Судья: Неграмотнов А.А. Дело № 33а-16518/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе председательствующего Курлаевой И.В., судей Соколовой Н.М., Балабан К.Ю., при помощнике судьи Харламове К.О. рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июля 2020 г. административное дело по апелляционной жалобе межрайонной ИФНС России по г. Ступино Московской области на решение Люберецкого городского суда Московской области от 12 сентября 2019 г. по её административному исковому заявлению о взыскании с <данные изъяты> Олега Владимировича задолженности по земельному налогу и пени, заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., у с т а н о в и л а : межрайонная ИФНС России по г. Ступино Московской области обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с <данные изъяты> О.В. задолженности за 2014 год по земельному налогу в размере <данные изъяты> руб., пени ? <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., за 2016 год ? <данные изъяты> руб. 00 коп.; пени ? <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., всего на общую сумму <данные изъяты> руб. Мотивировала тем, что согласно сведения регистрирующего органа в указанные периоды было зарегистрировано право собственности Братцева О.В. на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Ступинский р-н, рп. <данные изъяты>. Несмотря на направление налогового уведомления, требования и обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа, административный ответчик до настоящего времени не погасил задолженность. Решением Люберецкого городского суда Московской области от 12 сентября 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано. В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговая инспекция пропустила срок обращения в суд с административным иском, так как направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Заявление о взыскании с налогоплательщика задолженности должно быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Ходатайство о восстановлении срока обращения в суд не заявлено. Межрайонная ИФНС России по г. Ступино Московской области с требованием о взыскании с <данные изъяты> О.В. земельного налога за 2014, 2016 годы обратилась к мировому судье судебного участка №112 Люберецкого судебного района Московской области когда сумма превысила <данные изъяты> руб. (в решении суда ошибочно указано <данные изъяты> руб.) и пени в сумме <данные изъяты> руб. Судебный приказ мирового судьи судебного участка № 112 Люберецкого судебного района Московской области 2 октября 2018 г. № 2а-872/18 о взыскании с <данные изъяты> О.В. задолженности по земельному налогу и пени отменен определением мирового судьи от 4 декабря 2018 г. на основании поступивших возражений от административного ответчика. С административным иском налоговая инспекция обратилась 6 июня 2019 г., то есть с пропуском срока, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации. Оснований для восстановления срока суд не усматривает, поскольку государственный орган имел достаточно времени после отмены судебного приказа обратиться в суд с административным иском. Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом. Действительно налоговым законодательством предусмотрено, что налоги уплачиваются не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году. В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. При этом пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым этого пункта (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац третий). Из материалов дела следует, что межрайонная ИФНС России по г. Ступино Московской области направляла налогоплательщику <данные изъяты> О.В. налоговое уведомление № <данные изъяты> от 29 июня 2015 г. об уплате до 1 октября 2015 г. земельного налога, исчисленного на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб., и налоговое уведомление № <данные изъяты> от 21 сентября 2017 г. об уплате до 1 декабря 2017 г. земельного налога на указанную квартиру ? <данные изъяты> руб. (л.д. <данные изъяты>). В связи с неуплатой земельного налога в установленные в налоговых уведомлениях срок направила требования № <данные изъяты> по состоянию на 30 ноября 2015 г. об уплате до 2 февраля 2016 г. недоимки по налогу в размере <данные изъяты> руб. и пени за несвоевременную оплату налога – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., и требование № <данные изъяты> по состоянию на 22 февраля 2018 г. об уплате до 4 апреля 2018 г. недоимки по земельному налогу – <данные изъяты> руб., пени – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (л.д. <данные изъяты> Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим пунктом. По смыслу данной нормы шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций установлен в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Межрайонная ИФНС России по г. Ступино Московской области не нарушила требования налогового законодательства о взыскании с <данные изъяты> О.В. земельного налога за 2014, 2016 г., не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году, так как до выставления 22 февраля 2018 г. требования № 9032 трехлетний срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования № <данные изъяты> от 2 февраля 2016 г. об уплате земельного налога и пени не истек, и сумма задолженности превысила <данные изъяты> рублей. В требовании № 9032 срок оплаты недоимки по земельному налогу и пени указан до 4 апреля 2018 г., следовательно, налоговый орган должен был обратиться с заявлением в порядке приказного производства до 4 октября 2018 г. Как указано выше, судебный приказ мирового судьи судебного участка № 112 Люберецкого судебного района Московской области о взыскании с <данные изъяты> О.В. задолженности по земельному налогу и пени выдан 2 октября 2018 г., то есть в шестимесячный срок после истечения срока исполнения требования об уплате налога и пени. Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. Определение об отмене судебного приказа от 2 октября 2018 г. вынесено мировым судьей 4 декабря 2018 г. на основании поступивших возражений от административного ответчика. Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Пунктом 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Следовательно, срок обращения в суд начал течь с 5 декабря 2018 г. и истекал 5 июня 2018 г. Копия определения от 4 декабря 2018 г. получена административным истцом 24 декабря 2018 г., что подтверждается копией сопроводительного письма мирового судьи судебного участка № 112 Люберецкого судебного района Московской области о направлении указанного определения (л.д. <данные изъяты>). Административный иск направлен в суд 6 июня 2018 г., то есть в установленный законом шестимесячный срок. Суд пришел к ошибочному выводу о пропуске налоговой инспекцией без уважительных причин срока обращения в суд. Учитывая, что налоговая инспекция последовательно направляла налогоплательщику налоговые уведомления и требования, подавала заявление о взыскании с административного ответчика задолженности в порядке приказного производства в предусмотренные законом сроки, что свидетельствует о намерении взыскать образовавшуюся задолженность, и не пропустила срок обращения в суд, то судебная коллегия не может признать обжалуемое решение суда законным и обоснованным. Пунктом 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных данным Кодексом. Уклонение налогоплательщика от исполнения обязанности в добровольном порядке исполнитель требования органа государственной власти, наделенного в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, послужило основанием для обращения в суд с административным иском о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу и пени за просрочку платежа, что соответствует требованиям налогового законодательства. В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45). При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным Кодексом (пункт 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации); В связи с неуплатой земельного налога в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговым органом в соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно начислены пени исходя из размера недоимки по земельному налогу. Неисполнение налогоплательщиком требования об уплате налога, согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций. Согласно части 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения. Такие сведения принимаются налоговым органом в качестве налоговой базы, используемой как один из обязательных элементов налогов, используемых для их исчисления. Расчет земельного налога и пени за 2014, 2016 годы произведен налоговым органом правильно. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П, обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска. Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Люберецкого городского суда Московской области от 12 сентября 2019 г. отменить, принять по административному делу новое решение. Административное исковое заявление межрайонной ИФНС России по г. Ступино Московской области удовлетворить. Взыскать с <данные изъяты>, ИНН 502718959810, в пользу межрайонной ИФНС России по г. Ступино Московской области задолженность по земельному налогу за 2014 и 2016 годы в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей и пени ? <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубль <данные изъяты> копеек, всего <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубль <данные изъяты> копеек. Взыскать с <данные изъяты> в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей. Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |