ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1654/20 от 05.02.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Галаганова О.В. дело № 33а-1654/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 февраля 2020 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ушникова М.П.,

судей Сачкова А.Н., Нестеровой Е.А.,

при секретаре Тхаговой И.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области к администрации Красносулинского района Ростовской области о признании незаконным бездействия по рекультивации свалки отходов, по апелляционной жалобе администрации Красносулинского района Ростовской области на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 15 октября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Ушникова М.П., судебная коллегия по административным делам,

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области обратилось в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просило признать незаконным бездействие администрации Красносулинского района Ростовской области по рекультивации свалки отходов, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН обязать административного ответчика провести в полном объеме мероприятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами при закрытии свалки, расположенной на указанном земельном участке, в течение 2 лет со дня вступления решения в законную силу; обязать административного ответчика довести данное решение до сведения неопределенного круга лиц путем опубликования в местной газете Красносулинского района в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в городах Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах установлено, что свалка бытовых отходов площадью около 50000 кв.м. расположена на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с разрешенным использованием «для размещения полигона бытовых отходов с мусоросортировочным комплексом» по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Земельный участок под размещение свалки выделен решением исполнительного Комитета Красносулинского городского Совета депутатов трудящихся Ростовской области № 248 от 12 мая 1971 года «О переносе городской свалки».

Сведения о собственнике земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года отсутствуют, согласно информации администрации Красносулинского района земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН вид разрешенного использования: для размещения полигона бытовых отходов с мусоросортировочным комплексом – изъят. В настоящее время администрацией Красносулинского городского поселения объявлена процедура внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования, в которых будут учтены фактические размеры полигона бытовых отходов и изменена функциональная зона категории земель на категорию «земли промышленности».

Объект размещения отходов (свалка) закрыт для размещения отходов на основании Постановления администрации Красносулинского района №495 от 30 июня 2017 года. При закрытии объекта размещения отходов не проведены в полном объеме мероприятия в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологическими правил и нормативов, несоблюдение которых привело к нарушению права каждого гражданина (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированную ст. 42 Конституции РФ.

Вследствие размещения отходов на свалке, находящейся в опасной близости к населенному пункту, с грубым нарушением законодательства об отходах и санитарно-эпидемиологических требований, проведение не в полном объеме мероприятий, предусмотренных санитарными правилами при закрытии свалки, периодически происходят возгорания отходов, приводящие к выбросу вредных веществ в атмосферный воздух.

29 августа 2019 года из администрации Красносулинского городского поселения поступила информация о возгорании законсервированной площадки ТБО на указанном земельном участке.

С целью оценки влияния на условия проживания граждан дано поручение №552 от 29 августа 2019 года филиалу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г. Каменске-Шахтинском о проведении отбора проб атмосферного воздуха и проведения лабораторных испытаний в жилой зоне, наиболее близко расположенной к очагу возгорания, на следующие показатели: сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлометан, четыреххлористый углерод, хлорбензол, серы диоксид, формальдегид, взвешенные вещества.

По результатам проведенных исследований, эксперт пришел к выводу о том, что в исследуемых пробах атмосферного воздуха установлено превышение норм следующих показателей: содержание оксида углерода в 1,8 раза, диоксида азота – 1,6, взвешенных веществ – в 1,3 раза.

Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 15 октября 2019 года заявленные требования удовлетворены частично.

Суд признал незаконным бездействие администрации Красносулинского района Ростовской области по рекультивации свалки отходов, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН за исключением разработки проекта рекультивации указанного земельного участка.

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, суд обязал администрацию Красносулинского района Ростовской области провести в полном объеме мероприятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами при закрытии свалки, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения в законную силу.

Суд также обязал администрацию Красносулинского района Ростовской области довести данное решение до сведения неопределенного круга лиц путем опубликования в газете «Красносулинский вестник» в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В остальной части иска отказано.

Кроме того, суд обязал администрацию Красносулинского района Ростовской области сообщить об исполнении решения в суд и Управлению Роспотребнадзора по Ростовской области в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.

В апелляционной жалобе представитель администрации Красносулинского района Ростовской области просит отменить решение суда от 15 октября 2019 года, вынести новое решение.

В обоснование жалобы заявителем указано на то, что во исполнение решения Красносулинского районного суда Ростовской области от 22 октября 2018 года, в целях разработки проекта рекультивации, администрацией Красносулинского района подготовлены следующие документы: техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Рекультивация свалки, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН»; техническое задание на выполнение инженерных изысканий для разработки проектно-сметной документации по объекту «Рекультивация свалки, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН»; программа инженерных изысканий по объекту: «Рекультивация свалки, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

Также администрацией Красносулинского района получено положительное заключение №15-28/2019 ГБУ РО «Ростовоблзаказчик» достоверности стоимости проектных работ, которая в ценах II квартала 2019 года составляет 18698,4 тыс. рублей, в ценах 2020 - 19446,3 тыс. рублей на указанный объект. Посредством электронного документооборота в адрес Губернатора Ростовской области направлено письмо с просьбой рассмотреть возможность выделения денежных средств областного бюджета на разработку проектных и изыскательских работ по данному объекту. Средства местного бюджета на софинансирование расходных обязательств предусмотрены в полном объеме на 2020 год в сумме 184,9 тыс. рублей, на 2021 год в сумме 1098,6 тыс. рублей.

Заявителем указано, что при удовлетворении требований административного истца в части возложения на администрацию Красносулинского района обязанности по проведению в полном объеме мероприятий в соответствии с санитарными нормами и правилами при закрытии свалки, судом не учтено что, данные мероприятия, в частности отсыпка полигона, является начальным этапом рекультивации.

Абзацем 7 раздела 10 «Общие требования» технического задания на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту, предусмотрено: раздел «Технологические решения» выполнить в соответствии с действующими технологическими, строительными и другими нормами проектирования с учетом специфики объекта: предусмотреть мероприятия по укреплению откосов объекта (уточнить проектом); предусмотреть сооружение защитного экрана на поверхности объекта.

Таким образом, выполнение мероприятий по отсыпке полигона предусмотрено техническим заданием на выполнение проектно-изыскательских работ, разработанного в рамках исполнения судебного акта от 22 октября 2018 года.

По мнению заявителя, исполнение решения Красносулинского районного суда от 15 октября 2019 года по настоящему делу, путем выполнения мероприятий по отсыпке свалки в настоящее время без разработки технической документации и соответствующего проекта невозможно.

В возражениях на апелляционную жалобу, ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городах Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Красносулинского района по доверенности Черышева Е.Д. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила судебную коллегию решение суда отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городах Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах по доверенности Гуркин Ю.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против отмены постановленного решения, считая его законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся участников административного судопроизводства, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда первой инстанции.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района отнесены участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Согласно информациям, представленных Администрациями Красносулинского района и Красносулинского городского поселения, полномочия в установленном порядке не передавались.

Полномочия администрации Красносулинского района закреплены в уставе, решением собрания депутатов Красносулинского района №375 от 25 февраля 2019 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Красносулинский район», в том числе, принятие участия в организации деятельности по накоплению (раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Красносулинского района.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В силу пункта 6 статьи 13 Земельного кодекса РФ порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, которыми устанавливаются порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

Согласно пункту 3 Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с пунктом 6 Правил, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель (п. 28 Правил рекультивации).

По делу установлено, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в городах Каменске-Шахтинском, Донецке, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах установлено, что свалка бытовых отходов, площадью около 50000 кв.м расположена на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с разрешенным использованием «для размещения полигона бытовых отходов с мусоросортировочным комплексом» и имеющая адрес: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Земельный участок под размещение свалки выделен решением исполнительного Комитета Красносулинского городского Совета депутатов трудящихся Ростовской области № 248 от 12 мая 1971 года «О переносе городской свалки».

Сведения о собственнике земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года отсутствуют. Согласно информации Администрации Красносулинского района земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН вид разрешенного использования: для размещения полигона бытовых отходов с мусоросортировочным комплексом – изъят. В настоящее время Администрацией Красносулинского городского поселения объявлена процедура внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования, в которых будут учтены фактические размеры полигона бытовых отходов и изменена функциональная зона категории земель на категорию «земли промышленности». Объект не зарегистрирован в реестре муниципальной собственности Красносулинского городского поселения.

29 августа 2019 года из администрации Красносулинского городского поселения Красносулинского района Ростовской области поступила информация о возгорании законсервированной площадки ТБО, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 1500 кв.м.

С целью оценки влияния на условия проживания граждан истцом дано поручение №552 от 29 августа 2019 года филиалу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в г. Каменске-Шахтинском о проведении отбора проб атмосферного воздуха и проведения лабораторных испытаний в жилой зоне, наиболее близко расположенной к очагу возгорания, на следующие показатели: сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлометан, четыреххлористый углерод, хлорбензол, серы диоксид, формальдегид, взвешенные вещества.

29 августа 2019 года в 14-00 час. произведен отбор проб по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Согласно протоколу лабораторных испытаний № 02/3191-Б от 30 августа 2019 года, экспертному заключению по результатам лабораторных измерений № 23-01.1-10/1480 от 30 августа 2019 года, в пробе атмосферного воздуха содержание оксида углерода составляло 9,0±1,5 мг/куб.м, при нормируемом значении не более 5,0мг/куб.м, превышение в 1,8 раза, содержание диоксида азота составляло 0,310±0,077 мг/куб.м, при нормируемом значении не более 0,2мг/куб.м, превышение в 1,6 раза, содержание взвешенных веществ составляет 0,65±0,16 мг/куб.м, при нормируемом значении не более 0,5мг/куб.м, превышение в 1,3 раза

29 августа 2019 года в 15-00 час. произведен отбор проб по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Согласно протоколу лабораторных испытаний № 02/3191-Б от 30 августа 2019 года, экспертного заключения по результатам лабораторных измерений № 23-01.1-10/1480 от 30 августа 2019 года в пробе атмосферного воздуха содержание диоксида азота составляло 0,283±0,071 мг/куб.м, при нормируемом значении не более 0,2мг/куб.м, превышение в 1,4 раза.

30 августа 2019 года в 18-00 час. отобраны пробы атмосферного воздуха на территории жилой застройки. Согласно протоколу лабораторных испытаний № 02/3197-Б от 2 сентября 2019 года, экспертному заключению по результатам лабораторных измерений № 23-01.1-10/1487 от 2 сентября 2019 года в пробе атмосферного воздуха отобранной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН содержание взвешенных веществ составляет 0,63±0,16 мг/куб.м, при нормируемом значении не более 0,5мг/куб.м, превышение в 1,3 раза, в пробе атмосферного воздуха, отобранной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, содержание взвешенных веществ составляет 0,58±0,14 мг/куб.м, при нормируемом значении не более 0,5мг/куб.м, превышение в 1,2 раза, что не соответствует ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений, п. 2.2. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, административный истец указал, что непроведение в установленном порядке рекультивации земель, занятых свалкой, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права и дав надлежащую правовую оценку исследованным доказательствам, пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия администрации Красносулинского района Ростовской области по рекультивации свалки отходов.

Материалами дела подтверждается, что объект размещения отходов (свалка) закрыт для размещения отходов на основании Постановления Администрации Красносулинского района №495 от 30 июня 2017 года. При закрытии объекта размещения отходов не проведены в полном объеме мероприятия в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологическими правил и нормативов, не соблюдение которых привело к нарушению гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права каждого гражданина страны (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что размещение отходов на свалке, находящейся в опасной близости от населенного пункта, медицинского учреждения МБУЗ «Районная больница» АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с грубым нарушением законодательства об отходах и санитарно-эпидемиологических требований, проведение не в полном объеме мероприятий, предусмотренных санитарными правилами при закрытии свалки, приводит к периодическому возгоранию отходов, в результате чего происходит выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

При рассмотрении дела установлено, что размещение отходов осуществлялось на санкционированной муниципальной районной свалке, следовательно, в силу изложенных правовых норм организовать рекультивацию земельного участка после прекращения складирования отходов производства также обязан собственник в лице соответствующего органа местного самоуправления.

Поскольку соответствующие меры с 2017 года ответной стороной не осуществлены, суд обоснованно пришел к выводу о наличии бездействия администрации Красносулинского района Ростовской области по надлежащему выполнению возложенных законом обязанностей, приводящего к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки и негативно влияющего на состояние окружающей среды.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выполнение мероприятий по отсыпке полигона предусмотрено техническим заданием на выполнение проектно-изыскательских работ, разработанного в рамках исполнения судебного акта от 22 октября 2018 года, подлежат отклонению, поскольку судом первой инстанции достоверно установлено бездействие ответной стороны с 2017 года, в то время как соответствующие мероприятия по разработке технической документации стали осуществляться только после вынесения судебного акта.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, повторяют позицию административного ответчика, выраженную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, следовательно, не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,

определила:

решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 15 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красносулинского района Ростовской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: