ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1668/2018 от 10.05.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-1668/2018

судья Филиппова И.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.

и судей краевого суда Смолякова П.Н., Бурака М.Н.,

при секретаре Шестаковой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 мая 2018 года административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об оспаривании действий (бездействий), понуждении к действиям,

по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора Арутюнова А.В.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 27 декабря 2017 года, которым в удовлетворении требований первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц отказано.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Цыдендамбаевой О.Ч., судебная коллегия

установила:

первый заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Прокуратурой края проведена проверка соблюдения законодательства об образовании при подготовке школ к новому 2017-2018 учебному году, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения в части бесплатного обеспечения учебниками и учебными пособиями. Ранее для устранения выявленных нарушений прокуратурой края в 2015 году выносилось представление Министру образования, науки и молодежной политики края, в 2016 году направлена информация Губернатору края. Однако в текущем году выявлены продолжающиеся нарушения прав обучающихся. Причинами данных нарушений является недостаточность выделяемых субвенций местным бюджетам из-за установленного норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в размере 3 процентов от нормативов финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций, а также недоведение этого же норматива до установленного законом края при утверждении бюджетных ассигнований в 2016 году.

Руководители образовательных организаций, проверенных прокурорами Ингодинского района г.Читы, Читинского, Акшинского, Чернышевского, Хилокского, Шилкинского и иных районов края, указывают на направление заявок на финансирование учебных средств, исходя из потребности, однако заявки удовлетворяются в пределах выделенных средств в соответствии с установленными нормативами. При этом основная часть выделенных денежных средств направляется на приобретение учебников. Для школ Ингодинского района г.Читы на учебный 2017-2018 год требовалось приобретение 16 681 учебников, однако количество приобретенных учебников на выделенные 5 441,1 тыс. рублей не обеспечило потребность всех учащихся в учебниках.

Помимо этого, прокурорами Агинского, Акшинского, Шилкинского, Каларского, Оловяннинского, Читинского, Краснокаменского районов установлено, что в школах, где рабочие тетради включены в качестве учебно-методического комплекта к программам образовательных организаций, в нарушение требований статьи 35 Закона об образовании учащиеся не обеспечиваются ими бесплатно, из-за недостаточности выделяемых средств образовательные организации закупают учебники по основным предметам. Для устранения выявленных нарушений в 2017 году межрайонными прокурорами внесено 13 представлений.

Результаты проведенных проверок свидетельствует о бездействии Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, поскольку не исполняется действующее законодательство, гарантирующее право обучающихся на бесплатное обеспечение учебниками и учебными пособиями по основным образовательным программам в пределах федеральных государственных стандартов. Министерством не проводится анализ поступивших жалоб и обращений граждан по вопросам обеспечения учебниками и рабочими тетрадями; не принимается мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина с учетом предоставленных полномочий по организации обеспечения учебниками; осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории края, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с нарушением прав учащихся на бесплатное обеспечение, организовано Министерством ненадлежаще.

Кроме этого, Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края при подготовке нормативного акта об установлении норматива финансового обеспечения на учебные расходы, анализ потребности в учебниках в муниципальных и государственных образовательных организациях, исследование применительно к Забайкальскому краю с учетом рыночных цен на учебники, учебные пособия и средства обучения с целью установления достаточности выделяемых местным бюджетам денежных средств не проводились. В результате этого, установленный Постановлением Правительства края от 2 марта 2017 года № 81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» норматив финансового обеспечения расходов на «учебные цели» не соответствует рыночным ценам, современным требованиям, предъявляемым к образовательным организациям законодательством об образовании, и не обеспечивает 100% удовлетворение потребностей образовательных организаций края в учебниках и учебных пособиях.

При таких обстоятельствах, Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не исполнена установленная действующим законодательством обязанность по обеспечению муниципальных и государственных общеобразовательных организаций края учебниками и учебной литературой по всем учебным предметам основной образовательной программы, что нарушает права учащихся на общедоступное и бесплатное образование, несовместимо с задачами общеобразовательных программ. Общеобразовательные организации по причине недостаточности средств также не исполняют свои обязанности по обеспечению бесплатными учебниками и учебными пособиями учащихся. Министерством финансов Забайкальского края финансирование расходов на предоставление субвенции на общее образование осуществляется на основании сводных заявок главного распорядителя бюджетных средств - Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, административный истец просил суд признать незаконным бездействие Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, выразившееся в ненадлежащей организации работы по обеспечению муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Забайкальского края учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных программ, а также средств обучения, игр, игрушек. Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики края в срок до 01 марта 2018 принять меры по организации обеспечения в полном объеме муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Забайкальского края учебниками и учебными пособиями, а также средствами обучения, играми, игрушками в текущем учебном году, в том числе: организовать и проконтролировать проведение всеми образовательными организациями края инвентаризации библиотечных фондов учебников и выявления их дефицита; разработать организационно-методические документы об организации работы с библиотечным фондом учебной литературы в общеобразовательных организациях; подготовить обоснование (расчеты) норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в расчете на одного обучающегося по муниципальным образованиям с учетом действующих рыночных цен и реальной потребности образовательных организаций и направить в Правительство Забайкальского края. Признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края по ненадлежащему обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек. Правительству Забайкальского края в срок до 01 апреля 2018 года определить норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в объеме, необходимом для 100% удовлетворения потребностей образовательных организаций края для обеспечения всех учащихся бесплатными учебниками и учебными пособиями. Признать незаконным бездействие Министерства финансов Забайкальского края, выразившееся в недоведении норматива расходов на предоставление субвенции на общее образование в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек до установленного законом края при утверждении бюджетных ассигнований в 2016 году. Обязать Министерство финансов Забайкальского края осуществить, за счет средств выделяемых в качестве субвенций, согласно представленной заявке, финансирование Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в объеме, необходимом для 100% удовлетворения потребностей образовательных организаций края (л.д. 3-13 т.1, л.д. 29-30 т.3).

Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 54-61 т.3).

Определением от 22 марта 2018 года устранена описка, допущенная в решении суда (л.д. 101 т.3).

В апелляционном представлении прокурор Арутюнов А.В. просит решение в части отказа в удовлетворении требований первого заместителя прокурора края к Правительству Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению обязанностей по обеспечению гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях края в части обеспечения учебниками, учебными пособиями, а также средствами обучения, играми, игрушками отменить, принять в указанной части новое решение об удовлетворении требований, указывая, что требования прокурора не были направлены на оспаривание установленного постановлением Правительства края от 2 марта 2017 года № 81 норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обеспечения, игр, игрушек, оспаривались бездействия Правительства Забайкальского края и Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в обеспечении государственных гарантий конституционных прав граждан на бесплатное получение основного общего образования. Однако судом первой инстанции данные бездействия не были усмотрены.

Административный истец полагает, что выводы суда, изложенные им в обоснование принятого решения, не соответствуют материалам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлекшие принятие неправильного решения. Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии причинно-следственной связи между выявленными нарушениями прав граждан на бесплатное обеспечение учебниками, учебными пособиями и иными необходимыми материалами и какими-либо действиями (бездействием) Правительства Забайкальского края и Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, поскольку согласно действующему законодательству Правительство Забайкальского края является коллегиальным органом и возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава Забайкальского края, законов Забайкальского края и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Забайкальского края, осуществляет систематический контроль за их исполнением, принимает меры по устранению нарушений законодательства. Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края исполняет государственную политику края в сфере образования, в том числе путем осуществления контрольных и надзорных функции в пределах установленных полномочий, а также осуществляет управленческие функции в сфере образования. Таким образом, Правительство Забайкальского края и Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края выступают гарантами реализации конституционных норм о бесплатности и общедоступности образования.

Указывает, что прокурором были представлены многочисленные доказательства, подтверждающие доводы иска о том, что указанный норматив учебных расходов, установленный Правительством Забайкальского края, и организационно-управленческие действия ответчиков не обеспечивают реализацию конституционных гарантий в сфере образования, однако в оспариваемом решении судом не дана надлежащая оценка указанным юридически значимым обстоятельствам.

Выражает свое несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности по организации инвентаризации библиотечных фондов и разработку организационных документов по организации работы с библиотечным фондом учебной литературы, поскольку план мероприятий, направленных на эффективное комплектование и использование фондов учебников и учебных пособий в общеобразовательных организациях края, утвержден Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края только после внесения прокуратурой края мер прокурорского реагирования, при этом исполнение плана предусмотрено на длительное время, в том числе и на 2018 год, и не означает, что предусмотренные им мероприятия уже фактически исполнены ответчиком, следовательно, на момент принятия оспариваемого решения имелись все основания для возложения на ответчика исполнения указанных обязанностей (л.д. 65-72 т.3).

В письменных возражениях представитель административного ответчика Правительства Забайкальского края Кулябин А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения, указывая, что требования административного истца сводятся к оспариванию положений постановления Правительства Забайкальского края от 2 марта 2017 года № 81, которое является действующим нормативным актом Забайкальского края и применяется с 1 января 2017 года. Данным постановлением урегулированы вопросы обеспечения государственных гарантий, в том числе определены нормативы финансового обеспечения, утверждена методика расчета норматива финансового обеспечения, утвержден порядок расходования и методика расчета размера субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий. Указывает, что норматив на учебные расходы был определен Правительством Забайкальского края в рамках своих полномочий в размере трех процентов от нормативов финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций, расчет достаточности норматива представлен в материалах дела и был рассмотрен судом первой инстанции. Полагает, что требования к Правительству Забайкальского края об определении в срок до 1 апреля 2018 года норматива на учебные расходы до соответствующего объема могут быть заявлены только в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта (л.д. 80-83 т.3).

В письменных возражениях представитель административного ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Короткова Н.И. просит решение Центрального районного суда г. Читы от 27 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения (л.д. 84-88 т.3).

В суде апелляционной инстанции прокурор Арутюнов А.В. доводы апелляционного представления поддержал.

Представители административных ответчиков Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Короткова Н.И., Правительства Забайкальского края Кулябин А.Н., Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. решение суда первой инстанции просили оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, заслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу решения.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой Забайкальского края проверки соблюдения законодательства об образовании при подготовке школ к новому 2017-2018 учебному году выявлены нарушения права на образование в части бесплатного обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями, которые выявлялись и ранее в 2015 году: в ряде районов Забайкальского края школы не укомплектованы в полном объеме учебниками и учебными пособиями, имеется потребность в приобретении учебной мебели и компьютерной техники, на выделенные денежные средства приобретается только часть необходимых учебников.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования прокурора в части возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики края обязанности подготовить обоснование (расчеты) норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в расчете на одного обучающегося по муниципальным образованиям с учетом действующих рыночных цен и реальной потребности образовательных организаций и направить в Правительство Забайкальского края, на Правительство Забайкальского края обязанности определить норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в объеме, необходимом для 100% удовлетворения потребностей образовательных организаций края для обеспечения всех учащихся бесплатными учебниками и учебными пособиями и на Министерство финансов Забайкальского края обязанности осуществить за счет средств, выделяемых в качестве субвенций, согласно представленной заявке, финансирование Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в объеме, необходимом для 100% удовлетворения потребностей образовательных организаций края, фактически сводятся к оспариванию установленного постановлением Правительства Забайкальского края норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.

Факта бездействия Правительства Забайкальского края по ненадлежащему обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек судом первой инстанции не усмотрено со ссылкой на принятие, в том числе указанного нормативного правового акта, постановления от 24 апреля 2014 года № 225 «Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы». Также районный суд пришел к выводу об отсутствии основания для признания незаконным бездействия Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в указанной части, поскольку субвенций, выделяемые из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, перечисляются Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов на основании заявок на финансирование субвенций и в соответствии с установленными нормативами.

При этом судом первой инстанции не усмотрено оснований для возложения в судебном порядке на Министерство образования, науки и молодежной политики края обязанности организовать и проконтролировать проведение всеми образовательными организациями края инвентаризации библиотечных фондов учебников и выявления их дефицита, разработать организационно-методические документы об организации работы с библиотечным фондом учебной литературы в общеобразовательных организациях ввиду того, что на момент рассмотрения дела указанные требования административным ответчиком исполняются, незаконного бездействия не установлено.

По требованиям прокурора о признании незаконным бездействия Министерства финансов Забайкальского края в виде недоведения норматива расходов на предоставление субвенции на общее образование в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек до установленного законом края при утверждении бюджетных ассигнований в 2016 году отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд без уважительной причины.

Данные выводы суда коллегия находит правильными. Суд верно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных полномочий Правительством Забайкальского края принято постановление от 2 марта 2017 года № 81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

Данным постановлением определены нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося; утвержден методика расчета норматива финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося; утверждена методика расчета размера субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях; утвержден порядок расходования субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Представленными в материалы дела доказательствами, оцененными по правилам статьи 84 КАС РФ, подтверждены доводы представителей административных ответчиков о том, что финансирование муниципальных образований в части финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования осуществляется в соответствии с утвержденным Законом Забайкальского края бюджетом на соответствующий финансовый год, предусматривающим субвенции на финансовое обеспечение расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в размере 3 процентов от нормативов финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций.

Вместе с тем доводы прокурора указывают на недостаточность финансирования образовательных организаций в указанном размере, не обеспечивающем 100 % удовлетворения потребностей образовательных организаций края для обеспечения всех учащихся бесплатными учебниками и учебными пособиями, то есть, как верно указал суд первой инстанции, административные исковые требования фактически сводятся к оспариванию нормативного правового акта, установившего норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, и разрешение которых неподсудно районному суду.

Доводы апелляционного представления свидетельствуют о несогласии прокурора с таким выводом районного суда и фактически сводятся к изложению обстоятельств, указанных в административном исковом заявлении, в связи с чем подлежат отклонению. Оснований к переоценке исследованных судом доказательств у судебной коллегии не имеется.

Названное постановление Правительства Забайкальского края от 2 марта 2017 года № 81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» является действующим, в установленном законом порядке не оспоренным. Каких-либо правовых оснований для неприменения данного нормативного правового акта при формировании бюджета Забайкальского края и последующего финансирования общеобразовательных организаций с учетом установленного норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек соответствующими органами исполнительной власти Забайкальского края не имеется.

Ссылка прокурора на то, что план мероприятий, направленных на эффективное комплектование и использование фондов учебников и учебных пособий в общеобразовательных организациях края, утвержден Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края только после внесения мер прокурорского реагирования, хотя аналогичные нарушения выявлялись в 2015, 2016 годах, не может являться основанием для отмены принятого судом решения. На момент подачи административного искового заявления указанный план мероприятий был утвержден приказом Министерства образования, науки и молодежной политики края от 25 октября 2017 года № 845, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет запущено специализированное электронное приложение «Заказ учебников для образовательных организаций, что сторонами не оспаривалось. Кроме того, из представленных в материалы дела письменных доказательств, например, письма комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 20 марта 2013 года № 957 усматривается, что на заседании рабочей группы Министерством были выдвинуты требования об установлении цены за комплект учебников по учебно-методическому комплексу, проведении инвентаризации библиотечного фонда, составления анализа поступления и расходования финансовых средств на приобретение учебников. Указанное подтверждает, что деятельность по решению проблемы бесплатного обеспечения учебниками, учебными пособиями учащихся общеобразовательных организаций края велась Министерством образования, науки и молодежной политики края и до внесения представлений прокурора и обращения с административным иском в суд.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, выводы суда надлежащим образом мотивированы, соответствуют действующему законодательству, основаны на установленных обстоятельствах, подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с правилами статьи 84 КАС РФ. Нарушений норм материального права и норм процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 27 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление участвующего в деле прокурора Арутюнова А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий О.Ч. Цыдендамбаева

Судьи П.Н. Смоляков

М.Н. Бурак