ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1679 от 22.02.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Бузьская Е.В. Дело № 33а-1679

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 февраля 2018 года г. Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Судницыной С.П. и Туктамышевой О.В.

при секретаре Пауловой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора г. Артема в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Артемовского городского округа об оспаривании бездействия по апелляционной жалобе представителя администрации Артемовского городского округа на решение Артемовского городского суда Приморского края от 22 ноября 2017 года, которым признано незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого фонда по адресу: <адрес>; на администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность инициировать процедуру, установленную пунктами 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, путем направления в Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а так же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявления и документов, указанных в пунктах 44, 45 Положения для рассмотрения вопроса о признании жилых помещений <адрес> жилыми помещениями пригодными (непригодными) для проживания граждан, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; признано незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа, выразившееся в неорганизации получения гражданам коммунальных услуг питьевого водоснабжения, водоотведения, сбора отходов; на администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность организовать получение жителями муниципальных жилых помещений коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, сбора твердых и жидких коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., возражения против доводов апелляционной жалобы прокурора Кольцовой М.Ю., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Артема, обращаясь в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указал, что в жилом <адрес> находятся 3 жилых помещения, являющихся муниципальной собственностью, они не соответствуют требованиям Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «Об отходах производства», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения», СанПиН, дом барачного типа, не обеспечен питьевым водоснабжением и водоотведением. Прокурор полагает, что администрация не осуществляет контроль за сохранностью муниципального жилого фонда, допускает бездействие по обеспечению жильцов дома коммунальными услугами. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого фонда по адресу: <адрес>, неорганизации получения гражданам коммунальных услуг питьевого водоснабжения, водоотведения, сбора отходов; просил обязать администрацию Артемовского городского округа инициировать процедуру, установленную пунктами 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, путем направления в Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а так же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявления и документов, указанных в пунктах 44, 45 Положения для рассмотрения вопроса о признании жилых помещений <адрес> жилыми помещениями пригодными (непригодными) для проживания граждан, в течение 1 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; просил обязать администрацию Артемовского городского округа организовать получение жителями муниципальных жилых помещений коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, сбора твердых и жидких коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования.

Представитель администрации Артемовского городского округа возражал против удовлетворения иска, представил письменный отзыв, в котором указал, что иск прокурора заявлен в защиту прав определенных лиц, в интересах жильцов дома, при этом отсутствуют законные основания для обращения в суд, так как жильцы бездействуют, не проводят общее собрание собственников жилых помещений многоквартирного дома для решения вопросов по содержанию жилья, со стороны администрации отсутствует бездействие. Просил в иске отказать.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Артемовского городского округа, в апелляционной жалобе ее представитель просит отменить решение как незаконное.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение подлежащим отмене в части возложения на администрацию Артемовского городского округа обязанности организовать получение жителями муниципальных жилых помещений коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, сбора твердых и жидких коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в остальной части решение отмене не подлежит.

В соответствии с пунктами 3,6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Пунктами 8 и 9 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 02.08.2016) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Прокурорской проверкой установлено, что <адрес> одноэтажный, 1960 года постройки, барачного типа, относится к неблагоустроенному муниципальному жилищному фонду. Чердачное помещение ветхое, имеется угроза обрушения перекрытий в жилые помещения. В доме расположены 3 жилые помещения, квартиры № находящиеся в муниципальной собственности. В фундаменте дома наблюдается выпадение камней, в капитальных стенах имеется разрушение кладки, выпадение камней, крыша требует смены конька из листовой стали, полы стерты, доски поражены гнилью, имеют прогибы, отхождение плинтусов от стен. Деревянные оконные проемы поражены гнилью, деревянные двери осели, имеют плохой притвор, перекошены. Во внутренней отделке имеется отслоение штукатурного слоя, трещины, в открытой проводке требуется установка рубильника.

Актом осмотра муниципальных квартир установлено, что в квартире оконные рамы гнилые, пол поражен гнилью, имеет прогибы, плинтус отстает от стен, в квартире имеется перегрев проводки, на потолке отсутствует штукатурный слой, по драни имеются трещины.

По результатам проверки, прокурор пришел к выводу о том, что орган местного самоуправления не осуществляет должного контроля за состоянием муниципального жилищного фонда, не принимает мер к его содержанию, в связи с чем Главе Артемовского городского округа ДД.ММ.ГГГГ выдано представление об устранении недостатков жилищного законодательства.

Удовлетворяя требования прокурора о признании бездействия незаконным, суд установил, что многоквартирный дом по <адрес> имеет недостатки, которые могут служить основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу, таким образом, в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц, администрация Артемовского городского округа должна принять меры к обследованию дома для оценки его состояния.

Предложенный судом порядок исполнения решения, путем направления в Межведомственную комиссию заявления и документов для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, соответствует пунктам 42, 44, 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Принимая во внимание изложенное, решение суда в части признания незаконным бездействия администрации Артемовского городского округа, по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального жилого фонда и возложению на нее обязанности инициировать процедуру обследования жилых помещений муниципального жилищного фонда, является обоснованным.

Вместе с тем, нельзя согласиться с выводами суда о признании незаконным бездействия администрации в части не организации получения гражданам коммунальных услуг питьевого водоснабжения, водоотведения, сбора отходов и возложении на администрацию Артемовского городского округа обязанности организовать получение жителями муниципальных жилых помещений коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, сбора твердых и жидких коммунальных отходов. В названной части решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Возлагая на администрацию обязанность по организации получения гражданами коммунальных услуг питьевого водоснабжения, водоотведения, сбора отходов, суд не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло вынесение неисполнимого и незаконного решения.

Суд не учел, что в силу подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

Многоквартирный <адрес> не оборудован системой центрального водоснабжения и водоотведения, поэтому услуга водоотведения жильцам не может быть предоставлена, и объем коммунальных услуг, должен определяться при рассмотрении дела.

Согласно подпункту «а» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, услуга холодного водоснабжения может быть предоставлена в виде снабжения холодной питьевой водой до водоразборной колонки.

Администрация ссылалась в судебном заседании на альтернативный способ обеспечения жильцов водой, возможность предоставления услуги по подвозу питьевой воды населению филиалом «Артемовский» КГУП «Приморский водоканал», но такая услуга является платной, тариф на подвоз питьевой воды населению Артемовского городского округа составляет 330 руб. 58 коп.

Суд не проверял и не обсуждал вопрос о том, как осуществляется водоснабжение жильцов дома, не проверил довод администрации о том, что жильцы пользуются муниципальным колодцем, расположенным вблизи <адрес>, и не выяснил вопрос о допустимости и достаточности такого способа обеспечения жильцов коммунальными услугами.

При отсутствии волеизъявления жильцов дома о способах и порядке предоставления платных коммунальных услуг, возложение на администрацию обязанности организовать получение гражданами коммунальных услуг не достигает правовой цели соблюдения жилищного законодательства, и в нарушение части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда будет не исполнимым.

Услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, санитарное содержание жилищного фонда, коммунальные услуги относятся к услугам в сфере коммунального хозяйства, они имеют договорной характер. Потребителями по таким договорам являются непосредственно собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах, жилых домов, домовладений. Порядок заключения договоров зависит от выбора потребителями способа управления многоквартирным домом и относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (статья 44 ЖК РФ).

Рассматривая исковое требование прокурора о предоставлении жильцам многоквартирного дома по <адрес> коммунальных услуг, суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, что в силу пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отмены решения и направления дела на новое рассмотрение в части исковых требований прокурора о возложении на администрацию Артемовского городского округа обязанности организовать получение жителями муниципальных жилых помещений коммунальных услуг.

При новом рассмотрении дела в отмененной части, суду следует правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, привлечь к участию в деле лиц, чьи права затрагиваются исковым заявлением прокурора, и рассмотреть спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Артемовского городского суда Приморского края от 22 ноября 2017 года отменить в части удовлетворения иска о признании незаконным бездействия администрации Артемовского городского округа, выразившегося в не организации получения гражданам коммунальных услуг питьевого водоснабжения, водоотведения, сбора отходов.

В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Решение суда в части удовлетворения административного искового заявления о признании незаконным бездействия администрации Артемовского городского округа, выразившегося в неосуществлении контроля за сохранностью муниципального жилого фонда по адресу: <адрес> и возложении на администрацию Артемовского городского округа обязанности обратиться в Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Артемовского городского округа - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи