Судья Минина Н.А. Дело № 33А–674
Докладчик Шалагина О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Михеевой С.Н., Бегуновича В.Н.,
при секретаре Ондар В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. административное дело по апелляционной жалобе администрации Мариинского муниципального района на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 26 октября 2016 года по делу по административному иску прокурора города Мариинска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мариинского муниципального района о признании нормативного правового акта недействующим в части,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора г. Мариинска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Мариинского муниципального района о признании недействующим п.1.2.1 постановления главы Мариинского района от 11.06.2014 года № 696-П «О внесении изменений в постановление главы Мариинского района от 09.04.2009 года №410-П «О создании межведомственной комиссии».
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города в ходе проверки обращения Набиуллина Э.Р. о нарушении жилищного законодательства установлено, что в апреле 2016 года в адрес межведомственной комиссии Мариинского муниципального района поступило заявление Набиуллина Э.Р. об обследовании жилого дома, расположенного по адресу: г. Мариинск, ул. Дорожная, 1 «а», на пригодность (непригодность) для постоянного проживания.
По результатам рассмотрения заявления комиссией выявлено, что все жилые помещения указанного дома находятся в частной собственности проживающих в них лиц. В связи с тем, что в соответствии с изменениями, внесенными в Положение о межведомственной комиссии Мариинского муниципального района, межведомственная комиссия не обследует частный фонд, Набиуллину Э.Р. 22.04.2016 было отказано в проведении вышеназванного обследования.
В рамках проверки прокуратурой изучено на предмет соответствия действующему законодательству постановление главы Мариинского муниципального района от 11.06.2014 № 696-П «О внесении изменений в постановление Главы Мариинского района от 09.04.2009 № 410-П «О создании межведомственной комиссии», постановление Главы Мариинского района от 09.04.2009 № 410-П «О создании межведомственной комиссии», которым утверждено Положение о межведомственной комиссии.
Установлено, что в п.п.2.1.1 Положения постановлением главы Мариинского муниципального района от 11.06.2014 № 696-П «О внесении изменений в постановление Главы Мариинского района от 09.04.2009 № 410-П «О создании межведомственной комиссии» внесены изменения, а именно пунктом 1.2.1 постановлено исключить слова «и частного» из подпункта 2.1.1 Положения.
Указанное постановление опубликовано на официальном сайте администрации Мариинского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице www. mariinsk.rii /dokumentv/ postanovleniva/p2014g/page/3/. Дата официального опубликования 11.06.2014.
С учетом внесенных изменений п.п.2.1.1 Положения в настоящее время противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006.
В связи с изложенным п.1.2.1 постановления главы Мариинского муниципального района от 11.06.2014 № 696-П «О внесении изменений в постановление Главы Мариинского района от 09.04.2009 № 410-П «О создании межведомственной комиссии» не соответствует действующему законодательству.
Исключение из Положения о межведомственной комиссии Мариинского муниципального района, утвержденного постановлением Главы Мариинского района № 410-П от 09.04.2009, нормы, в принципе исключающей возможность обследования частного жилого фонда межведомственной комиссией, противоречит требованиям законодательства и является нарушением прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просит признать недействующим п.1.2.1 постановления главы Мариинского района № 696-П от 11.06.2014 «О внесении изменений в постановление Главы Мариинского района от 09.04.2009 № 410-П «О создании межведомственной комиссии» со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель администрации Мариинского муниципального района Абакумова М.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 26 октября 2016 года заявленные требования прокурора г. Мариинска удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе глава администрации Мариинского муниципального района Кривцов А.А. просит решение суда отменить, указывая, что суд не принял во внимание информацию общего отдела администрации Мариинского муниципального района от 25.10.2016 года, согласно которой представление и протест прокурора города Мариинска на постановление главы Мариинского муниципального района от П.06.2014 № 696-П «О внесении изменений в постановление Главы Мариинского района от 09.04.2009 № 410-П «О создании межведомственной комиссии» в период с 13.08.2016 года по настоящее время в администрацию Мариинского муниципального района не поступал и документов о поступлении представления или протеста на оспариваемый нормативный правовой акт в материалах дела не имеется.
В нарушение части 8 статьи 84 КАС РФ в решении суда отсутствуют результаты оценки доказательств, имеющихся в материалах дела.
Кроме того, согласно заключению прокуратуры города Мариинска от 03.06.2014 № 7-4-2014 проект оспариваемого нормативного правового акта соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Суд необоснованно указал, что пункт 1.2.1 оспариваемого постановления главы Мариинского муниципального района не соответствует действующему законодательству, поскольку в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Суд не учёл, что полномочия по оценке частного жилищного фонда у межведомственной комиссии Мариинского муниципального района отсутствуют, и необоснованно указал, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Суд не принял во внимание, что администрация Мариинского муниципального района осуществляет полномочия на межселенной территории - территория, находящаяся вне границ поселений, и частный жилищный фонд не находится на межселенной территории, чем нарушил нормы материального права.
На апелляционную жалобу прокурором г.Мариинска принесены возражения.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации Мариинского муниципального района, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, не явился.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав прокурора Тверикину Н.Н., просившую решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.
Из материалов дела следует, что постановлением главы Мариинского района от 09.04.2009 года № 410-П «О создании межведомственной комиссии» утверждено Положение о межведомственной комиссии, в первоначальной редакции которого пунктом 2.1 было предусмотрено, что основными задачами и функциями комиссии являются оценка соответствия жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда установленным требованиям (подп.2.1.1) и признание помещения муниципального и частного жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (подп.2.1.2).
Пунктом 1.2.1 постановления главы Мариинского муниципального района от 11.06.2014 года № 696-П «О внесении изменений в постановление главы Мариинского района от 09.04.2009 года № 410-П «О создании межведомственной комиссии», которое опубликовано на официальном сайте администрации Мариинского муниципального района 11.06.2014г. и в газете «Вперед» № 46 - 24.06.2014 года, в Положение о межведомственной комиссии внесены изменения, согласно которым в подпункте 2.1.1 исключены слова «и частного». Соответственно, в действующей редакции подпункт 2.1.1 Положения предусматривает, что основными задачами и функциями комиссии является оценка соответствия жилых помещений муниципального жилищного фонда установленным требованиям. При этом подпункт 2.1.2 Положения изложен в новой редакции, которая также предусматривает возможность обследования только помещений муниципального жилищного фонда.
На основании действующего Положения о межведомственной комиссии 22.04.2016г. Набиуллину Э.Р. было отказано в проведении обследования жилого дома, расположенного по адресу: г. Мариинск, ул. Дорожная, 1 «а», на пригодность (непригодность) для постоянного проживания, поскольку все жилые помещения дома находятся в частной собственности проживающих в них лиц, а межведомственная комиссия не обследует частный фонд.
Разрешая требования прокурора, суд пришел к правильному выводу об их удовлетворении, поскольку установил, что оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Так, частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.1).
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2).
Согласно пункту 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.
Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (пункт 8 Положения).
Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Из приведенных положений федерального законодательства прямо следует, что межведомственная комиссия, создаваемая органом местного самоуправления, производит оценку жилых помещений не только муниципального жилищного фонда, но и частного жилищного фонда.
Следовательно, пункт 1.2.1 постановления главы Мариинского муниципального района от 11.06.2014 года № 696-П, которым внесены изменения в Положение о межведомственной комиссии, исключающие возможность проведения обследования и оценки межведомственной комиссией частного жилищного фонда, противоречит федеральному законодательству, нарушает права и законные интересы граждан – собственников жилых помещений, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Доводы апелляционной жалобы указанных обстоятельств и выводов не опровергают, они основаны на неверном применении и толковании норм материального права и не могут быть приняты во внимание.
Решение суда является законным и обоснованным, выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, и оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 26 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Шалагина О.В.
Судьи: Михеева С.Н. Бегунович В.Н.
Согласовано. Судья _______________ О.В. Шалагина