Судья: Новикова А.Е. Дело № 33а-16438/2022 г. Красногорск МО АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Вороновой М.Н., судей Вердияна Г.В., Фетисовой И.С. при секретаре Набиуллиной К.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании 30 мая 2022 года апелляционную жалобу Курской таможни на решение Ногинского городского суда Московской области от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Курской таможни к Ротарю А. В. о взыскании таможенных платежей, пени, по встречному иску Ротаря А. В. к Курской таможне о признании недоимки по таможенным платежам и пени безнадежными к взысканию, списании задолженности. Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н., объяснения представителя Курской таможни – Воробьевой О.А., представителя Ротаря А.В. – Назарова Д.О., установила: Курская таможня <данные изъяты> (л.д. 30) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ротарю А.В. о взыскании таможенного платежа в размере 562522,91 руб. и пени в размере 278835,59 руб., начисленных за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, ссылаясь на то, что административный ответчик, являясь гражданином Республики Молдова, ввез и своевременно не вывез за пределы таможенной территории Таможенного союза транспортное средство, выпущенное на таможенную территорию Таможенного союза для личного пользования иностранного гражданина на срок временного ввоза. В адрес административного ответчика было направлено уведомление от <данные изъяты> о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин и пени, данное уведомление оставлено без исполнения; выданный мировым судьей <данные изъяты> судебный приказ отменен <данные изъяты> в связи с поступившими от ответчика возражениями. Ротарь А.В. предъявленные к нему требования не признал, заявил встречный иск о признании недоимки по таможенным платежам и пени безнадежными к взысканию в связи с пропуском установленного срока принудительного взыскания, просил суд списать безнадежную к взысканию задолженность в общей сумме 841358,50 руб. (л.д. 53-56). Решением Ногинского городского суда Московской области от 24 ноября 2021 года требования таможенного органа оставлены без удовлетворения, одновременно суд признал безнадежной к взысканию задолженность Ротаря А.В. по таможенным платежам в размере 562522,91 руб. и пени в размере 278835,59 руб., а также списал указанную задолженность (л.д. 87-93). В апелляционной жалобе Курская таможня просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, неверное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям. Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Ротарь А.В. не явился; учитывая положения части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва Ротаря А.В. на нее, судебная коллегия пришла к следующему. На момент возникновения спорных правоотношений действовал Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), с 01 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). В соответствии с п. 1 ст. 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза. При этом в силу пунктов 3 и 4 указанной выше статьи взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов. При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательства государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней. В силу п. 2 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств. В соответствии с п. 5 ст. 358 ТК ТС в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательства таможенного союза. Согласно статье 82 ТК ТС сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены, в том числе статьей 283 указанного Кодекса, согласно которой обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (пункт 1). При этом согласно пп. 3 п. 4 указанной выше статьи сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным или частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, считается при незавершении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктом 1 статьи 281 настоящего Кодекса - день истечения срока временного ввоза товаров. Ввозные таможенные пошлины, налоги в случаях, установленных пунктом 4 настоящей статьи, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 5 ст. 283 ТК ТС). Согласно пункту 3 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (утратила силу с 04.09.2018) до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган. При этом в силу подпункта 1 пункта 5 указанной выше статьи принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Согласно пункту 1 статьи 152 Федерального закона № 311-ФЗ (утратила силу с 04.09.2018) требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров (пункт 5 статьи 152 Федерального закона № 311-ФЗ. Согласно части 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (действует с 04.09.2018; далее – Федеральный закон № 289-ФЗ) уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок (часть 15 статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ). Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что гражданин Республики Молдова Ротарь А. В.<данные изъяты> на основании пассажирской таможенной декларации временно ввёз (поместил под соответствующий режим) на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Крупец Курской таможни в целях личного пользования транспортное средство <данные изъяты> года выпуска, на срок до <данные изъяты> (л.д. 12, 13); срок ввоза не продлевался; с территории Российской Федерации транспортное средство декларантом до настоящего времени не вывезено. Согласно статьям 82 и 358 ТК ТС (действовали в юридически значимый период) срок уплаты таможенной пошлины наступил для Ротаря А.В.<данные изъяты>. То, что транспортное средство не вывезено, таможенный орган имел возможность установить <данные изъяты>, а также после указанной даты в разумные сроки. Однако решение по результатам таможенного контроля (изучения базы данных АС «Авто-Транспорт» ПЗ «Оперативная отчетность») было вынесено только в апреле 2021 года. Материалы дела свидетельствуют, что по состоянию, как минимум, на март 2017 года Курской таможне было известно место жительства Ротаря А.В. (л.д. 24), однако требование об уплате таможенных платежей в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты (до <данные изъяты>) Ротарю А.В. выставлено не было. Только <данные изъяты> Курская таможня в порядке статьи 73 Федерального закона № 289-ФЗ вынесла уведомление <данные изъяты>/У2021/0000036 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин в размере 562522,91 руб. и пени в размере 278835,59 руб., в котором указала на установленный законом срок исполнения обязанности – <данные изъяты> и разъяснила Ротарю А.В., что уведомление должно быть оплачено в течение 15 рабочих дней со дня его получения. Таким образом, имеет место ненадлежащее исполнение сотрудниками Курской таможни возложенной на них законом обязанности, - длительное непринятие мер к взысканию таможенного платежа и пени в отсутствие каких-либо объективных препятствий к этому, - точный адрес места жительства Ротаря А.В. в России был известен административному истцу, как минимум, с марта 2017 года. Каких-либо данных о том, что Ротарь А.В. препятствовал проведению в отношении него контрольных мероприятий, из материалов дела не усматривается. С <данные изъяты> данный гражданин значится зарегистрированным по месту жительства в <данные изъяты>; <данные изъяты>Ротарь А.В. получил разрешение на временное проживание в РФ, <данные изъяты> - вид на жительство в РФ, <данные изъяты> документирован паспортом гражданина РФ. Согласно части 5 статьи 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное. Как было указано выше, согласно пункту 1 части 5 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 04.09.2018) принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Одновременно согласно п. 1 ч. 8 ст. 71 Федерального закона № 289-ФЗ (действует с 04.09.2018) меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 82 Федерального закона № 289-ФЗ безнадежной к взысканию признается задолженность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, которые не уплачены плательщиками (лицами, несущими солидарную обязанность) и (или) взыскание которых оказалось невозможным после принятия всех мер взыскания, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым таможенный орган утрачивает возможность взыскания сумм таможенных и иных платежей в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе принятия судом акта об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании таможенных и иных платежей. Одновременно в силу п. 4 ч. 5 ст. 392 указанного выше Федерального закона признаются безнадежными к взысканию суммы таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, числящиеся по состоянию на 1 января 2016 года за физическими лицами, в отношении которых таможенный орган утратил возможность взыскания в связи, в том числе, с истечением установленного срока направления требования об уплате таможенных платежей (уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов). При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отклонении административного иска Курской таможни и удовлетворении требования Ротаря А.В. о признании его задолженности по таможенным платежам и пени безнадежной к взысканию: таможенным органом пропущены сроки принудительного взыскания с Ротаря А.В. таможенных платежей и пени, учитывая день окончания срока временного ввоза, – 06.01.2015; таможенный контроль проведен и уведомление об уплате таможенных платежей и пени выставлено по истечении трехлетнего срока, установленного пунктом 1 части 5 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ и пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ; обращение с соответствующими заявлениями в суды имело место за пределами этого срока. Довод апелляционной жалобы таможенного органа о том, что административный иск был подан в течение 6 месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, правового значения не имеет: в рассматриваемом случае в силу прямого указания закона принудительное взыскание таможенных платежей не может быть произведено. Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции ошибочно сослался на положения статей 75 и 80 Федерального закона № 289-ФЗ, хотя и заслуживает внимания, однако не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного акта. Остальные доводы таможенного органа, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию, приведенную в административном иске, они не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции, сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с постановленным по делу решением в части удовлетворения требования Ротаря А.В. о списании с него задолженности по таможенным платежам и пени. В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Согласно части 3 статьи 82 Федерального закона № 289-ФЗ порядок списания сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, признанных безнадежными к взысканию, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Согласно пункту 2 Порядка списания сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, признанных безнадежными к взысканию, формы документов, оформляемых таможенными органами при их списании, утвержденному приказом ФТС России от 27.12.2018 № 2138, списание сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится таможенным органом. Суд не может подменять собой соответствующую административную процедуру; иное свидетельствовало бы о вмешательстве суда в компетенцию государственного органа исполнительной власти. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса, в том числе, если заявление не подлежит рассмотрению в судах. Суд первой инстанции, разрешая требование Ротаря А.В. о списании таможенной задолженности по существу и удовлетворяя его, указанные выше обстоятельства и требования закона не учел, в связи с чем постановленное по делу решение в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу по соответствующему требованию Ротаря А.В. На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Ногинского городского суда Московской области от 24 ноября 2021 года в части удовлетворения требования Ротаря А. В. о списании задолженности по таможенным платежам и пени отменить; производство по делу по данному требованию прекратить. В остальной части решение Ногинского городского суда Московской области от 24 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Курской таможни - без удовлетворения. Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |