ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1682/2022 от 05.07.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Картавых М.Н.

Дело №33а-1682/2022

М-2983/2022

10RS0011-01-2022-006843-76

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июля 2022 г.

г. Петрозаводск

Судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия Коваленко В.В., рассмотрев частную жалобу Соколовского А.И. на определение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20.04.2022 об оставлении без движения административного искового заявления,

УСТАНОВИЛ:

Соколовский А.И. обратился в суд с административным иском, из текста которого следует, что он оспаривает действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия.

Определением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20.04.2022 административное исковое заявление оставлено без движения в связи с тем, что административным истцом не указаны в административном иске наименование и место нахождения административного ответчика, просительная часть иска не содержит конкретные требования, отсутствует описание оспариваемых действий, дата их совершения, а также не приложены копия административного иска для ответчика или доказательства его вручения административным ответчикам, документы, свидетельствующие о наличии оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины (в том числе справка об отсутствии денежных средств на лицевом счете), предложено в срок до 10.05.2022 устранить допущенные недостатки.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в частной жалобе просит его отменить и разрешить вопрос по существу, ссылаясь на то, что указанные в оспариваемом определении формальные недостатки не препятствуют принятию административного иска.

С учетом характера и сложности разрешаемого вопроса, а также доводов частной жалобы частная жалоба рассмотрена судьей апелляционной инстанции без проведения судебного заседания в порядке ст.315 КАС РФ.

Изучив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.

В силу п.п. 2, 3 ч. 2 ст. 125 КАС в административном исковом заявлении должны быть указаны наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны), номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны).

Кроме того, в административном исковом заявлении в соответствии с п.п. 4, 5 ч. 2 ст.220 КАС РФ должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.

Согласно п.п. 3, 6, 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в ст. 40 КАС РФ лицами – о правах, свободах и законных интересах иных лиц, а также нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

В соответствии с ч. 3 ст. 220 КАС РФ к административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд предоставляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.

Согласно п.2 ч.1 ст.126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого.

В силу пп.7 п.1 ст.333.19 НК РФ размеры государственной пошлины при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными установлены для физических лиц - 300 рублей.

Если иное не предусмотрено положениями КАС РФ, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения (ст. 130 КАС РФ).

Оставляя административный иск без движения, судья исходил из того, что административным истцом не указаны в административном иске наименование и место нахождения административного ответчика, просительная часть иска не содержит конкретные требования, отсутствует описание оспариваемых действий, дата их совершения, а также не приложены копия административного иска для ответчика или доказательства его вручения административным ответчикам, документы, свидетельствующие о наличии оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины (в том числе справка об отсутствии денежных средств на лицевом счете).

Суд апелляционной инстанции с данными выводами соглашается.

Как следует из материалов дела, 18.04.2022 Соколовский А.И. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия суд с административным иском, из текста которого следует, что он оспаривает действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия.

Также из текста административного искового заявления усматривается, что Соколовским А.И. не указаны наименование и место нахождения административного ответчика, в просительной части иска отсутствуют конкретные требования, описание оспариваемых действий, дата их совершения.

К административному иску не приложены копии административного искового заявления для ответчиков либо доказательства его вручения самостоятельно, а также документ, подтверждающий уплату госпошлины, сведений о том, что Соколовский А.И. от уплаты государственной пошлины освобожден, не представлено, документы, свидетельствующие о трудном материальном положении и наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины (справка об отсутствии денежных средств на лицевом счете) отсутствуют.

Указанные нарушения действующего законодательства обоснованно послужили основанием для оставления административного искового заявления административного истца без движения.

Таким образом, поскольку у суда первой инстанции имелись основания для оставления административного искового заявления Соколовского А.И. без движения, оснований для отмены определения судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20.04.2022 не усматривается.

При этом, административный истец не лишен возможности устранить допущенные недостатки и повторно обратиться в суд, его право на доступ к правосудию не нарушено.

При таких обстоятельствах, оспариваемое определение как не ограничивающее право заявителя на доступ к правосудию отмене не подлежит, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к этому не установлено.

Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного определения, судьей не допущено.

Руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20.04.2022 об оставлении без движения административного искового заявления оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Судья В.В. Коваленко