ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-17017/20 от 02.07.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Хайрутдинова О.С. дело N 33а-17017/2020

N 2а-65/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июля 2020 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Цехомской Е.В., Сидорова В.В.,

по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Ткач И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Клюева С.А. на решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 27 февраля 2020 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Представитель Межрайонной ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к Клюеву Сергею Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций, а именно просит взыскать с Клюева Сергея Александровича задолженность по страховым взносам в размере 27605,03 руб.

В обоснование требований указал, что 02.08.2019 г. Мировым судьей судебного участка № 136 Кавказского района Краснодарского края вынесен судебный приказ по делу № 2 а- 845/2019 о взыскании с Клюева Сергея Александровича задолженности в размере 27605,03 руб. Определением от 05.08.2019 г. вышеуказанный судебный приказ был отменен, что послужило основанием для обращения в суд в порядке административного искового производства. С 26.12.2016г. Клюев С.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя по 27.09.2017г. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговыми органами осуществляются меры по взысканию недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности. Таким образом, с 01.01.2017 администратором по направленным органами ПФР и ФСС России на принудительное исполнение постановлениям о взыскании страховых взносов за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя, а также вступившим в силу судебным актам о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физических лиц, являются налоговые органы. В связи с чем, задолженность, образованная до 01.01.2017г. была передана в Межрайонную ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю в электронном виде, без указания периодов образования и оснований начисления. Таким образом, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате Клюевым С.А. составляет (за период 01.08.2017 - 01.12.2018гг.) 27605.03 руб. Однако до настоящего времени оплата задолженности в добровольном порядке не произведена.

Решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 27 февраля 2020 г. административный иск Межрайонной ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю к административному ответчику Клюеву Сергею Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций- удовлетворен.

Суд взыскал с Клюева Сергея Александровича, <...>, задолженность по страховым взносам в размере 4383,48 рубля.

Взыскал с Клюева Сергея Александровича в доход бюджета муниципального образования Гулькевичский район государственную пошлину в размере 400,00рублей.

В апелляционной жалобе административный ответчик выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка лиц, участвующих в деле обязательной не признана. Руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усмотрела.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать страховые взносы (лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями), плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой)).

Согласно ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ. При этом размер страховых взносов определяется в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы за себя на обязательное пенсионное и медицинское страхование исходя из своего дохода.

Согласно п. 2 ст. 4 ФЗ от 03.07.2016 № 243- ФЗ «О внесении изменений в части 1 и 2 НК РФ, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» начиная с 01.01.2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов. Взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФ РФ, органами Фонда соц.страхования РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФ РФ и органами Фонда соц.страхования РФ.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательно социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в спорный период регулировались Федеральным законом с 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Статьей 14 Закона № 212-ФЗ определен порядок исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками в Пенсионный фонд Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также сроки их оплаты случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода.

Частями 1 и 2 статьи 18 Закона № 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренным Законом № 212-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ. уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Закона № 212-ФЗ.

По общему правилу, установленному частью 1.1 статьи 14 Закона № 212- ФЗ, расчет по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке: случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей, в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода; плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 тыс. рублей, фиксированном размере, 6 определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 тыс. рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ. увеличенное в 12 раз.

Согласно части 9 статьи 14 Закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (часть 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).

При выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 Закона № 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 250-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации должны быть переданы налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам, контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 Закона и проведенных отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г.

В соответствии с полученными налоговыми органами сведениями на основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговые органы производят взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые образовались на 01.01.2017. а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), в порядке и сроки, установленные Налоговым кодека Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Статьей 20 Закона N 250-ФЗ установлено, что контроль за правильность исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, страхового взноса, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога, страхового взноса должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, страхового взноса является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 26.12.2016г. Клюев С.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя по 27.09.2017г.

В связи с неисполнением адм. ответчиком Клюевым С.А, обязанности по уплате страховых взносов, образовалась задолженность, которая составляет (за период 01.08.2017 - 01.12.2018гг.) 27605.03 руб., а именно: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) - 2 051.91 - пеня. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года - 1 131.57 - пеня. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - 182,94 - пеня. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) - 932,67- пеня. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 23 221,55 - пеня. Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) - 84,39 - пеня.

Установлено, что налоговая инспекция направила требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 29537 от 18.12.2018 должнику предлагалось в установленные сроки оплатить задолженность. Однако до настоящего времени оплата задолженности в добровольном порядке не произведена.

После уточнения иска, в связи с частичным списанием задолженности, задолженность ответчика по страховым взносам составляет 4383,48 рубля. Представленный расчет суд находит обоснованным и доказанным.

Межрайонной ИФНС России № 5 в адрес ответчика направлялось требование № 29537 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов по состоянию на 18.12.2018 года. До настоящего времени задолженность в добровольном порядке не произведена.

С учетом изложенного, взысканию с Клюева С.А. подлежит задолженность по страховым взносам в размере 4383,48 рубля.

02.08.2019 г. Мировым судьей судебного участка № 136 Гулькевичского района Краснодарского края вынесен судебный приказ по делу № 2а-845/2019 о взыскании с Клюева С.А. задолженности по страховым взносам в размере 27605,03 руб.

Определением от 05.08.2019г. вышеуказанный судебный приказ был отменен, что послужило основанием для обращения в суд в порядке административного искового производства. Взыскателю разъяснено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.

Кроме того, судом установлено, что решением Гулькевичского районного суда от 18 января 2019 года удовлетворен в части административный иск Клюева Сергея Александровича к административным ответчикам Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Волгоградской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Краснодарскому краю, Межрайонную ИФНС России №16 по Краснодарскому краю о признании незаконными действий (бездействий) налоговых органов обязании совершить определенные действия. Признан незаконным отказ от 30.08.2018 г. МИ ФНС № 6 по Волгоградской области в требовании о признании незаконным бездействия МИ ФНС № 6 по Волгоградской области по государственной регистрации при прекращении Клюевым Сергеем Александровичем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 23.08.2005 г. МИ ФНС № 6 по Волгоградской области обязана произвести государственную регистрацию при прекращении с 23.08.2005 г. физическим лицом Клюевым Сергеем Александровичем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Межрайонная ИФНС России №16 по Краснодарскому краю обязана исключить из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей запись государственной регистрации от 27.09.2017 г. о прекращении с 27.09.2017 г. физическим лицом Клюевым Сергеем Александровичем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 апреля 2019 года решение Гулькевичского районного суда от 18 января 2019 года отменено в части и в данной части принято по делу новое решение. В удовлетворении административных исковых требований Клюева С.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Волгоградской области, Межрайонной ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю, Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю о признании незаконными отказа Межрайонной ИФНС № 6 по Волгоградской области от 30 августа 2018 года государственной регистрации при прекращении Клюевым С.А. деятельности в качестве предпринимателя с 23 августа 2005 года, возложении на Межрайонную ИФНС № 6 по Волгоградской области обязанности по проведению государственной регистрации при прекращении с 23 августа 2005 года деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, возложении обязанности на межрайонную ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю по исключению из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей записи государственной регистрации от 27 сентября 2017 года прекращении Клюевым С.А. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, отказано.

Решение Гулькевичского районного суда от 18 января 2019 года, Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 апреля 2019 года, вступили в законную силу.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что Клюевым С.А. в добровольном порядке требования налогового законодательства не исполняются, задолженность по страховым взносам в размере 4383,48 рублей не оплачена, доказательств обратного не представлено, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 27 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Клюева С.А – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.

Председательствующий: Лободенко К.В.

Судьи краевого суда: Цехомская Е.В.

Сидоров В.В.,