Дело № 33а-16762/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2023 года город Екатеринбург
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шабалдиной Н.В.,
судей Бачевской О.Д., Захаровой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коноплиным П.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2-1579/2023 по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Гимназия № 5, Департаменту образования администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности
по апелляционному представлению административного истца прокурора Ленинского района города Екатеринбурга на решение Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 13 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., объяснения представителя административного истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Балакиной И.Н., представителя административного ответчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения Гимназия № 5 Сапко П.О., представителя административного ответчика Департамента образования администрации города Екатеринбурга Сазоновой М.О., судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского района города Екатеринбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Гимназия № 5 (далее по тексту – МБОУ Гимназия № 5), Департаменту образования администрации города Екатеринбурга (далее по тексту – Департамент образования), в котором с учетом уточнения, просил: возложить на Администрацию города Екатеринбурга в лице Департамента образования Администрации города Екатеринбурга обязанность в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) МБОУ «Гимназия № 5», расположенного по адресу: город Екатеринбург, улица Хохрякова, дом 29, оборудовать (дооборудовать) объект (территорию) системой контроля управления доступом. В состав СКУДа рекомендуется включить устройства исполнительные - электромагнитные и электромеханические замки, электромагнитные защелки, механизмы привода дверей, ворот;
-возложить на МБОУ «Гимназия №» (ОГРН/ИНН: 1026605235359 / 6661058882) обязанность в срок не позднее 3 месяцев с момента выделения финансирования выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) МБОУ «Гимназия № 5», оборудовать (дооборудовать) объект (территорию) системой контроля управления доступом. В состав СКУДа рекомендуется включить устройства исполнительные - электромагнитные и электромеханические замки, электромагнитные защелки, механизмы привода дверей, ворот.
В обоснование исковых требований (с учетом уточнений) истец указал, что по результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что в рамках исполнения требований пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее по тексту – Требования), МБОУ «Гимназия № 5» в 2020 году утвержден паспорт безопасности, согласно которому объекту охраны, расположенному по адресу: город Екатеринбург, улица Хохрякова, дом 29, присвоена 1 категория опасности. Комиссией при обследовании МБОУ «Гимназия № 5» определен перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории). Перечень мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории) МБОУ «Гимназия № 5», предусмотренных паспортом безопасности МБОУ «Гимназия № 5», должен быть выполнен не позднее 31 декабря 2022 года. Согласно акту обследования (технического осмотра) состояния ТСО и инженерно-технической укрепленности объекта от 22 июня 2022 года, указанные мероприятия в полном объеме не реализованы, в нарушение подпункта «г» пункта 18, подпункта «а» пункта 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации в МБОУ «Гимназия № 5» не все эвакуационные выходы заблокированы извещателями охранной сигнализации, а также для обеспечения санкционированного входа в здание и в зоны ограниченного доступа и выходы из них, не оборудованы системой контроля и управления доступом с дистанционным управлением с поста охраны; в нарушение положений подпункта «б» пункта 26 указанных Требований въезды на объект (территорию) не укреплены воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; в нарушение подпункта «а» пункта 25 рассматриваемых Требований объект не дооборудован охранной сигнализацией с выводом на пост охраны объекта. Кроме того, в нарушение подпункта «д» пункта 24 рассматриваемых Требований, объект (территория) не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Прокуратурой района в адрес директора МБОУ «Гимназия № 5» 21 июля 2022 года внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности. По результатам рассмотрения данного акта прокурорского реагирования в прокуратуру района представлена информация о том, что указанные мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности образовательного учреждения не исполнены в виду отсутствия финансирования со стороны Департамента образования. 19 декабря 2022 года МБОУ «Гимназия № 5» утвержден новый паспорт безопасности, согласно которому объекту охраны, расположенному по адресу: Екатеринбург, Хохрякова ул., д. 29, присвоена 2 категория опасности. Указанным паспортом безопасности предусмотрены следующие мероприятия по антитеррористической защищенности объекта (территории) МБОУ «Гимназия № 5», расположенному по адресу: город Екатеринбург, улица Хохрякова, дом 29, оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации (подпункт «д» пункта 24, пункта 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации); дооборудовать объект системой охранной сигнализации: привести техническое освидетельствование средств охранной сигнализации, заключить договор на техническое обслуживание (подпункт «а» пункта 25 указанных Требований); оборудовать (дооборудовать) объект(территорию) системой контроля управления доступом. В состав СКУДа рекомендуется включить устройства исполнительные - электромагнитные и электромеханические замки, электромагнитные защелки, механизмы привода дверей, ворот (подпункт «а» пункта 26 рассматриваемых Требований).
Считает, что поскольку выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности, предусмотренные подпунктом «а» пункта 26 указанных Требований, содержался и в ранее действовавшем паспорте безопасности, утвержденном в 2020 году и в действующем паспорте безопасности, утвержденном 19 декабря 2022 года, неисполнение требований антитеррористической защищенности и планирование их исполнения за пределами установленных законодательством сроков является нарушением действующего законодательства, направленного на профилактику террористических угроз.
Решением Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 13 июня 2023 года исковые требования прокурора Ленинского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Гимназия № 5», Департаменту образования о возложении обязанности оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, административный истец подал апелляционное представление, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов апелляционного представления указывает, что суд первой инстанции при отказе в удовлетворении требований административного иска необоснованно сослался на дату обращения с административным иском в суд, а также на дату утверждения нового паспорта безопасности, указав срок выполнения мероприятий по антитеррористической безопасности – 31 декабря 2022 года. Судом первой инстанции не учтено, что на момент вынесения решения срок выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта, предусмотренных паспортом безопасности 2020 года истек, данные требования безопасности заявлены в новом паспорте.
В судебном заседании судебной коллегии представитель административного истца Балакина И.Н. доводы апелляционного представления поддержала, просила решение суда отменить, требования удовлетворить.
Представители административных ответчиков МБОУ «Гимназия № 5» Сапко П.О., Департамента образования Сазонова М.О. с доводами апелляционного представления не согласились, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом, путем направления судебного извещения по электронной почтой, в том числе размещением информации на официальном сайте Свердловского областного суда.
На основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав представителей административного истца, административных ответчиков, изучив материалы дела, доводы апелляционного представления, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).
Согласно статье 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) к компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (пункт 2 части 3).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (статья 9 Закона об образовании).
Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу статьи 1 и пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя финансирование расходов на обеспечение безопасности.
Пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее –Требования).
Согласно пункту 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (пункт 6 Требований).
В соответствии с пунктом 8 Требований для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия), которая, как предусмотрено пунктом 11 Требований, в ходе своей работы проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности и определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии. Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (пункт 15 Требований).
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ Гимназия № 5 является бюджетным образовательным учреждением.
В соответствии с Уставом МБОУ Гимназия № 5 собственником имущества учреждения является муниципальное образование «город Екатеринбург», учредителем учреждения – Управление образования администрации города Екатеринбурга.
С учетом уставной деятельности учреждение обязано соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права граждан, прежде всего обучающихся, на безопасность, охрану жизни и здоровья.
12 февраля 2020 года МБОУ «Гимназия№ 5» был утвержден паспорт безопасности места массового пребывания людей - МБОУ «Гимназия№ 5» по адресу:город Екатеринбург, улица Хохрякова, 29а, согласно которому объекту присвоена 1 категория безопасности (л.д. 19-21).
При проведении 22 июня 2022 года проверки УВО по городу Екатеринбургу - филиал Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Свердловской области» установлено, что в МБОУ «Гимназия № 5» имеются нарушения в обеспечении антитеррористической защищенности объекта, в том числе в части нарушения подпункта «а» пункта 26 Требований: оборудовать/дооборудовать (территорию) системой контроля и управления доступом. В состав СКУДА рекомендовано включить – устройства исполнительные-электромагнитные и электромеханические замки, электромагнитные защелки, механизмы привода дверей, ворот. На дату проверки срок устранения данного недостатка не истек. (л.д.22-23).
21 июля 2022 года заместителем прокурора Ленинского района города Екатеринбурга в адрес директора МБОУ «Гимназия № 5» вынесено представление об устранении нарушений законодательства, основанное, в том числе и на невыполнение на момент проверки требований, рекомендованных старшим инспектором УВО по городу Екатеринбургу, указанных в акте проверки от 22 июня 2022 года, ранее не включенное в паспорт безопасности (л.д.24-25)
05 марта 2022 годаПравительством Российской Федерации внесены изменения в Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) от 02 августа 2019 года № 1006.
Согласно Акту обследования и категорирования от22 июня 2022 года межведомственной комиссией по обследованию и категорированию объекта (территории) МБУ «Гимназия№ 5» объекту, расположенному по адресу:город Екатеринбург, улица Хохрякова, 29а, присвоена 2 категория опасности, разработан перечень мероприятий по антитеррористической защищенности объекта, в том числе в соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Требований - оборудовать, дооборудовать объект системой контроля и управления доступом. В составе СКУДа рекомендуется включить устройства исполнительные-электромагнитные и электромеханические замки, механизмы привода дверей и ворот (л.д. 81-85).
19 декабря 2022 года МБОУ «Гимназия № 5» утвержден новый паспорт безопасности со сроком исполнения – два финансовых года (л.д.64-69).
Разрешая заявленные исковые требования прокурора, оценив представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пунктов 11, 13, 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 (далее Требования), а также пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)» пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца, ссылаясь на то срок исполнения требований, внесенных в паспорт безопасности не истек, требования заявлены преждевременно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценки в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Суд, учитывая, что на момент обращения административного истца с указанным иском, административным ответчиком были приняты меры по приведению паспорта безопасности в соответствии с внесенными законодателем изменениями в Требования, правильно отклонил доводы административного истца о необходимости возложения на административного ответчика обязанности по оборудованию/дооборудованию (территории) системой контроля и управления доступом. В состав СКУДА рекомендовано включить – устройства исполнительные-электромагнитные и электромеханические замки, электромагнитные защелки, механизмы привода дверей, ворот, поскольку ранее действующий паспорт безопасности образовательного учреждения такого требования не содержал.
Необходимость проведения данных мероприятий была включена в результате составления акта комиссии при проведении актуализации паспорта безопасности образовательного учреждения, в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)» в постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Постановление), которым были внесены изменения в Требования.
В частности, пунктом 2 названного Постановления установлено, что в отношении объектов (территорий), указанных в пунктах 2 - 9 изменений, утвержденных настоящим постановлением, которым присвоена категория или паспорта безопасности которых утверждены до вступления в силу настоящего постановления, категорирование объектов (территорий) или внесение изменений в соответствующие паспорта безопасности до наступления оснований для их актуализации проводится по решению правообладателей указанных объектов (территорий).
Учитывая, что правообладателем было принято решение об актуализации паспорта безопасности образовательного учреждения, который был утвержден 19 декабря 2022 года. При этом из данного паспорта безопасности следует, что МБОУ «Гимназия № 5» была присвоена вторая категория опасности, в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 Требований данный объект в обязательном порядке подлежит оборудованию системой контроля и управления доступом.
Вместе с тем, в качестве рекомендации в состав СКУДа в паспорте безопасности указано именно на включение – устройства исполнительные-электромагнитные и электромеханические замки, электромагнитные защелки, механизмы привода дверей, ворот. На дату проверки срок выполнения данного требования не истек.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, первоначальный паспорт безопасности о выполнении требований которого, обратился прокурор, действительно содержал требование по оборудованию системой контроля и управления доступом, но с дистанционным управлением с поста охраны, иных требований, в том числе по оборудованию устройства исполнительные-электромагнитные и электромеханические замки, электромагнитные защелки, механизмы привода дверей, ворот, в паспорте безопасности не имелось.
Учитывая, что указанные рекомендации были указаны только в паспорте безопасности, утвержденном 19 декабря 2022 года, и для их осуществления с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий законодателем предусмотрен срок - 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, суд первой инстанции делал правильное заключение о преждевременности заявленных требований, административным истцом не представлено доказательств необходимости возложения исполнения указанной обязанности в боле ранее сроки, чем предусмотрено законодателем.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм права, что не отнесено статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 13 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского района города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий | Н.В. Шабалдина | |
Судьи | О.Д. Бачевская |
О.А. Захарова