5 до 60 га.
В квартале (микрорайоне) могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории.
На заседании судебной коллегии помощник прокурора <адрес>ФИО8 согласился с тем, что коэффициент застройки и коэффициент плотности застройки, указанные в ФИО101, установлены для квартала, а не для отдельного земельного участка, однако просил решение суда отменить с учетом того, что земельный участок ФИО1 расположен в застроенном квартале, поэтому указанные в ФИО101 коэффициенты все-таки подлежат применению к отдельному земельному участку. Однако этот довод прокурора противоречит указанной выше ФИО101 и Примечаниям к ней, в которых прямо указано, что приведенные в ФИО101 коэффициент плотности застройки и коэффициент застройки рассчитаны для квартала.
В судебном заседании пом. прокурора ФИО8 также не отрицал, что Правила застройки и землепользования ГО «<адрес>», утвержденные решением № от <дата> 12-ой сессией Собрания депутатов ГО « <адрес>» пятого созыва, на день выдачи разрешения на строительство ФИО1 решением суда были признаны недействующими, новые Правила землеустройства и строительства ГО « <адрес>» не были приняты и утверждены.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Судом установлено, что таких оснований для отмены разрешения на строительство от <дата> не имеется.
Согласно части 21.1 статьи 51 ГрК РФ, действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае: -принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; - отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; - расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; - прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Однако и таких оснований для признания выданного разрешения на строительство недействительным не имеется, не указаны такие основания и в административном исковом заявлении прокурора <адрес>.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 308-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Каспийского городского суда от <дата> оставить без изменения, апелляционное представление прокурора <адрес> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи