ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-1676/2018
г.Уфа 29 января 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А.
судей Куловой Г.Р. и Смирновой О.В.
при секретаре Баскаковой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Совету муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Совету городского поселения г.Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан о признании незаконными действий и решений органов местного самоуправления, по апелляционной жалобе представителя инициативной группы по проведению местного референдума на территории Ишимбайского района и г.Ишимбай ФИО1 на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 21 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения ФИО1, поддержавшего жалобу, возражения представителя Совета городского поселения г.Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Совету МР Ишимбайский район, Совету ГП г. Ишимбай о признании незаконными действий и решений органов местного самоуправления, указав, что дата была сформирована инициативная группа граждан в целях проведения референдума по вопросам: «Согласны ли Вы с тем, чтобы городское поселение город Ишимбай было наделено статусом городского округа?», «Согласны ли Вы с тем, что глава администрации городского округа город Ишимбай должен избираться на муниципальных выборах населением городского округа город Ишимбай и будет возглавлять местную администрацию?». С ходатайством о регистрации инициативной группы ФИО1 обратился дата в ТИК МР Ишимбайский район. Однако в регистрации группы было отказано, поскольку немотивированным решением от дата№... Совет МР Ишимбайский район признал вопросы, предлагаемые инициативной группой для вынесения на местный референдум, не соответствующими ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Аналогичное решение от дата№... принял и Совет ГП г. Ишимбай. Полагая, что указанными решениями ограничиваются избирательные права граждан, выдвинувших инициативу проведения референдума, административный истец просил признать незаконными действия ответчиков «по необоснованности оснований для признания вопросов местного референдума, не соответствующим требованиям ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», признать действия ответчиков как установление ограничений, установленных к инициативной группе по организации проведения местного референдума на территории Ишимбайского района и г. Ишимбай (которой принадлежит инициатива проведения местного референдума), в соответствии с ч. 9 ст. 12 и п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», признать незаконными указанные решения и отменить их полностью» (стилистика сохранена).
Истец просил признать незаконными мотивы, которые легли в основу оспариваемых решений, признать действия ответчиков как установление ограничений к инициативной группе по организации местного референдума, признать решение Совета МР Ишимбайский район от 20.09.2017 № 12/128 и решение Совет ГП г. Ишимбай от 20.09.2017 № 11/119 незаконными.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 21 ноября 2017 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
В апелляционной жалобе представитель инициативной группы по проведению местного референдума на территории Ишимбайского района и г.Ишимбай - ФИО1 просит решение отменить, считает его незаконным, указав, что суд неправильно оценил ряд обстоятельств, имеющих значение для принятия решения.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом достоверно установлено, что дата инициативная группа граждан г. Ишимбай и Ишимбайского района обратилась в ТИК МР Ишимбайский район с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории г. Ишимбай и Ишимбайского района с постановкой следующих вопросов: «Согласны ли Вы с тем, чтобы городское поселение город Ишимбай было наделено статусом городского округа?», «Согласны ли Вы с тем, что глава администрации городского округа город Ишимбай должен избираться на муниципальных выборах населением городского округа город Ишимбай и будет возглавлять местную администрацию?».
Решением Совета ГП г. Ишимбай от дата№... и Совета МР Ишимбайский район от дата№... вопросы, предлагаемые инициативной группой для вынесения на местный референдум, признаны не соответствующими требованиям ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На основании указанных решений дата ТИК МР Ишимбайский район решениями за №... и №... отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального района Ишимбайский район и городского поселения г. Ишимбай.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых решений, поскольку административные ответчики правомерно признали вопрос, предложенный инициативной группой к вынесению на местный референдум, не соответствующим требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Вопрос, предлагаемый уполномоченными представителями инициативной группы по проведению местного референдума, не является вопросом местного значения, его вынесение на местный референдум будет противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Республики Башкортостан.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Аналогичная норма предусмотрена в ч. 2 ст. 12 Закона Республики Башкортостан от 04.07.2007 № 452-3 «О местном референдуме в Республике Башкортостан».
В соответствии с п. 5 ст. 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона Республики Башкортостан «О местном референдуме в Республике Башкортостан» назначение и проведение местного референдума обязательны, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения местного референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 10 Закона Республики Башкортостан «О местном референдуме в Республике Башкортостан» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Республики Башкортостан.
Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В ст. ст. 14 и 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержится исчерпывающий перечень вопросов местного значения городского поселения и муниципального района.
Вопрос о преобразовании муниципального образования и изменение порядка избрания главы муниципального образования данный перечень не содержит, как не содержит и ст. 4 Уставов муниципального района Ишимбайский район и городского поселения г. Ишимбай (вопросы местного значения).
Правоотношения в связи с назначением и проведением голосования по вопросам преобразования муниципального образования урегулированы нормами муниципального права, а именно Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 12, 13, п. п. 3 - 7 ст. 24).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под преобразованием понимает процесс, протекающий в следующих формах: объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Вместе с тем, процедура выявления мнения населения зависит от вида преобразования муниципального образования.
Так, согласно ч. 7 ст. 13 указанного закона № 131 -ФЗ изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований.
В соответствии ч. 1 ст. 9 Закон Республики Башкортостан от 20.04.2005 № 178-з «Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан» образование, преобразование административно- территориальных единиц, населенных пунктов, установление и изменение границ административно-территориальных единиц, упразднение населенных пунктов, установление и перенос административных центров осуществляются законом Республики Башкортостан в порядке, установленном настоящим Законом и Регламентом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.
При этом к числу документов, прилагаемых к предложениям о принятии решений по вопросам образования, преобразования административно-территориальных единиц, населенных пунктов, установления и изменения границ административно-территориальных единиц, упразднения населенных пунктов, установления и переноса административных центров, относятся результаты выявления мнения населения соответствующей (соответствующих) территории, населенного пункта, интересы которой затрагиваются предлагаемым изменением, оформленные в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 11 Устава городского поселения г. Ишимбай, вопросы о преобразовании городского поселения выносятся на публичные слушания.
Таким образом, вышеуказанными нормами предусмотрен порядок выявления мнения населения при решении вопроса об изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа: данное мнение выражают представительные органы городского поселения и муниципального района по результатам проводимых публичных слушаний.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены судебного решения, поскольку опровергаются материалами дела и направлены на переоценку выводов суда.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 21 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка судья Сираева И.М.