ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1682/2016 от 31.03.2016 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33а-1682/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 31 марта 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Наумовой И.В.,

судей Аняновой О.П., Самыгиной С.Л.

при секретаре Павловой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кутузова А.С. к Министерству юстиции Российской Федерации, УФМС России по Белгородской области об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации, решения о депортации за пределы Российской Федерации,

по апелляционной жалобе Министерства юстиции Российской Федерации

на решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 30 декабря 2015

Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., объяснения административного истца Кутузова А.С., представителя административного ответчика УФМС России по Белгородской области Масалытиной Ю.В., считавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

14.07.2015 в отношении лица без гражданства Кутузова А.С. в связи с его осуждением 10.07.2012 Старооскольским районным судом Белгородской области Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» вынесено распоряжение № <данные изъяты> о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации до 22.11.2021 по мотиву создания им реальной угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

09.11.2015 УФМС России по Белгородской области в соответствии с пунктом 11 статьи 31 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении лица без гражданства Кутузова А.С. принято решение о депортации за пределы Российской Федерации.

20.11.2015 Кутузов А.С. освободился из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области по отбытии срока наказания.

Кутузов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать незаконными и отменить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации № <данные изъяты> от 14.07.2015 о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и принятое на его основании решение УФМС России по Белгородской области от 09.11.2015 о его депортации за пределы Российской Федерации. В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что его нахождение на территории Российской Федерации не угрожает обороноспособности и безопасности Российской Федерации, не создает реальной угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, а оспариваемые распоряжение и решение о депортации, хотя и приняты уполномоченными органами государственной власти в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством, нельзя признать законными, поскольку они не учитывают обстоятельства его личной семейной жизни и положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не отвечают принципу соразмерности и вытекающим из него требованиям адекватности, обоснованности и пропорциональности используемых правовых средств. Исполнение оспариваемого распоряжения может привести к разлучению его с единственным близким родственником – матерью К.Ю.В., являющейся гражданкой Российской Федерации, проживающей в г. Старый Оскол Белгородской области. С 10.03.1998 по 27.08.1998 и с 27.01.1999 по 27.03.1999 он находился в социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних, расположенном по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, м-н Рудничный, д.23, после чего был направлен в Старооскольский детский дом по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Рубежная, д. 30 на полное государственное обеспечение, в котором находился по 01.09.2003 и состоял на регистрационном учете по месту жительства. С 27.09.1999 по 19.06.2003 он обучался в школе № 25 г. Старый Оскол Белгородской области, получил аттестат о неполном среднем образовании. 25.05.2003 ПО № 1 УВД г. Старый Оскол ему был выдан паспорт гражданина Российской Федерации. В период с 01.09.2003 по 30.06.2006 он обучался в Профессиональном лицее № 2 г. Старый Оскол, проживал в общежитии при лицее и там же состоял на регистрационном учете. С 2006 года он проживал со своей матерью К.Ю.В. по адресу: Белгородская область, г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, кв. <данные изъяты>, где до настоящего времени зарегистрирован по месту жительства. С 01.09.2008 по 27.06.2009 обучался в среднеобразовательной школе № 35 г. Старый Оскол Белгородской области, получил аттестат о полном среднем образовании. В феврале 2009 по достижении 20-летнего возраста он прибыл в УФМС г. Старый Оскол для обмена паспорта. Его паспорт изъяли, в течение двух лет проводили проверку, был дан ответ, что паспорт гражданина Российской Федерации ему был выдан незаконно. Он не имеет жилья и родственников в <данные изъяты>, желает работать, проживать в России вместе со своей матерью, являющейся инвалидом детства <данные изъяты> группы.

Решением суда признано незаконным и отменено распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации №<данные изъяты> от 14.07.2015 о нежелательности пребывания (проживания) Кутузова А.С. в Российской Федерации, отменено решение УФМС России по Белгородской области от 09.11.2015 о его депортации за пределы Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Министерство юстиции Российской Федерации просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что оснований для признания незаконным распоряжения не имелось, поскольку оно издано уполномоченным органом с соблюдением требований действующего законодательства, регулирующего порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Наличие у лица не снятой и не погашенной судимости за совершение умышленных преступлений по смыслу закона является достаточным основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, поскольку нахождение такого лица на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку. В жалобе указывается, что наличие у Кутузова А.С. родственников, проживающих на территории Российской Федерации, не влечет в безусловном порядке признания оспариваемого распоряжения незаконным, нарушающим его право на уважение личной и семейной жизни, поскольку оно принято с учетом степени общественной опасности деяния административного истца, с соблюдением принципов справедливости и соразмерности.

УФМС России по Белгородской области решение суда не обжаловано.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении оспариваемого судебного акта без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения, отклонении приведенных в ней доводов по следующим мотивам.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон № 114-ФЗ) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 199 от 07.04.2003 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - Положение) и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с которым одним из таких органов является Министерство юстиции Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Положения в случае выявления предусмотренных Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства. Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 № 171 утверждена Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, согласно пункту 2 которой Министерство юстиции Российской Федерации в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.

Как следует из материалов дела, Кутузов А.С. имеет статус лица без гражданства, осужден 10.07.2012 Старооскольским районным судом Белгородской области по части 1 статьи 115, части 2 статьи 162, части 1 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам лишения свободы.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации № <данные изъяты> от 14.07.2015 на основании части 4 статьи 25.10 Закона № 114-ФЗ признано нежелательным пребывание (проживание) в Российской Федерации Кутузова А.С. сроком до 22.11.2021.

Оспариваемое распоряжение о нежелательности пребывания в Российской Федерации Кутузова А.С. принято уполномоченным органом при соблюдении процедуры его принятия, однако не было учтено следующее.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, наряду с законами Российской Федерации, определяется и международными договорами Российской Федерации.

Исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.

Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (статья 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола № 4 к ней).

В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции (часть 1). Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (часть 2).

Европейский Суд по правам человека отмечал, что право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое не гарантируется Конвенцией, однако, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции (Постановление от 18.02.1991 по делу «Мустаким (Moustaquim) против Бельгии»). Ввиду того, что решения Договаривающихся государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права, защищаемого пунктом 1 статьи 8 Конвенции, данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, то есть оправданной крайней необходимостью, и в особенности - соразмерной преследуемой цели (Постановление от 06.02.2003 по делу «Якупович (Jakupovic) против Австрии»).

Признавая распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации № <данные изъяты> от 14.07.2015 незаконным, суд исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих, что пребывание Кутузова А.С. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Основанием для принятия оспариваемого решения о нежелательности пребывания административного истца в Российской Федерации явился лишь факт совершения им на территории России умышленного преступления. Однако, как правильно указано судом первой инстанции, наличие у Кутузова А.С. судимости само по себе не является доказательством того, что лицо создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что пребывание административного истца на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации не установлено.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом районного суда, поскольку он основан на установленных судом в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельствах и соответствуют вышеприведенным положениям действующего законодательства.

Судом первой инстанции установлено, что Кутузов А.С., <данные изъяты> года рождения, прибыл из р. <данные изъяты> в 1994 году в малолетнем возрасте вместе с матерью в Российскую Федерацию, где проживает по настоящее время, получил образование. В Российской Федерации проживает его мать К.Ю.В., являющаяся гражданкой Российской Федерации, инвалидом детства <данные изъяты> группы, желающая, чтобы ее сын Кутузов А.С. проживал вместе с ней, родственных связей, жилья в р. <данные изъяты> не имеют.

Указанное подтверждается показаниями свидетеля К.Ю.В. (матери административного истца), которая пояснила, что родилась в г. Старый Оскол. В 1988 году вышла замуж за К.С.А. и переехала с ним в г. <данные изъяты>. Там родился сын А. Когда сыну исполнилось пять или шесть лет, она с ним переехала в г. Старый Оскол, к своей матери. Мать злоупотребляла спиртным, выгоняла ее из дома. Она была вынуждена отдать сына в детский дом до того, как получит жилье. Каждый день навещала его. В 2006 г. она получила квартиру по адресу: г. <данные изъяты>, с этого времени сын проживал с нею. По достижении 20 лет сын обратился в УФМС г. Старый Оскол для обмена паспорта. В течение двух лет проводились проверки, они неоднократно обращались в УФМС, но паспорт сыну не обменяли. В 2012 году сын был осужден, она поддерживала с ним связь, ездила на свидания, передавала передачи. Хочет, чтобы сын проживал с нею.

Суд признал показания свидетеля достоверными доказательствами, поскольку они согласуются с имеющимися в материалах дела письменными доказательствами - справками учебных заведений, с места жительства, из которых следует, что с 10.03.1998 по 27.08.1988 и с 27.01.1999 по 27.03.1999 Кутузов А.С. находился в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних по адресу: г. Старый Оскол, м-н Рудничный, д.23, после чего был направлен в Старооскольский детский дом по адресу: г. Старый Оскол, ул. Рубежная, д. 30 на полное государственное обеспечение, в котором он находился по 01.09.2003 и состоял на регистрационном учете по месту жительства. С 27.09.1999 по 19.06.2003 административный истец обучался в школе № 25 г. Старый Оскол, получил аттестат о неполном среднем образовании. В период с 01.09.2003 по 30.06.2006 он обучался в Профессиональном лицее № 2 г. Старый Оскол, проживал в общежитии при лицее, где и состоял на регистрационном учете. С 2006 года он проживал со своей матерью К.Ю.В. по адресу: г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты> кв. <данные изъяты>, где до настоящего времени зарегистрирован по месту жительства. С 01.09.2008 по 27.06.2009 обучался в средней общеобразовательной школе № 35 г. Старый Оскол, получил аттестат о полном среднем образовании.

25.05.2003 ПО № 1 УВД г. Старый Оскол Кутузову А.С. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации. Согласно заключению ведущего специалиста-эксперта отдела по вопросам гражданства УФМС России по Белгородской области, утвержденного начальником УФМС России по Белгородской области 01.07.2011 Кутузов А.С. не является гражданином Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что Кутузов А.С. с 19.06.2006 значится зарегистрированным по адресу: Белгородская область, <данные изъяты>, с 26.09.1999 по 01.09.2003 являлся воспитанником ГОУ «Старооскольский детский дом» и находился на полном государственном обеспечении и состоял на регистрационном учете по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Рубежная, д. 30. Мать Кутузова А.С. - К.Ю.В. является гражданской Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991.

Для отбытия наказания, назначенного приговором Старооскольского районного суда Белгородской области от 10.07.2012 Кутузову А.С., он был этапирован в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области, где до освобождения состоял на миграционном учете, освобожден 20.11.2015.

Из характеристики, выданной 20.11.2015 ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области, следует, что Кутузов А.С. характеризуется положительно, нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, за добросовестное отношение к труду имел семь поощрений, взаимоотношения с родственниками поддерживал путем переписки.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации № <данные изъяты> от 14.07.2015 о нежелательности пребывания (проживания) Кутузова А.С. в Российской Федерации, следствием которого будет являться его депортация из Российской Федерации, в настоящее время не является необходимой, то есть оправданной крайней необходимостью мерой, соразмерной преследуемой цели защиты прав и законных интересов других лиц. Более того, оспариваемое распоряжение представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку, как следствие, делает невозможным его совместное проживание с семьей, и существенным образом влияет на условия жизни как самого Кутузова А.С., так и его матери, и нарушает их права, может привести к разлучению.

Вопреки доводам подателя жалобы о том, что наличие у истца не снятой и не погашенной судимости за совершение умышленных преступлений, в том числе тяжкого, свидетельствовало о том, что его пребывание на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и интересам граждан Российской Федерации, в связи с чем являлось необходимыми и достаточными основанием для принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации до погашения имеющейся у него судимости, суд первой инстанции обоснованно и правомерно счел возможным удовлетворить заявленные требования Кутузова А.С., поскольку распоряжение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации принято без учета правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым решение уполномоченного органа в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно приниматься с учетом заслуживающих внимание обстоятельств (семейного положения, чрезвычайных обстоятельств, гуманных соображений и др.).

Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда первой инстанции, и сводятся, по сути, к переоценке представленных сторонами доказательств и неверному толкованию норм права. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309,311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 30 декабря 2015 по административному делу по административному исковому заявлению Кутузова А.С. к Министерству юстиции Российской Федерации, УФМС России по Белгородской области об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации, решения о депортации за пределы Российской Федерации оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства юстиции Российской Федерации без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи