Судья: Васильков С.А. Дело №33а-879/2017
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 25 января 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей: Бушминой А.Е. и Есыревой Е.В.
при секретаре судебного заседания – Макарычевой К.В.
с участием: представителей администрации Богородского муниципального района Нижегородской области – ФИО8 и ФИО7, прокурора Усова М.С.
по докладу судьи Самарцевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства
административное дело по апелляционной жалобе администрации Богородского муниципального района Нижегородской области на решение Богородского городского суда Нижегородской области от 29 сентября 2016 года по административному делу по административному иску Богородского городского прокурора к Администрации Богородского муниципального района о признании недействующим абз.3 п.3.5.8.1 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, присмотр и уход за детьми", утвержденного Постановлением администрации Богородского района Нижегородской области от 19.11.2015г. №,
УСТАНОВИЛА:
Богородский городской прокурор обратился в Богородский городской суд Нижегородской области с административным иском, требуя признать недействующим абз.3 п.3.5.8.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, присмотр и уход за детьми", утвержденного Постановлением администрации Богородского района Нижегородской области от 19.11.2015 N 2111 (далее – Регламент).
В обоснование иска прокурор указал, что оспариваемой нормой административному ответчику предоставлено право аннулирования выданного им ранее направления в детское дошкольное учреждение по причине неявки лица, которому выдано направление, в течение месяца в дошкольное учреждение. Прокурор указал, что такой порядок аннулирования направлений в дошкольное учреждение противоречит действующему законодательству, поскольку возможность аннулирования ранее выданного направления не предусмотрена.
Решением Богородского городского суда Нижегородской области от 29 сентября 2016 года постановлено:
административный иск Богородского городского прокурора удовлетворить полностью.
Признать пункт 3.5.8.1 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, присмотр и уход за детьми", утвержденного Постановлением администрации Богородского района Нижегородской области от 19.11.2015 №2111, не соответствующим действующему законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.
Признать сложившуюся практику применения административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, присмотр и уход за детьми", утвержденного Постановлением администрации Богородского района Нижегородской области от 19.11.2015 №2111, согласно которой выдача органом местного самоуправления направлений свыше количества свободных мест, имеющихся в образовательном учреждении, не осуществляется, не соответствующей истолкованию данного нормативного правового акта, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в «Богородской газете» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Богородского муниципального района Нижегородской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как необоснованного и незаконного.
Представители администрации Богородского муниципального района Нижегородской области – ФИО8 и ФИО7 в судебном заседании, просили отменить решение Богородского городского суда Нижегородской области от 29 сентября 2016 года по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
Другие лица, участвующие в рассмотрении дела в судебное заседание коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Прокурор Усов М.С. просил судебную коллегию изменить решение суда первой инстанции, исключив из резолютивной части решения полностью третий абзац и указав дату, с которой не действует оспариваемый пункт Регламента - дату его принятия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации Богородского муниципального района Нижегородской области, заслушав явившихся по делу лиц и прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Статьей 43 Конституции РФ в России гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно ст.67 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования установлен Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 (далее – Порядок).
Согласно п.8 указанного Порядка документы о приеме подаются в образовательную организацию, в которую получено направление в рамках реализации государственной и муниципальной услуги, предоставляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады).
Из материалов настоящего дела установлено, что Постановлением администрации Богородского района Нижегородской области от 19.11.2015г. №2111 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, присмотр и уход за детьми".
Согласно абз.3 п.3.5.8.1 Регламента в случае неприбытия ребенка в МБОО в срок более чем один месяц без уважительных причин направление аннулируется. Повторное направление в МБОО выдается на общих основаниях.
Удовлетворяя заявленные прокурором Богородского района требования, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу о том, что абз.3 п.3.5.8.1 постановления Администрации Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 ноября 2015 года №2111 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, присмотр и уход за детьми» не соответствует действующему законодательству, поскольку фактически расширяет перечень оснований для отказа в предоставлении мест в муниципальных бюджетных образовательных организациях Богородского района Нижегородской области, чем нарушает предоставленные законом права неопределенного круга лиц на получение дошкольного образования.
Судебная коллегия находит вывод судьи Богородского городского суда обоснованным в силу следующего.
Согласно ч.1 ст.55 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ № 273) прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года №293 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок).
В пункте 4 данного Порядка закреплено, что правила приема в образовательные организации должны обеспечивать прием в образовательную организацию всех граждан, имеющих право на получение дошкольного образования.
В соответствии с п.5 Порядка, а также ч.4 ст.67 ФЗ №273 в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию, осуществляющую обучение по образовательным программам дошкольного образования, может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Действующим федеральным законодательством не предусмотрены основания для аннулирования направлений в образовательные организации, осуществляющие обучение по образовательным программам дошкольного образования.
Таким образом, закрепляя в Административном регламенте основание для аннулирования направления в образовательные организации, осуществляющие обучение по образовательным программам дошкольного образования, нарушается принцип равенства условий приема для всех поступающих. Одновременно администрация Богородского муниципального района Нижегородской области фактически расширяет свои должностные полномочия без законных оснований и уполномочивает себя на принятие решений об аннулировании вышеназванных направлений и фактическом отказе в предоставлении мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях тем или иным лицам.
Таким образом, административный ответчик вышел за пределы, предоставленных ему полномочий, корректируя федеральное законодательство применительно к обстоятельствам, сложившимся в конкретном муниципальном образовании.
Довод апелляционной жалобы относительно срока исковой давности является неубедительным и необоснованным.
Согласно ч.6 ст.208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемый Регламент своего действия не прекратил, поэтому при обращении в суд требования о признании частично недействующим нормативного правового акта прокурор не пропустил срок, установленный законом для его обжалования.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Однако, несмотря на правильность выводов суда первой инстанции относительно признания пункта 3.5.8.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, присмотр и уход за детьми", утвержденного Постановлением администрации Богородского района Нижегородской области от 19.11.2015 №2111, недействующим, суд первой инстанции изложил в резолютивной части решения суждения о незаконности практики применения всего Регламента, согласно которой выдача органом местного самоуправления направлений свыше количества свободных мест, имеющихся в образовательном учреждении, не осуществляется, не соответствующей истолкованию данного нормативного правового акта, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов. Это суждение суда первой инстанции выходит за пределы исковых требований, в которых ставился вопрос только о незаконности пункта 3.5.8.1 Регламента. Поэтому судебная коллегия считает необходимым исключить эти суждения из резолютивной части решения суда первой инстанции.
В тоже время, для восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, судебная коллегия полагает необходимым признать пункта 3.5.8.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, присмотр и уход за детьми", утвержденного Постановлением администрации Богородского района Нижегородской области от 19.11.2015 №2111, недействующим со дня его принятия, то есть с 19.11.2015 года.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации, судом не допущено, однако судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции, изложив резолютивную часть решения Богородского городского суда Нижегородской области от 29 сентября 2016 года в иной редакции.
Руководствуясь ст. ст.309 - 311 Кодекса Административного Судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Богородского городского суда Нижегородской области от 29 сентября 2016 года по настоящему делу - изменить, изложив резолютивную часть решения следующим образом:
«Административный иск Богородского городского прокурора удовлетворить полностью.
Признать пункт 3.5.8.1 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, присмотр и уход за детьми", утвержденного Постановлением администрации Богородского района Нижегородской области от 19.11.2015 №2111, не соответствующим действующему законодательству и недействующим с даты его принятия – с 19.11.2015 года.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в «Богородской газете» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу».
В остальной части решение Богородского городского суда Нижегородской области от 29 сентября 2016 года по настоящему делу – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Богородского муниципального района Нижегородской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: