Судья Уланкова О.А. Дело № 33а-1652/2020
УИД 70RS0006-01-2020-000231-21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе
председательствующего Простомолотова О.В.
судей Кулинченко Ю.В., Бондаревой Н.А.,
при секретаре Шнайдер К.А.,
помощнике судьи И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-173/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и возложении обязанности осуществить регистрацию права
по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 ФИО2 на решение Асиновского городского суда Томской области от 1 апреля 2020 года,
заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области ФИО3, считавшего решение суда законным и обоснованным,
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Асиновского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – Управление Росреестра по Томской области) от 05.12.2019№ КУВД-001/2019-10212158/2 об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости – нежилое помещение (гараж), общей площадью /__/ кв.м, расположенный по адресу: /__/; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления от 20.09.2019 и представленных документов.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Асиновского городского суда Томской области от 28.02.2019, вступившем в законную силу 29.03.2019, установлен факт его добросовестного, открытого и непрерывного владения недвижимым имуществом – нежилым помещением (гаражом), общей площадью /__/ кв.м, расположенным по адресу: /__/. Решение является основанием для государственной регистрации права собственности в ЕГРН. 20.08.2019 он обратился в регистрирующий орган, представив заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, технический план помещения от 04.07.2019, копию решения Асиновского городского суда Томской области от 28.02.2019, а также квитанции об уплате государственной пошлины. 05.09.2019 административным ответчиком выдано уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 05.12.2019 в связи с тем, что технический план по содержанию не соответствует Требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, а именно: в техническом плане в разделе «Характеристики объекта недвижимости» не указан кадастровый номер здания, в пределах которого расположено помещение.
05.12.2019 ему отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на помещение в связи с истечением установленного срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении данного помещения. Считает отказ от 05.12.2019 незаконным, поскольку он противоречит статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 14, 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и нарушает его права и законные интересы. Считает, что предоставление ненадлежащим образом оформленного технического плана не препятствует регистрации права собственности на объект недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда, поскольку государственный регистратор не вправе давать правовую оценку данному судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан судебный акт. Отказывая в регистрации права собственности на основании решения суда, административный ответчик по существу блокирует реализацию судебной защиты лица, права которого были установлены судебным актом, что влечет неопределенность в его имущественных правах, нарушая его законный интерес в легализации права собственности в установленном законом порядке, что является нарушением принципа правовой определенности.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Обжалуемым решением Асиновского городского суда Томской области от 01.04.2020 в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 ФИО2 просит отменить судебный акт, как постановленный с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, настаивая на том, что административным ответчиком и судом первой инстанции не учтено, что в силу положений статей 14 и 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении регистрации правна основании вступивших в законную силу судебных актов, с учетом норм процессуального законодательства, установлено иное регулирование, в силу которого решение суда является достаточным основанием для осуществления государственной регистрации прав. Полагает, что наличие в техническом плане незаполненной графы «Кадастровый номер иного объекта недвижимости, в пределах (в состав) которого расположен объект недвижимости» не может являться в данном случае основанием для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права, так как согласно заключению кадастрового инженера, являющегося неотъемлемой частью технического плана, нежилое помещение (бокс № 3) находится на первом этаже в нежилом одноэтажном здании, не стоящем на кадастровом учете.
Относительно апелляционной жалобы Управлением Росреестра по Томской области поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного решения.
Судебная коллегия на основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО1, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 1 приведенного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 7 статьи 1 названного закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Из обстоятельств дела следует, что решением Асиновского городского суда Томской области от 28.02.2019, вступившим в законную силу 29.03.2019, установлен факт владения ФИО1 недвижимым имуществом – нежилым помещением (гаражом), общей площадью 47,0 кв.м, расположенным по адресу: /__/, как своим собственным в течение срока приобретательной давности. Также указано, что решение является основанием для государственной регистрации права собственности в ЕГРН.
Административный истец обратился 28.08.2019 в Асиновский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Томской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – нежилое помещение (гараж), расположенное по адресу: /__/, с приложением решения Асиновского городского суда Томской области от 28.02.2019, технического плана здания от 04.07.2019, чеков об оплате государственной пошлины.
На момент обращения административного истца с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав сведения о помещении, расположенном по адресу: /__/, в ЕГРН отсутствовали.
Решением регистратора Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области от 05.09.2019 № КУВД-001/2019-10212158/1 приостановлено осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении нежилого помещения (гаража) на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ на срок до 05.12.2019 с указанием на то, что технический план по содержанию не соответствует Требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, а именно: в техническом плане в разделе «Характеристики объекта недвижимости» не указан кадастровый номер здания, в пределах которого расположено помещение – пункт 43 Требований.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственным регистратором 05.12.2019 принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении нежилого помещения, поскольку не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, обоснованно признал их несостоятельными и законно отказал в их удовлетворении, установив, что оспариваемое решение принято государственным регистратором в пределах своих полномочий, не противоречит требованиям действующего законодательства, законные права и интересы административного истца не нарушает. При этом исходил из того, что наличие вступившего в законную силу судебного акта не является безусловным основанием к проведению государственного кадастрового учета и государственной регистрации указанного в нем права на недвижимое имущество, не подменяет технический план объекта недвижимости. Отсутствие в техническом плане сведений о кадастровом номере здания, в пределах которого расположено нежилое помещение (гараж), является препятствием для осуществления кадастрового учета и основанием для приостановления и последующего отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении нежилого помещения (гаража).
Выводы суда подробно мотивированы и изложены в решении суда. Не соглашаться с такими выводами судебная коллегия оснований не усматривает.
Отсутствие в ЕГРН сведений о помещении при проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предполагает осуществление государственного кадастрового учета одновременно с государственной регистрацией прав в соответствии с положениями пункта 1 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 58 вышеприведенного закона).
Статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1). При этом в части 2 указанной статьи приведены основания для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации, к числу которых отнесены вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5), технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7).
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее - кадастр недвижимости) (пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с частью 1 статьи 21 приведенного закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно статье 8 названного федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2).
К основным сведениям, подлежащим внесению в кадастр недвижимости, частью 3 приведенной нормы в числе прочих отнесены: вид объекта недвижимости (пункт 1), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения (пункт 2), описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3), кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната) (пункт 8).
Указанные сведения, как следует из статьи 24 названного закона, содержатся в техническом плане. Последний состоит из графической и текстовой частей и представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В графической части технического плана помещения отображается план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения (часть 4 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
При этом подпунктом 37 пункта 3.5 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, предусмотрено, что при описании местоположения помещения указывается описание местоположения помещения в пределах этажа (этажей) или в пределах здания или сооружения, или в пределах соответствующей части здания или сооружения в объеме сведений, предусмотренных техническим планом помещения, техническим планом здания, сооружения.
В текстовой части технического плана, как следует из части 10 статьи 24 названного федерального закона, указываются, в том числе сведения о площади помещения, его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения. Более подробный перечень из 17 пунктов основных сведений в отношении помещения, подлежащих внесению в ЕГРН, содержится в подпункте 35 пункта 3.5 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, куда входит кадастровый номер здания, сооружения, в котором расположено помещение.
Согласно абзацу 2 пункта 10 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости запись о помещении или машино-месте вносится в кадастр недвижимости при наличии записи о здании, сооружении, в котором такое помещение или машино-место расположено.
Таким образом, для осуществления кадастрового учета помещения государственному регистратору необходимо внести в ЕГРН основные и дополнительные сведения о таком объекте недвижимости, которые в упорядоченном виде представляются в орган регистрации прав в виде технического плана.
В силу пункта 13 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, части здания или сооружения, а также требования к определению площади сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 утверждены Требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений (приложение № 2).
Пунктом 43 указанных Требования к подготовке технического плана предусмотрено, что в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включаются сведения о соответствующих объектах недвижимости, в том числе кадастровый номер иного объекта недвижимости, в пределах которого расположено здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства. В графе «3» строки «6» раздела «Характеристики объекта недвижимости» указывается кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната (в квартире), если объектом недвижимости является комната (в квартире), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса. В отношении помещения, машино-места заполнению подлежат также строки «Номер, тип этажа (этажей), на котором (которых) расположено помещение», «Номер, тип этажа (этажей), на котором (которых) расположено машино-место», «обозначение (номер) помещения, машино-места на поэтажном плане» (подпункт 6).
Вместе с тем как следует из представленного административным истцом в регистрирующий орган технического плана, графа «Кадастровый номер иного объекта недвижимости, в пределах (в состав) которого расположен объект недвижимости», является незаполненной, в заключении кадастрового инженера указано, что нежилое помещение (бокс № 3) находится на первом этаже в нежилом одноэтажном здании, не состоящем на кадастровом учете.
Отсутствие названных сведений в техническом плане указывает на то, что его содержание не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а именно Требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953.
Представление в регистрирующий орган технического плана помещения, в котором отсутствуют сведения о кадастровом номере здания, в пределах которого расположено данное нежилое помещение (гараж), свидетельствует о наличии у регистрирующего органа правовых препятствий для осуществления кадастрового учета такого объекта и государственной регистрации прав на него.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда является достаточным основанием для осуществления государственной регистрации прав, правильности выводов суда первой инстанции не опровергает.
Действительно, решение суда является одним из оснований для осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, однако в соответствии с пунктами 2, 3 части 4 стать 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Решение суда не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приложением № 1 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
Следовательно, государственный регистратор обоснованно приостановил осуществление государственного кадастрового учета и регистрации права на нежилое помещение (гараж) на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, в связи с тем, что заявителем представлен технический план, не соответствующий требованиям законодательства, а затем и отказал в их проведении, поскольку не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном истолковании норм материального права, поэтому служить поводом для отмены решения суда не могут.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному рассмотрению дела, а также влекущих безусловную отмену решения суда в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Асиновского городского суда Томской области от 1 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 ФИО2 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) через Асиновский городской суд Томской области по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи