ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1689 от 28.03.2019 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Галимов М.И.

Дело № 33а-1689

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2019 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Гончарова И.А., судей Гомленко Н.К. и Хаваева А.Г.,

при секретаре судебного заседания ФИО5.

с участием прокурора ФИО6

при рассмотрении апелляционной жалобы представителя администрации ГО « <адрес>» ФИО7 ( доверенность на л.д. 49) на решение Дербентского городского суда от <дата>, которым постановлено:

«Административные исковые требования прокурора <адрес>ФИО8 к Администрации городского округа «<адрес>» и МБДОУ «Детский сад » удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного учреждения «Детский сад » администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности Детского сада , расположенного по <адрес> в <адрес>.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в не обеспечении достаточного финансирования мероприятий антитеррористической защищенности Детского сада , расположенного по <адрес> в <адрес>.

Обязать Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад » администрации городского округа «<адрес>» по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно: обеспечить

контрольно-пропускной режим, направленный на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект в дневное время.

Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму на объекте – Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад », расположенном по <адрес> в <адрес>».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО1, объяснения прокурора ФИО6, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор <адрес>ФИО8 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации ГО «<адрес>» и МБДОУ «Детский сад » о признании незаконным бездействия Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад » и администрации городского округа «<адрес>» и обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта.

В обоснование иска ссылался на то, что в соответствии с информацией ОМВД России по <адрес> о результатах обследования зданий и территорий общеобразовательных и дошкольных учреждений ГО «<адрес>», прокуратурой <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что в Муниципальном Бюджетной Дошкольном Образовательном Учреждении «Детский сад » (далее - Детский сад ) не соблюдаются требования, предъявляемые к антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В частности, в дневное время детский сад никем не охраняется, тем самым не обеспечивается контрольно-пропускной режим, направленный на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект.

Между тем, в соответствии с п.2 ч.1 ст.28 Федерального закона Российской Федерации от <дата>-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от <дата>- ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: - в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с п.17 Постановления Правительства от <дата> «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на: - а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); - б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; - в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); - г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; - д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Согласно п. 18 названного Постановления Правительства РФ, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: - а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; - б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;в) своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; г) обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и т.д.

Выявленные в Детском садике нарушения способствуют беспрепятственному проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.

В целях устранения указных нарушений 06.06.2018г. в адрес руководителя Детского сада было внесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры, направленные на устранение нарушений закона приняты не были по причине отсутствия финансирования на эти цели со стороны администрации городского округа «<адрес>», являющейся учредителем данной образовательной организации.

В целях устранения выявленных нарушений 09.06.2018г. соответствующее представление прокуратурой города было внесено и в адрес и.о. главы городского округа «<адрес>». Однако по результатам его рассмотрения меры по устранению выявленных нарушений фактически им не были приняты, мероприятия создающие угрозу безопасности жизни людей остались невыполненными, нарушения требований антитеррористической защищенности в Детском саду продолжают иметь место.

Между тем, что в соответствии со ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006г. -Ф3 «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обязаны обеспечить выполнение требований антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Наличие указанных нарушений может послужить причиной возникновения ситуации, возможными последствиями которой могут быть человеческие жертвы и уничтожение имущества.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Вышеуказанные нарушения требований антитеррористической защищенности Детского сада угрожают жизни и здоровью не только воспитанников, служебного персонала, но и неопределенного круга лиц.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально меняется.

Интересы государства заключаются в соблюдении всеми органами их должностными лицами, организациями, учреждениями, их должностными лицами требований антитеррористической защищенности, единообразном применении правил и нормативов в указанной области

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации ГО « <адрес>» просит решение суда отменить, ссылаясь на его неисполнимость в связи с тем, что денежных средств на устранение недостатков в муниципальном бюджете не имеется.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Извещенная надлежащим образом администрация ГО «<адрес>» в судебное заседание не явилась, своего представителя не направила, о причинах неявки заблаговременно не сообщила, поэтому дело рассмотрено без ее участия ( ст. 158 ч.3 КАС РФ). Заведующая детским са<адрес> «Пчелка» ФИО9 направила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что после проверки результатов обследования зданий и территорий общеобразовательных и дошкольных учреждений ГО «<адрес>», прокуратурой <адрес> установлено, что в Муниципальном Бюджетной Дошкольном Образовательном Учреждении «Детский сад « Пчелка» (далее - Детский сад ) не соблюдаются требования, предъявляемые к антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В частности, в дневное время детский сад никем не охраняется, тем самым не обеспечивается контрольно-пропускной режим, направленный на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект.

Между тем, в соответствии с п.2 ч.1 ст.28 Федерального закона Российской Федерации от <дата>-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от <дата>- ФЗ «О противодействии терроризму», одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с п.17 Постановления Правительства от <дата> «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на: - а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); -б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; - в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); - г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; - д)на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Согласно п. 18 названного Постановления Правительства РФ, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; б)организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;

в) своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;

г) обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и т.д.

Выявленные в детском саду нарушения способствуют беспрепятственному проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.

В целях устранения указных нарушений <дата> в адрес руководителя Детского сада было внесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры, направленные на устранение нарушений закона приняты не были по причине отсутствия финансирования на эти цели со стороны администрации городского округа «<адрес>», являющейся учредителем данной образовательной организации.

Из материалов дела следует, что с целью устранения выявленных нарушений <дата> соответствующее представление было вынесено прокуратурой города и в адрес и.о. главы городского округа «<адрес>», однако по результатам его рассмотрения меры по устранению выявленных нарушений фактически им также не были приняты, мероприятия создающие угрозу безопасности жизни людей остались невыполненными, нарушения требований антитеррористической защищенности в Детском саду продолжают иметь место.

Согласно п.7.1 ч.1 ст. 16 Федерального закона <дата> № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного выше Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Суд пришел к правильному выводу, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления.

Между тем, что в соответствии со ст.5.2 Федерального закона от <дата>-Ф3 «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обязаны обеспечить выполнение требований антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Наличие указанных нарушений может послужить причиной возникновения ситуации, возможными последствиями которой могут быть человеческие жертвы и уничтожение имущества.

С учетом изложенного вывод суда о том, что вышеуказанные нарушения требований антитеррористической защищенности Детского сада угрожают жизни и здоровью не только воспитанников, служебного персонала, но и неопределенного круга лиц, поэтому устранение нарушений должно быть возложено как на учебное заведение, так и на администрацию городского округа, поскольку последняя, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учебного учреждения.

Доводы представителя администрации ГО « <адрес>» об отсутствии финансирования на указанные цели, не может быть признан убедительным, поскольку отсутствие финансирования не является основанием, освобождающим административных ответчиков от исполнения возложенных на них законом обязанностей по исполнению требований антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Представителем административного ответчика не представлено доказательств, подтверждающих доводы о принятии исчерпывающих мер по обеспечению антитеррористической защищенности Детского сад «Пчелка».

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 308 -309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Дербентского городского суда от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ГО « <адрес>» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи