ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-16849/2021 от 31.05.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Кретова Е.А. Дело № 33а-16849/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Вердияна Г.В., Беляева Р.В.,

при помощнике судьи Налапкине А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2021 года апелляционную жалобу фио на решение Воскресенского городского суда Московской области от 24 февраля 2021 года по административному делу по административному иску ИФНС России по городу Воскресенску Московской области к фио о взыскании недоимки по пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы за 2015 год, пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения за 2017 год

заслушав доклад судьи фио,

у с т а н о в и л а:

ИФНС России по г. Воскресенску Московской области обратилась в Воскресенский городской суд Московской области с административным иском к фио о взыскании недоимки по пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы за 2015 год в размере 22651,28 руб., пени по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения за 2017 год в размере 223,39 руб., на общую сумму 22874,67 рублей.

Решением Воскресенского городского суда Московской области от 24 февраля 2021 года требования налогового органа удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, административный ответчик фио подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст.174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Пунктом 1 ст. 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном п.п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Согласно п. 1 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Пунктом 1 ст. 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации ст. 346.23 НК РФ. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п.п. 2 и 3 данной статьи).

В соответствии с п. 1 ст. 346.43 НК РФ патентная система налогообложения устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Применение патентной системы налогообложения разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).

В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69).

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, и установлено судом, что фио ИНН <***> была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 16 сентября 2013 года по 31 августа 2017 года, являлась плательщиком упрощенной системы налогообложения, а также патентной системы. Находилась на специальном налоговом режиме – упрощенной системе налогообложения (УСН).

Во исполнение положений ст. 346.23 НК РФ фио представила в ИФНС России по г. Воскресенску Московской области «нулевую» первичную налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год от 29 марта 2016 года.

В результате анализа выписки по операциям на счете ИП фио, представленной АО «Альфа-Банк» на запрос налогового органа от 9 февраля 2016 года №3253, установлено поступление денежных средств от ООО «ЮВК» в размере 7844000 руб. Однако в налоговую декларацию по УСН за 2015 год изменения налогоплательщиком внесены не были, что послужило основанием для доначисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 432816,00 рублей.

На основании ст. 101 НК РФ в отношении фио вынесено решение от 23 ноября 2016 года № 3028 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23 ноября 2016 года №3028 налоговым органом доначислен налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы по налогу в размере 432816,00 руб. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23 ноября 2016 года № 3028 вступило в силу 21 февраля 2017 года. Вместе с тем, сумма налога, доначисленная по решению № 3028 от 23 ноября 2016 года, фио не уплачена, в связи с чем начислены пени в сумме 22651,28 руб.

фио ИНН <***> находилась на специальном налоговом режиме – патентная система налогообложения.

На основании ст.3 46.45 НК РФ ИФНС России по г. Воскресенску Московской области выдала фио патент <данные изъяты> от 7 ноября 2016 года. Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года. Кроме того, ответчику выдан патент на право применения патентной системы налогообложения (форма №26.5-П) с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года. Однако в нарушение п. 2 ст. 346.51 НК РФ должник обязанность по уплате налога в установленный срок не исполнил.

В связи с неуплатой фио налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, начислены пени в размере 223,39 руб.

Таким образом, общая сумма задолженности по пеням составила 22874,67 рублей.

Налоговым органом вынесено требование от 18 июля 2019 года №32091 об уплате налога, в котором фио предложено уплатить задолженность в добровольном порядке.

Применительно к ч. 4 ст. 52, ч. 6 ст. 69 НК РФ, в случае направления налогового уведомления, налогового требования по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Административным истцом доказано обстоятельство направления административному ответчику налогового требования, что подтверждается копиями списков почтовых отправлений заказных писем №54 от 11 ноября 2020 года, в связи с чем они считаются полученными адресатом.

Обязанность по уплате пени в заявленной в иске объеме фио до принятия судебного решения не исполнена, расчет пени административным ответчиком не опровергнут.

Выданный мировым судьей судебного участка № 16 Воскресенского судебного района Московской области 20 апреля 2020 года судебный приказ о взыскании пени отменен 8 мая 2020 года в связи с поступившими от ответчика возражениями.

В силу ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 16 Воскресенского судебного района <данные изъяты><данные изъяты>, с этой даты должен исчисляться срок на обращение с административным иском в суд, то административный иск должен был быть подан в суд не позднее 8 ноября 2020 года.

Административный иск поступил в суд 24 ноября 2020 года.

Восстанавливая пропущенный налоговым органом срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности по налогам в соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, суд пришел к выводу о том, что данный срок пропущен по уважительным причинам по ряду оснований, которые, по мнению судебной коллегии, заслуживают внимания.

Таким образом, оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного административного иска. К возникшим правоотношениям применены соответствующие номы материального права. Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, также не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения как законного и обоснованного.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика, в том числе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ступинского городского суда Московской области от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи