ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1673 от 22.02.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Волкова Е.В. Дело № 33а-1673

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 февраля 2018 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Светловой С.Е.

судей Зайцевой О.А. и Пилипенко Е.В.

при секретаре Лысенко О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шестакова В.А. на решение Лазовского районного суда Приморского края от 23 ноября 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Шестакова В.А об оспаривании решения администрации Лазовского муниципального района отказано.

Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения Шестакова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

решением администрации Лазовского муниципального района от 11 июля 2017 года его заявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка общей площадью 9 975 кв.м было отклонено по причине нахождения земельного участка в границах охотничьих угодий, используемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании охотхозяйственных соглашений. Не согласившись с решением администрации Лазовского муниципального района, Шестаков В. А. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что согласно прилагаемым координатам, местоположение испрашиваемого земельного участка находится исключительно в границах населенного пункта села Лазо. Просит признать решение администрации Лазовского муниципального района от 11 июля 2017 года незаконным и обязать повторно рассмотреть его заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.

В судебном заседании административный истец требования поддержал, пояснил, что срок на обращение в суд за защитой нарушенного права им не нарушен, так как с 10 по 17 октября 2017 года он находился в стационаре.

Представитель административного ответчика с требованиями не согласился, указал, что испрашиваемый земельный участок расположен в охотничьих угодьях, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании охотхозяйственных соглашений. До настоящего времени имеется соглашение между ООО «Дары тайги» и департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, по которому обществом используется земельный участок, где испрашивает предоставление земельного участка Шестаков В.А.

Дело рассмотрено в отсутствие ООО «Дары тайги» и департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам считает, что решение суда является законным и обоснованным.

В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара.

Как следует из материалов дела Шестаков В.А. обратился с заявлениями о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование площадью 9 975 кв.м.

Администрация Лазовского муниципального района Приморского края 11 июля 2017 года уведомила о невозможности предоставить испрашиваемые земельные участки в соответствии с пунктом 16 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 502-ФЗ, так как испрашиваемый земельный участок расположен в границах охотничьих угодий, используемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании охотхозяйственных соглашений.

Признавая решение об отказе в предоставлении земельного участка законным, суд сделал вывод о том, что испрашиваемый земельный участок входит в охотничьи угодья площадью 78347 га, предоставленные ООО «Дары тайги» в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 7 мая 2014 года № 25-59\2014, которое заключено с управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края сроком на 20 лет (по 7 мая 2034 года).

При этом суд обоснованно исходил из того, что в силу пункта 16 статьи 17 Закона о Дальневосточном гектаре, в редакции, действовавшей на момент принятия администрацией Лазовского мунипального района решения, если испрашиваемый земельный участок расположен в границах охотничьих угодий, используемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании охотхозяйственных соглашений, то указанное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 4 статьи 27 названного закона, установлено, что по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. При этом охотхозяйственное соглашение должно включать в себя, в том числе и сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках.

Информация о землях, предоставленных для осуществления охотхозяйственной деятельностью, размещена на официальном сайте департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, с указанием координат, поэтому земли не являются свободными.

В этой связи не может служить основанием для признания незаконным решение органа местного самоуправления принятое по данным о том, что земельный участок предоставлен уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в пользование ООО «Дары тайги» при отсутствии ведений в информационной системе ФИС «На Дальний Восток».

Исходя из того, что охотхозяйственное соглашение никем не оспорено и не является предметом спорных отношений, связанных с предоставлением земельного участка для осуществления охотхозяйственной деятельностью, то ссылки в апелляционной жалобе на, что включение земель населенного пункта в охотничьи угодья, противоречит статье 83 Земельного кодекса РФ, не может служить основанием к отмене решения суда.

Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края является специально уполномоченным государственным органом Приморского края по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Приморском крае, органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий - государственных природных заказников краевого значения, природных парков краевого значения к полномочиям которого отнесено заключение охотхозяйственных соглашений (Постановление Администрации Приморского края от 10 декабря 2012 года № 400-па «О переименовании управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края и об утверждении Положения о департаменте по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края»).

Статья 62 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2).

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, как это предписано в части 3 названной статьи, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, который не связан основаниями и доводами заявленных требований по названной категории административных дел.

Судом первой инстанции приведенное требование процессуального закона были соблюдены, им истребованы из органов местного самоуправления, органов власти субъекта Российской Федерации сведения о спорном земельном участке, и правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, позиция административных истцов основана на предположениях, которые материалами административного дела не подтверждаются.

Согласно представленной карте, испрашиваемый земельный участок расположен в границах угодий, предоставленных на основании охотсоглашения № 25-59\2014.

Статьей 1 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что охотничьими ресурсами являются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; охотничье хозяйство представляет собой сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты; сохранение охотничьих ресурсов - это деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства; охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты.

Охотничьи угодья определяются тем же федеральным законом как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1 закона), и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (статья 7 Закона).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года N 335 утвержден порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требования к ее составу и структуре.

Частью 8 статьи 39 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 31 августа 2010 года № 335 «Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре», схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации и составляется на 10 лет.

Охотничьи угодья определяются как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты.

Территория охотугодий определена с установлением границ, сведения о местоположении, границах и площади содержатся в охотсоглашении.

С 1 октября 2017 года в соответствии с новой редакцией пункта 16 статьи 7 Закона о Дальневосточном гектаре исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в границах охотничьих угодий, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по предложению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих такие охотничьи угодья, определяют территории, в границах которых в целях сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания гражданам не могут быть предоставлены земельные участки в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также устанавливают максимальный размер площади таких территорий.

Таким образом, после вступления в силу изменений в закон административный истец вправе обратиться в орган местного самоуправления за предоставлением земельных участков в границах охотничьих угодий в безвозмездное пользование, которые не отнесены к вышеназванным территориям.

Постановлением администрации Приморского края от 28 сентября 2017 года № 389-па определены территории охотничьих угодий в Приморском крае, в границах которых в целях сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания гражданам, которые не могут быть предоставлены земельные участки в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, они аналогичны позиции административного истца, изложенных в административном исковом заявлении, которой дана надлежащая оценка судом первой инстанции, что нашло мотивированное отражение в судебном акте.

Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Лазовского районного суда Приморского края от 23 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шестакова В.А.– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи