ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-17092/20 от 20.07.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Кутиченко Е.А. Дело № 33а-17092/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Цыцаркиной С.И., Витрике В.В.,

при помощнике судьи Балабановой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2020 года апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Наро-Фоминск Московской области на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 15 января 2020 г. по административному исковому заявлению Петровой Е. А. к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в постановке многодетной семьи Петровой Е. А. на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

заслушав доклад судьи Цыцаркиной С.И.,

объяснения представителя административного истца адвоката Леденева Д.А.,

установил:

Петрова Е.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение административного ответчика № Р001-3903572600-28630804 от 23.10.2019 об отказе в постановке многодетной семьи Петровой Е.А. на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка и возложить на Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области обязанность повторно рассмотреть заявление Петровой Е.А. о постановке многодетной семьи административного истца на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, приняв решение с учетом установленных в решении суда обстоятельств по делу.

Свои требования административный истец основывает на том, что она является матерью троих детей: несовершеннолетней Соровачевой Ю. Д., <данные изъяты> года рождения; несовершеннолетней Соровачевой В. В., <данные изъяты> года рождения; малолетнего Петрова А. В., <данные изъяты> года рождения. <данные изъяты> был зарегистрирован брак между административным истцом и Петровым В. П.. <данные изъяты>Петровым Е.А. и Петрову В.П. было выдано удостоверение многодетной семьи <данные изъяты>.

23.10.2019 г. Администрацией Наро-Фоминского городского округа Московской области по заявлению петровой Е.А. было принято решение об отказе в постановке многодетной семьи Петровой Е.А. на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка № Р001-3903572600-28630804 от 23.10.2019 г. с указанием на то, что члены многодетной семьи производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.

Административный истец полагает данное решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку на момент отчуждения земельного участка Петров В.П. не являлся членом семьи Петровой Е.А., т.к. брак был зарегистрирован только 09.12.2015 г., а 02.05.2017 г. был рожден третий ребенок в семье - Петров А. В., после чего 01.06.2017 г. Петровой Е.А. и ее супругу было выдано удостоверение многодетной семьи <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.

Представитель Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Наро-Фоминск Московской области иск не признал.

Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 15 января 2020 года требования Петровой Е.А. удовлетворены в части, было признано незаконным решение Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области № Р001-3903572600-28630804 от 23.10.2019 г.; возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о постановке многодетной семьи на учет в целях предоставления земельного участка.

В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом администрации г.о. Наро-Фоминск Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неверное применение норм материального права.

Административный истец Петрова Е.А., заинтересованное лицо Петров В.П., представитель администрации Наро-Фоминского городского округа <данные изъяты>, представитель Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Наро-Фоминск Московской области, представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены.

Поскольку по делу выполнены требования части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о надлежащем извещении лиц участвующих в деле о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия в силу части 6 статьи 226 названного Кодекса рассмотрела дело в отсутствие вышеуказанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя административного истца, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, семья Петровой Е.А. является многодетной, согласно удостоверению многодетной семьи <данные изъяты> от 01.06.2017 г.

Петрова Е.А. 16.09.2019 г. обратилась в Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области с заявлением о постановке многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка.

23.10.2019 г. Администрацией Наро-Фоминского городского округа Московской области было принято решение об отказе в постановке многодетной семьи Петровой Е.А. на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка № Р001-3903572600-28630804 от 23.10.2019 г.

Причиной отказа послужило то, что члены многодетной семьи производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более, со дня вступления в силу Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области". В обжалуемом решении даны пояснения принятого решения, из которых следует, что в соответствии с полученной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и сделок с ним (ЕГРН) Петров В. П. (супруг заявителя), являясь собственником земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> с 07.08.2013г., произвел его отчуждение 08.09.2014 г.

Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент отчуждения земельного участка Петров В.П. не являлся членом многодетной семьи, поскольку брак Петрова В.П. с Петровой Е.А. был зарегистрирован только 09.12.2015 г. Третий ребенок в семье - Петров А. В. родился 02.05.2017 г., после чего 01.06.2017 г. Петровой Е.А. и ее супругу было выдано удостоверение многодетной семьи <данные изъяты>. На момент продажи земельного участка <данные изъяты> у Петровой Е.А. было двое детей и ее семья не относилась к категории многодетных.

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при оценке соответствия многодетной семьи критерию, установленному пунктом 6 части 3 статьи 3 Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", правовое значение имеет не дата приобретения семьей статуса многодетной, а отсутствие факта отчуждения кем-либо из членов семьи, принадлежащих им на праве собственности земельных участков со дня вступления в силу названного закона.

На момент подачи заявления семья Петровой Е.А. соответствовала критериям, установленным частью 3 статьи 3 Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <данные изъяты>".

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 названного Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

В Московской области порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", который вступил в силу 15 июня 2011 года.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают на дату подачи заявления одновременно условиям, указанным в статье 6 названного Закона.

В силу части 1 статьи 6 указанного Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим законом осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет.

Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (часть 2).

Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона: члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации; родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет; трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области; члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области; члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области; члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.

Земельные участки бесплатно предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях (части 5 и 6 Закона).

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 2 Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" членом многодетной семьи являются супруги либо одинокая(ий) мать (отец) и их дети в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы).

Учитывая положения Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что на момент подачи заявления семья Петровой Е.А. соответствовала критериям, установленным частью 3 статьи 3 названного Закона, в связи чем, отказ администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области в постановке многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка является неправомерным и противоречит требованиям закона. Петров В.П. на момент принадлежащего ему земельного участка членом многодетной семьи Петровой Е.А. не являлся.

Доводы жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, а также на иной оценке обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого судебного акта.

Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные судебной коллегией, не содержат обстоятельств, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 15 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Наро-Фоминск Московской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи